Институт гуманитарных наук и управления
Институт гуманитарных наук и управления
Кафедра отечественной истории
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Социально-политические процессы в современной России»
Направление подготовки /специальность
46.04.01 История
Профиль подготовки
Отечественная история
Москва
2017
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с ФГОС ВО по 46.04.01 История
(направление подготовки (специальность)
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
« » _______ ___г. №
Разработчики:
ГАОУ ВО МГПУ__ доцент Смирнова Юлия Валерьевна
(место работы) (занимаемая должность) (ФИО)
Эксперты:
ГАОУ ВО МГПУ профессор Токарева Елена Анатольевна
Рабочая программа дисциплины одобрена на заседании кафедры_______________Отечественной_истории_______________________________
(название кафедры)
Протокол № 1 от «24» августа 2016 г.
Заведующий кафедрой: к.и.н., проф. Андреев И.Л.
(подпись) (ученая степень, звание, Ф.И.О.)
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий выпускающей кафедрой _______________ к.и.н., проф. Андреев И.Л.
(подпись) (ученая степень, звание, Ф.И.О.)
Рабочая программа дисциплины утверждена ученым советом Института гуманитарных наук и управления
(название института)
Протокол № 1 от «25» августа 2016 г.
Директор института _____________________ к.и.н., проф. Кириллов В. В..
(подпись) (ученая степень, звание, Ф.И.О.)
1. Наименование дисциплины: «Социально-политические процессы в современной России»
2. Цель и задачи освоения дисциплины:
Целью дисциплины является изучение современных социально-политических аспектов российского исторического процесса.
Задачи курса:
- изучение литературы и источников по социально-политической истории современной России;
- анализ специфики социально-политической истории и ее роли на различных этапах российского исторического процесса;
- сравнение российско-политического процесса с общемировым и социально-политической истории различных цивилизаций;
- освоение комплекса необходимых знаний и приобретении самостоятельных оценок особенностей российского социально-политического процесса в различные периоды национальной истории;
- развитие навыков самостоятельного анализа развития социально - политического процесса и политических явлений.
3. Место дисциплины в структуре программы: дисциплина входит в Модуль М.4 «Политическая история России», относится к курсам по выбору (КВ.2) вариативной части и изучается в 3 семестре.
4. Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:
Трудовые функции:
3.1.1. –Управлять собственным развитием;
3.2.1. –Организовывать выполнение проектов/проекта в подразделении;
3.2.5. –Осуществлять межфункциональное взаимодействие;
3.2.8. –Управлять данными;
3.1.1. –Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ СПО и (или) ДПП;
3.1.3. –Разработка и обновление программно-методического обеспечения учебных курсов, дисциплин (модулей) программ СПО и (или) ДПП;
3.7.4. –Разработка научно-методического обеспечения реализации курируемых учебных курсов, дисциплин (модулей);
Трудовые действия:
- Определять собственный стиль обучения;
- Участвовать в научных семинарах по тематике проектов;
- Анализировать и оценивать имеющиеся ресурсы и условия, необходимые для выполнения плана/графика;
- Выбирать оптимальные схемы в зависимости от целей и задач деятельности;
- Руководить сбором, хранением, анализом данных;
- Проведение учебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) программ СПО и (или) ДПП;
- Организация самостоятельной работы обучающихся по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) программ СПО и (или) ДПП;
- Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных курсов, дисциплин (модулей) программ СПО и (или) ДПП, в том числе оценочных средств для проверки результатов их освоения;
- Планирование занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) программ СПО и (или) ДПП;
- Ведение документации, обеспечивающей реализацию программ учебных курсов, дисциплин (модулей) СПО и (или) ДПП;
- Разработка (самостоятельно и (или) в группе под руководством специалиста более высокого уровня квалификации) новых подходов к преподаванию и технологии преподавания учебных курсов, дисциплин (модулей) программ бакалавриата, специалитета, магистратуры и (или) ДПП.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общепрофессиональных, профессиональных и специальных компетенций:
- Способности к инновационной деятельности, к постановке и решению перспективных научно-исследовательских и прикладных задач (ОПК-6);
- Способности анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПК-7);
- Способности многофакторного анализа истории российской политической элиты, места и роли в истории российского государства, в том числе используя антропологический подход(СК-1);
- Способности рассматривать дефиниции политической истории России в социокультурном контексте и на основе современных теоретико-методологических подходов (СК-2).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- специфику инновационной деятельности, направления постановки и решения перспективных научно-исследовательских и прикладных задач; способы постановки и решения перспективных научно-исследовательских и прикладных задач; пути обсуждения этих задач;
- политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также основы цивилизационного подхода в истории;
- предметную область; методологию и методы исторических исследований, этапы развития политических элит в России; объясняет особенности развития российских политических элит; выражает свою точку зрения на важнейшие события истории российских элит;
- основные проблемы изучения истории политических элит России, основные этапы политической истории России; историографию основных проблем политической истории России; объясняет сущность основных проблем изучения истории политических элит России;
Уметь:
- иллюстрировать достижения в инновационной деятельности; сопоставлять результаты инновационной деятельности;
- анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей;
- анализировать исторические события, интерпретировать исторические факты; давать оценку историческим событиям учитывая многофакторность исторических процессов; использовать полученные знания для определения место и роли политических элит на современном этапе;
- ориентироваться в проблематике изучения политической истории России, интерпретировать точки зрения историков на основные проблемы изучения отечественной истории; применять на практике знание историографии отечественной истории, описывать в общих чертах различные подходы к изучению истории России;
Владеть:
-навыками формулирования результатов инновационной деятельности; постановкой и навыками решения перспективных научно-исследовательских и практически-прикладных задач в предметной области; определением ценности результатов инновационной деятельности;
- различными теориями исторического процесса;
- современными методами исторических исследований, междисциплинарными подходами при изучении предметной области;
- современными подходами к изучению истории России, навыком выделения основных подходов к изучению истории России; навыком определения ценности той или иной концепции истории России.
5. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов/зачетных единиц | Семестры | |||
Контактная работа (всего) | 24 / 0,7 | ||||
В том числе: | |||||
Лекции | 8 / 0,2 | ||||
Практические занятия (ПЗ) | 16 / 0,5 | ||||
Семинарские занятия (С) | |||||
Лабораторные работы (ЛР) | |||||
Из них: | |||||
Интерактивные и активные формы занятий (всего) | |||||
Самостоятельная работа (всего) | 84 / 2,3 | ||||
Подготовка к защите информационных образовательных проектов | 84 / 2,3 |
6. Структура и содержание дисциплины
6.1. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | Семинары | СРС | Всего |
1. | Краткий обзор истории социально- политических процессов в России | ||||||
2. | Российский социально - политический процесс второй половины 1980-х – 1990-х гг. | ||||||
3. | Российский социально-политический процесс начала XXI в. | ||||||
4. | Итоги и перспективы развития современной России |
6.2. Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
1. | Обзор истории социально- политических процессов в России | Предмет, задачи, теоретико- методологические основы курса. Краткий обзор истории социально-политических процессов в России. |
2. | Российский социально - политический процесс второй половины 1980-х – 1990-х гг. | Причины и начало «перестройки». Реформа политической системы в СССР. Политический кризис августа 1991 г., его итоги и последствия. Б.Н. Политический кризис осени 1993 г. Классификация, программы, лидеры. Коммуникационная политика партий. |
3. | Российский социально-политический процесс начала XXI в. | Россия к началу XXI в. Российские политические партии начала XXI в.: Эволюция взаимоотношений бизнеса и власти. Политика по отношению к неправительственным организациям. Политические деятели России начала XXI в. Бизнес и власть. Власть и гражданское общество. Портреты политических и общественных деятелей современности. Характеристика социальных процессов в России начала XXI в. |
4. | Итоги и перспективы развития современной России | Итоги политического развития Российской Федерации в начале XXI в. Стабилизация социально-политического положения Российской Федерации в начале ХХI века. Задачи и перспективы политического развития современной России. |
Образовательные технологии
Вид занятия (лекционное, практическое, лабораторное) | Наименование раздела дисциплины | Образовательные технологии (в том числе интерактивные) | Объем, ауд. Часов/в том числе в интерактивной форме |
1. Лекция | Теоретико- методологические основы курса | Проблемная лекция | 2/1 |
2. Практическое занятие | Этапы развития социально- политических процессов в России | Проблемный семинар | 2/2 |
3. Лекция | Российский социально - политический процесс второй половины 1980-х – 1990-х гг.. | Проблемная лекция | 2/2 |
3. Практическое занятие | Российский социально- политический процесс 1985- – 1991 гг. | Проблемный семинар | 4/4 |
4. Практическое занятие | Российский социально- политический процесс 1991- – 1999 гг | Проблемный семинар | 2/2 |
5.Лекция | Российский социально-политический процесс начала XXI в | Проблемная лекция | 2/2 |
5. Практическое занятие | Российский социально- политический процесс 2000- 2004 гг | Проблемный семинар | 2/2 |
6. Практическое занятие | Российский социально- политический процесс 2004- 2012 гг. | Проблемный семинар | 2/2 |
7. Лекция | Итоги и перспективы развития современной России | Проблемная лекция | 2/1 |
8. Практическое занятие | Итоги и перспективы развития современной России | Коллоквиум | 4/4 |
Итого: | часы 24/ 19 |
6.4. Содержание практических (семинарских, лабораторных) занятий по дисциплине
Примерные темы проектов
1. Социально-политическая основа формирования и развития русского централизованного государства.
2. Социально-политические основы возникновения и развития сословно представительной монархии в России.
3. Формирование и развитие российского абсолютизма. Социально-политические реформы Петра I.
4. Социально - политические преобразования Александра I и Николая I
5. Реформы в 60-70-х гг. XIX в. Их влияние на развитие социально-политического процесса в России.
6. Социально-политическое развитие России в начале ХХ века. Революция и эволюция. Возникновение и развитие политических партий в России.
7. Становление и развитие советской социально-политической системы.
8. Причины кризиса советской социально-политической системы в 1985 – 1991 годах.
9. Реформа социально-политической системы СССР во второй половине 1980-х годов. «Перестройка» народного хозяйства СССР.
10. Возникновение и развитие общественных организаций и политических партий в СССР во второй половине 1980-х годов.
11. Социально-политические основы августовских событий 1991 года.
12. Социально-политические основы крушения Советского Союза. Беловежская пуща, декабрь 1991 г.
13. Возникновение Российской Федерации. Социально-политические основы формирования государственного суверенитета России.
14. Политическая деятельность Б.Н. Ельцина в 1992 – 1993 гг. Социально-политический кризис осенью 1993 г. Его итоги и последствия.
15. Возникновение и политическая деятельность партий и общественных организаций в России в 1991 – 1999 годах.
16. Социально-политическая ситуация в России в 1999 г. Отставка Б.Н. Ельцина. Избрание президентом в 2000 году В.В. Путина.
17. Социально-политическая деятельность российских политических партий в начале 2000-х годов. Их цели и программы.
18. Политическое значение выборов президентом России в марте 2008 г. Д.А. Медведева. Его государственная деятельность.
19. Финансово экономический кризис в 2008 – 2009 года и социально-политические меры для его смягчения. Борьба с коррупцией в России.
20. Итоги социально-политического развития Российской Федерации в 2000 – 2012 годах.
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины для самостоятельной работы обучающихся:
а) основная литература:
1. Исаев, Борис Акимович. Политические отношения и политический процесс в совре- менной России: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. "Политология" / Б. А. Исаев, Н. А. Баранов. – М.; СПб.; Н. Новгород и др.: Питер, 2009. – 394 с. –
2. Карпачёв, Сергей Павлович. Новейшая отечественная история: курс лекций. Ч. 1. 1917–1941. – М.: МГПУ, 2013. – 331 с. –
3. Муштук, Орест Захарович. Политология: учебник / О. З. Муштук. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: МФПА, 2011. – 475 с. –
4. Отечественная история ХХ – начала ХХI веков: учебное пособие для студентов вузов /Под ред. А.В. Ушакова. – М.: Форум-ИНФРА-М, 2011 – 446 с.-
5. Перегудов, Сергей Петрович. Политическая система России в мировом контексте : ин- ты и механизмы взаимодействия / С. П. Перегудов; Ин-т мировой экономики и междунар. отношений РАН. – М.: РОССПЭН, 2011. –
6. Политология: учеб. для студентов вузов / под ред. М. А. Василика. – М.: Гардари- ки, 2006. – 588 с.
7. Трошихин, Владимир Васильевич. Социология и политология: Учеб. пособие /В. В. Трошихин, В. Н. Шилов. – М.: Изд-во РДЛ, 2003. – 294 с
б) дополнительная литература:
1. Анохина, Наталья Вячеславовна. Смешанная и пропорциональная избирательные си- стемы в условиях российского президенциализма / Н. В. Анохина, Е. Ю. Мелешкина // Электоральное пространство современной России: Полит. наука: ежегодник. 2008 / Рос. ассоц. полит. науки; [гл. ред. А. И. Соловьев]. – М., 2009. – С. 263–284.
2. Гельман, Владимир Яковлевич. Политические партии в России: от конкуренции к иерархии / В. Я. Гельман // Электоральное пространство современной России: Полит. нау- ка: ежегодник. 2008 / Рос. ассоц. полит. науки; [гл. ред. А. И. Соловьев]. – М., 2009. – С. 27 – 49.
3. Казин, Филипп Александрович. Голосование за власть в условиях недоверия к власти. Опыт российской политической жизни / Ф. А. Казин // Электоральное пространство современной России: Полит. наука: ежегодник. 2008 / Рос. ассоц. полит. науки; [гл. ред. А. И. Соловьев]. – М., 2009. – С. 136 –154.
4. Калинин, Кирилл Олегович. Эволюция идеологических размежеваний в российской партийной системе: 1995–2003 / К. О. Калинин // Электоральное пространство современ- ной России: Полит. наука: ежегодник. 2008 / Рос. ассоц. полит. науки; [гл. ред. А. И. Со- ловьев]. – М.,2009. – С. 155–181.
5. Коргунюк, Юрий Григорьевич. Становление партийной системы в современной Рос- сии / Ю. Г. Коргунюк; Регион. обществ. фонд "Информатика для демократии" (Фонд ИНДЕМ), Моск. гор. пед. ун-т ; [науч. ред. Е. И. Хаванов]. – М.: Фонд ИНДЕМ: МГПУ, 2007. – 543 с.
6. Модернизация и политика: традиции и перспективы России: Полит. наука : ежегодник. 2007 / Рос. ассоц. полит. науки ; [гл. ред. А. И. Соловьев]. – М.: РОССПЭН, 2011. – 431 с.
7. Политология на российском фоне / Рос. акад. управления; Авт. кол.: В. В. Рябов и др. – М.: Луч, 1992. – 295 с.
8. Рябченко, М. А. Формирование и развитие публичной политики в online-пространстве современной России / М. А. Рябченко // Сети в публичной политике: Политическая нау- ка: ежегодник, 2014 / Рос. ассоц. полит. науки ; [гл. ред. А. И. Соловьев]. – М., 2014. –С. 145–161.
9. Сергеев, С. А. Контркультурная политическая оппозиция в современной России / С. А. Сергеев // Социально-гуманитарные знания. – 2005. – № 3. – С. 245–259.
10. Сморгунов, Леонид Владимирович. Феномен "новых партий" и его влияние на электо- ральное поведение / Л. В. Сморгунов // Электоральное пространство современной Рос- сии: Полит. наука: ежегодник. 2008 / Рос. ассоц. полит. науки; [гл. ред. А. И. Соловьев]. – М., 2009. – С. 103–116.
11.Согрин, Владимир Викторович. Политическая история современной России 1985– 1994: От Горбачева до Ельцина / В. В. Согрин. – М.: Прогресс-Академия, 1994.
12. Холодковский, Кирилл Георгиевич. К вопросу о политической системе современной России / К. Г. Холодковский // Электоральное пространство современной России: Полит. наука: ежегодник. 2008 / Рос. ассоц. полит. науки; [гл. ред. А. И. Соловьев]. – М., 2009. – С. 117–135.
13. Швец, Лариса Григорьевна. Власть, доминирование, влияние в современном полити- ческом процессе / Л. Г. Швец // Электоральное пространство современной России: Полит. наука: ежегодник. 2008 / Рос. ассоц. полит. науки; [гл. ред. А. И. Соловьев]. – М., 2009.
14. Электоральное пространство современной России: Полит. наука: ежегодник. 2008 / Рос. ассоц. полит. науки; [гл. ред. А. И. Соловьев]. – М.: РОССПЭН, 2009. – 479 с.
11. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины
1. Всемирная история. Единое научно-образовательное пространство. Ресурс создан для координации научно-исследовательской и преподавательской деятельности историков России. URL.: http://www.worldhist.ru/( дата обращения: 24.08.2014);
2. XX век в событиях и фактах, относящихся прежде всего к истории наук о· человеке, к повседневной жизни людей, к культуре в самом широком смысле слова. URL.: http://www.idf.ru/almanah.shtml Весь ХХ век. ( дата обращения; 23. 08.2014);
3. Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование». URL.:· http://www.humanities.edu.ru ( дата обращения: 24.08.2013);
4. Федеральный портал «Российское образование». URL.: http://www.edu.ru/( дата· обращения:24.08.2014);
5. Электронная гуманитарная библиотека. URL.: http://www.gumfak.ru/( дата· обращения: 25.08.2014)
6. Российский общеобразовательный портал. URL.: http://www.school.edu.ru (дата· обращения: 25.08.2014);
7. Хронос. Всемирная история в Интернете. Проект ставит целью ознакомление с· мировой историей и культурой. Структура сайта включает в себя следующие разделы: исторические источники; генеалогические таблицы; библиотека; биографический указатель; статьи на исторические темы; исторические организации; страны и государства. Имеется система поиска по сайту.URL.: http://www.hrono.ru/index.sema ( дата обращения: 25.08.2014);
8. Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до· наших дней» (БРЭ/Рубрикон). URL.: http://www.rubricon.com/io_1.asp ( дата обращения: 23.08.2014).
12. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочные системы
1. Системное прикладное программное обеспечение (операционные системы, антивирусы, программы для обслуживания телекоммуникационных сетей);
2. Прикладное программное обеспечение общего назначения (текстовые процессоры, электронные таблицы, программы для работы с графикой, музыкальные редакторы и программы работы со звуком, браузеры);
3. Для поиска и обработки информации рекомендуется использовать INTERNET EXPLORER, MOZILLA FIRE FOX, GOOGLE SEARCH;
4. для текстовых работ WINDOWS-MICROSOFT - WORD, для работы с таблицами, схемами - MICROSOFT-EXEL, для работы с презентационным материалом POWER POIN;
13. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
- Курс обеспечен литературой библиотечного фонда ГАОУ ВО МГПУ и возможностью доступа к Интернет-ресурсам.
- Для проведения лекционных занятий требуется аудитория на курс, оборудованная· меловой и интерактивной досками, мультимедийным проектором и экраном.
- Для обеспечения практических занятий по данному курсу необходимы· специальным образом оборудованные аудитории и/или компьютерные классы; персональные компьютеры; технические и аудиовизуальные средства обучения.
Институт гуманитарных наук и управления