В результате изучения раздела «Человек и общество»
Выпускник научится:
· узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
· различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
· используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
· оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
· использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
· осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
· ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
· наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
· проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
· определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
· К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к продолжению образования,так как реализуя принцип деятельностного подхода, учебно-методический комплект по курсу «Окружающий мир» в развивающей личностно-ориентированной системе «Перспективная начальная школа» рассматривает процесс учения не только как усвоение системы предметных ЗУНов, составляющих инструментальную основу компетентности учащихся, но и как процесс познавательного развития и развития личности учащихся через организацию системы личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных учебных действий. В связи с этим предметное содержание и планируемые для усвоения детьми способы действий представлены в УМК во взаимосвязи и взаимозависимости через систему вопросов и заданий.
Проблемный характер изложения учебных текстов в учебниках достигается посредством:
· демонстрации не менее двух точек зрения при объяснении нового материала;
· выходом за пределы учебника в зону словарей и Интернет;
· системой наблюдений, опытных и экспериментальных исследований явлений окружающего мира;
· специальным местоположением вопросов-заданий, нацеливающих учеников на творческую работу исследователей-открывателей закономерностей и правил;
· иллюстрированным материалом (фотографии, таблицы, карты, произведения живописи).
Система разнообразных форм учебной деятельности обеспечивается межпредметными связями содержания и способов действия, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей.
Содержание учебников, учитывая потребности и интересы современного ребёнка, предлагает ему:
· на выбор источники дополнительной информации;
· участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или проектную деятельность посредством переписки с активом клуба или выхода в Интернет;
· социальные игры на уроках.
Учебные тексты учебников комплекта построены с учётом возможности оценки наличных учебных достижений (как учеником, так и учителем). Это прежде всего:
· задания на самопроверку и взаимопроверку;
· задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные и контрольные задания для членов клуба;
· завуалированное требование быть внимательным при чтении текста.
Структура каждого учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности школьников системой специальных заданий, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, председатель заседания), то в роли организатора учебной деятельности классного коллектива.