Контрольный психологический самоанализ урока истории по теме: «Возникновение искусства и религиозных верований», 5 класс
(см. Приложение 1)
Во время подготовки к уроку, мною планировались следующие задачи:
1. Обучающие: рассмотреть причины появления религиозных верований у древних людей; познакомить учащихся с первыми произведения искусства древнейших людей; продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, работать с ним.
2. Развивающие: способствовать формированию умений анализировать исторический материал посредством работы с видеофрагментом, текстом учебника; способствовать развитию у обучающихся познавательного интереса.
3. Воспитательные: способствовать развитию понимания культурного многообразия мира, уважения к культуре своего и других народов.
Проведя урок, я пришла к выводу, что почти все задачи, стоявшие передо мной, мне удалось выполнить, а именно:
— Рассмотреть причины появления религиозных верований у древних людей;
— Познакомить учащихся с первыми произведениями искусства древнейших людей;
— Способствовать формированию умений анализировать исторический материал, посредством работы с видеофрагментом и текстом учебника;
— Способствовать развитию у учащихся познавательного интереса;
— Способствовать развитию понимания культурного многообразия мира.
Частично не удалось реализовать задачу, заключавшуюся в воспитании уважения к культуре своего и других народов. На мой взгляд, причина заключается в том, что данная задача может быть сформирована только на протяжении нескольких уроков с подобной темой.
В ходе урока были раскрыты следующие вопросы темы:
1. Как была найдена пещерная живопись?
2. Загадки древнейших рисунков;
3. Человек «заколдовывает» зверя;
4. Зарождение веры в души.
На мой взгляд, все вопросы были успешно усвоены учащимися, т.к. для урока были подобраны и использованы наиболее эффективные формы и методы обучения, и в частности это: информационная технология (просмотр видеофрагмента), активные методы обучения (групповая работа, работа в парах, проблемное объяснение, корзина идей). Все это, способствовало активизации познавательной деятельности учащихся.
В течение урока ребятами без особого труда были выполнены следующие задания: просмотр видеофрагмента с последующим ответом на вопросы по нему, работа в группах, составление рассказа в парах на тему «Загадки первобытных рисунков», работа с учебником, запись нового термина в тетрадь, рефлексия.
В конце урока была организована оценка усвоения знаний учащихся, которая была проведена в форме опроса. Школьникам были предложены выражения, которые нужно было охарактеризовать одним понятием. У учеников данное задание не вызвало затруднения, что свидетельствовало об успешном усвоении темы.
Создание положительной мотивации
Для создания мотивации на уроке, мною была подготовлена красочная презентация, что способствовало появлению заинтересованности у ребят в изучаемой теме. Также в начале урока на этапе актуализации знаний мною был использован активный метод обучения – «Корзина идей», побуждающий ребят к работе с новой информацией, а также стимулировавший к постановке и способам реализации цели. Учащиеся активно работали, были внимательны, уверенно высказывали собственные суждения. Все это свидетельствовало о том, что в классе была создана рабочая обстановка.
Организация внимания
После этапа актуализации знаний учащихся, я перешла к изучению новой темы, создав установку на сосредоточение внимания фразой: «А теперь переходим к изучению новой темы». Материал урока был логически выстроен и связан с предыдущей темой («Как мы с вами говорили на прошлом уроке, человек постепенно развивается, эволюционирует…»). Для поддержания внимания на протяжении всего урока, ребятам задавались различные вопросы (уточняющие, объясняющие, оценочные и др.), весь урок сопровождала мультимедийная презентация. Во время работы на уроке учащиеся были сосредоточены и поглощены выполняемой работой, не отвлекались на посторонние темы. Ответы на вопросы учителя были логически выстроены и точны. Ученики без особых затруднений и пауз сменяли виды деятельности (просмотр видеофрагмента, работа в группах, беседа, запись нового термина в тетрадь).