Сущность, формы, функции исторического знания.
Историческое познание ориентировано на познание общества во всём многообразии его динамики. Результаты этого познания складываются в своего рода сумму знаний людей о прошлом, что именуется историческим знанием, как некоей памяти о прошлом и интересе к нему, которое свойственно в той или иной степени всем людям и народам. Собственно историческое знание выступает в различных формах. Например, в своей обыденной форме историческое знание оказывается набором представлений о прошлом, присущих каждому человеку; в то время как научная форма предполагает куда более жестко нормированные требования. Здесь уместна аналогия с историческим сознанием. Любое общество вольно или невольно обращается к прошлому как к источнику информации. Вместе с тем, и само отношение к прошлому, и способы получения информации о нем чрезвычайно разнообразны, что позволяет говорить о существовании разных типов исторического сознания. Как минимум, различие между ними определяется разными пропорциями эмоционального и рационального отношения к прошлому, а также степенью достоверности и правдоподобия той картины, которая воссоздается на основе отдельных исторических свидетельств.
Массовое сознание воспринимает прошлое эмоционально, интерес вызывает подтверждение собственных ожиданий и предпочтений, подтверждение, лишённое обязательств и с легкостью стирающее границы между доказательством и убеждением. Массовое сознание ищет правдоподобия. Социальная, или культурная, память глубоко прагматична и утилитарна. В основу же научного исторического сознания заложено стремление к восстановлению прошлого в своей максимальной адекватности последнему, что выступает своего рода гарантом достоверности и правдоподобия. Не случайно исторической наукой выработан принцип историзма, заключающийся в рассмотрении всех явлений в процессе их возникновения, развития, изменения в конкретно-исторической обстановке и взаимной связи.
С каждой новой эпохой принципы познания прошлого и понимание функций исторического знания менялись и не единожды. Сегодня среди основных функций исторического знания можно назвать следующие:
1) научно-познавательная – выявление закономерностей и направленности общественного прогресса, овладение опытом предшествующих поколений, расширение кругозора;
2) мировоззренческая – формирование картины мира с опорой на определенное понимание прошлого человечества;
3) прогностическая – понимание долговременных факторов исторического процесса, его закономерностей, позволяющее определить «вектор развития» и повысить эффективность анализа современных проблем данного процесса в отношении мирового сообщества, отдельной страны, конкретного региона, той или иной социальной общности и т.д.;
4) воспитательная – формирование морально-этических, гражданских ценностей и качеств на фундаменте коллективной памяти народа, его исторического самосознания.
5) корректирующая – согласование социального самосознания, определение положительных и отрицательных тенденций в современном состоянии общества, выявление опасностей негативных явлений (социального изоляционизма и пассивности, экстремистских политических течений и др.).
Описывая даже в общих чертах историческую науку и её современное состояние нельзя не вспомнить о её составляющих. Ведь в процессе развития исторической науки она стала областью знаний, которая состоит из отдельных разделов и отраслей, вспомогательных и специальных исторических дисциплин и наук. Степень специализации отдельных частей различна, да и само разграничение истории на отдельные отрасли весьма условно, что, впрочем, не мешает их размежеванию на группы и подгруппы.
Итак, первую группу составляют отдельные разделы и отрасли науки:
1) отрасли, изучающие определенные исторические эпохи (история Древнего мира, история античности, история Средних веков, история Нового и Новейшего времени и др.). Например, историей европейского Средневековья занимается медиевистика;
2) отрасли, изучающие определенные пространственно-географические объекты – регионы, страны и территории (история России, история Франции, история Азии, история Санкт-Петербурга и т. д.);
3) отрасли, изучающие различные сферы человеческой деятельности (политическая история, экономическая история, военная история, история дипломатии и т. д.).
Вторую группу составляют специальные (вспомогательные) исторические дисциплины – источниковедение (разработка теории и истории исторических источников, а также методики их изучения), археография (разработка теории и практики издания письменных источников), палеография (изучение истории письма, закономерностей развития его графических форм, а также памятников древней письменности), сфрагистика (изучение печатей), геральдика (изучение гербов и символических знаков), генеалогия (изучение родословных), кодикология (изучение истории рукописных книг), хронология (изучение развития представлений о времени и календаре), метрология (изучение развития системы мер и весов) и др. Оформление специальных дисциплин было обусловлено необходимостью выработки для истории собственной методики исследования. Вспомогательные исторические дисциплины исследуют природу исторических источников, степень отражения в них процесса развития общества, устанавливают виды источников, степень их сохранности, разрабатывают методики исследования различных видов источников.
Самостоятельное место занимают две специальные исторические науки – археология и этнография (этнология). Кроме того, особую группу составляют смежные науки, обособление которых вызвано потребностями развития других наук. К ним принадлежат история естествознания и его разделов (история физики, история химии и др.), история техники, история государства и права, история экономических учений, история военного искусства и т. д.