Цель изучения темы: познакомиться с одним из возможных форматов базовых концептов «человек», «общество», «социальный институт».

Основные вопросы темы: Человек. Общество. Социальный институт общества. Социокультурные программы общества. Личностно ориентированные программы человека.

Человек существует в мире не только как отдельный человек, но и как человечество (совокупность всех людей, когда либо существовавших, существующих и людей будущего), человеческий род (система родо-видовых качеств человека, выделяющих его из мира), общество. Человек через множество своих родо-видовых качеств и, прежде всего, сущностных потребностей и способностей, интегрированных в индивидуальной деятельности, а затем в процессе развития и в совокупной - общественной - деятельности выстраивает вокруг себя специфический, человекотворный мир, являющийся частью мира в целом. Это - техника, новые породы растений, животных, наука, образование, искусство, государство и т. д.

Общество порождается человеческой, общественной деятельностью. В процессе совместной деятельности люди вступают в определенные отношения, принимающие в своем историческом развитии форму общественных отношений самого различного типа, вида, уровня: социальные, межличностные, семейные, дружеские, производственные, государственные, научные, образовательные и т. д. С другой стороны, в процессе исторического развития возникают, формируются, развиваются исторически сложившиеся формы самой общественной деятельности (точнее – различных ее типов, видов и уровней), называемые социальными институтами: семья, образование, наука, государство и т. д. Каждый социальный институт представляет собой некий комплекс норм (нравственных, юридических), принципов, технологий, моделей поведения, взаимоотношений людей и их групп, задающих деятельность в границах данного социального института и выступающих базисными характеристиками данного социального института. Именно через комплексы своих базовых характеристик социальные институты общества взаимодействуют между собой, в известной мере задавая палитру культурно-исторического типа данного общества.

Мы фокусируем свое внимание на одном из важнейших социальных институтов общества - образовании. Чтобы лучше понять детерминанты функционирования и механизмы взаимодействия института образования с другими социальными институтами общества, мы вычленим, удобным для нас способом, его базисные характеристики. Предварительно сделаем ряд замечаний, представляющих одну из возможных форм артикуляции таких основополагающих философских концептов как человек и общество.

Человек, как социальное существо с полноценной природной субстанцией (основой) обладает бесконечным набором родо-видовых свойств, качеств, характеристик самых различных свойств, масштабов и уровней. Этот набор родовидовых качеств человека содержит как подсистему, идентифицирующую его со всем человечеством (универсалии: речь, наличие ментальности, нравственного кодекса, прямохождение и пр), так и подсистему, выделяющую человека из сообщества ему подобных (уникалии: соматические, ментальные, сенсорные и др. качества). Среди всех родо-видовых качеств человека выделяют два предельных, универсальных, сущностных качества - потребности (хочу, мне нужно) и способности (могу, умею) человека. Все иные качества, свойства, характеристики человека в конечном итоге являются разновидностями, модусами, формами бытия человеческих потребностей и способностей: воля, сила, ловкость, желания, хотения, настойчивость и т. д.

Человек через систему своих родо-видовых качеств, и прежде всего сущностных потребностей и способностей, интегрированных в индивидуальной деятельности, а затем в процессе развития и в совокупной - общественной - деятельности (целесообразное взаимодействие человека с миром) выстраивает вокруг себя специфический, человекотворный мир, являющийся частью мира в целом.

Обществом мы называем все человеческое (демос) взятое в единстве с человекотворным миром. Стержнем, системообразующим фактором общества выступает деятельность, общество порождается деятельностью. Сама деятельность выступает, с одной стороны, как единство общественных потребностей и способностей (база деятельности), а с другой - неизбежно порождает деятельностные (общественные, социальные) отношения и деятельностные (общественные, социальные) институты (надстройка деятельности).

Человек живет и действует в соответствии с законами общества. Иными словами, человек вынужден учитывать, придерживаться и подчиняться определенным этическим, эстетическим, политическим, производственным, техническим, научным, экологическим, экономическим и т. д., и т. п. нормам, стандартам, обычаям, технологиям, правилам, законам, инструкциям и пр.

Совокупность всех, укорененных в обществе, норм, стандартов, эталонов деятельности, поведения, технологий, методов, методик, правил производства и т. д. самых различных видов, типов и уровней называют социокультурными программами общества.

С другой стороны, человек, соблюдая, учитывая и осваивая социокультурные программы, делает это с учетом и в соответствии с собственными генетическими, психофизическими, этно-психологическими возможностями и представлениями, на основе которых он формулирует и ставит цели, определяет собственную траекторию их достижения, в результате чего только и происходит его развитие.

Совокупность механизмов целеполагания, способов, методов, приемов и т. д. поведения, индивидуальной деятельности человека в обществе по достижению поставленных им целей называют личностно ориентированными программами человека.

Ясно, что личностно-ориентированные программы в снятом виде включают всю гамму отличительных качеств и черт человека (его уникалии), таких как настойчивость, дальновидность, грамотность, способность, коммуникабельность, его взгляды и установки и пр.

Контрольные вопросы и задания

1. Каким базовым характеристикам человека обязан своим существованием

человекотворный мир?

2. Что такое социальный институт общества? Приведите примеры.

3. Раскройте содержание понятия социокультурных программ общества.

4. Раскройте содержание понятия личностно ориентированных программ человека.

Тема 2

Образование как социальный институт.

Предмет философии образования

Цель изучения темы: Раскрыть содержания понятия института образования; представить системно предмет философии образования.

Основные вопросы темы: Философский анализ педагогической трактовки образования. Философская модель образования. Системное и содержательное представления предмета философии образования. Методологические функции философии образования.

В педагогике образование в широком смысле рассматривают как социальный институт, задающий (нормирующий) в обществе процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта с целью становления человека (превращения его в личность).

Для нас важно вычленить философскую суть, базовые характеристики образования как социального института. С этой целью проанализируем это определение с позиций логики. Здесь естественным образом усматриваются и выделяются следующие системообразующие понятия.

Трансляция (...процесс ... передачи ...).

Культура (...социально значимый опыт ..., включающий все богатство социокультурных программ общества). Сделаем несколько пояснений. Под культурой мы понимаем то содержание социального опыта, которое обладает положительным значением для человеческого рода, является ценным с точки зрения объективного процесса развития общества и человека. (культура есть система позитивных социальных образований). В культуре выделяют три ее слоя или три вида: информационная культура (знания, теории, гипотезы, представления, понятия, определения и т. д. всех видов и уровней: знаю); операциональная культура (правила, приемы, методы, технологии, нормы и т. д. всех видов и уровней: умею, могу) и мотивационная культура (позиции, отношения, ориентации, убеждения, желания, влечения, цели, интересы, долженствования и т. д. всех видов и уровней: хочу, убежден, должен).

Общество, социум (...общественно организуемый ...). Об обществе мы уже говорили. Часто будет встречаться и понятие социум к которому относят все социальное в обществе. Можно сказать, что социум - это общество без человекотворных материальных систем (техносистемы, экосистемы и т. д.).

В содержании понятия образования неявно присутствует инструмент нормирования образования, образовательной деятельности (… нормируемый …), каковым выступают специально учреждаемые институты общества или само государство.

Понятие «становление» представляет собой один из модусов (разновидностей) снятия оппозиции «Человек - Общество» (личностно ориентированные и социокультурные программы) и поэтому является производным. В дальнейшем вместо становления человека мы будем говорить о его социализации (включение человека в наличную систему социальных отношений путем передачи ему и освоения им социального опыта), предпочитая это понятие, как более адекватно отражающее сущность и механизмы снятия оппозиции «Человек - Общество».

Сказанное позволяет дать следующую философскую трактовку системы образования:

Образование представляет собой исторически обусловленную, нормируемую трансляцию культуры в обществе (социуме), с целью социализации человека.

Ясно, что в такой широкой трактовке образование позиционировано как социальный институт общества.

Образование как социальный институт, как система, как целостный объект изучается теорий образования - эдукологией (лат. educo - воспитание, образование; греч. logos - слово, учение). У объекта «образование», как и у любого другого объекта вообще, есть много сторон, явлений, элементов, ракурсов, срезов, отношений с другими объектами и т.д., называемых предметами этого объекта: социология образования, экономика образования, педагогика, дидактика, теории и методики обучения конкретным дисциплинам (частные методики) и пр. Объектом изучения философии образования предстает само образование как единая система, как объект. Но философия образования изучает этот объект со своих позиций, свою сторону образования, свой предмет. Каков он? Мы представим философию образования в виде системы - набора нескольких базовых элементов с указанием основного, базового отношения между этими элементами.

При таком подходе предмет философии образования обязательно включает в себя человека в качестве одного из элементов. Очевидно, два других элемента - это собственно образование как социальный институт общества и само общество. Наконец, и конституирование образования в социальный институт, и его функционирование невозможно без государства (даже в его архаичных формах), как основного нормирующего элемента.

Таким образом, предметом философии образования является система, базисными элементами которой являются элементы: Человек, Образование, Общество, Государство.

Элементы этой системы выписаны явно, а базисным отношением выступает трансляция культуры, задающая всю сложнейшую гамму возникающих здесь отношений и проблематику философии образования: детерминанты образования, движущие силы и источники содержания образования, роль учителя и ученика в системе образования, образование для человека и общества, генезис образования, деятельности в системе образования (обучение, воспитание, образовательные технологии и пр.) и т.д.

Теперь мы можем сказать, что предмет философии образования - это система «Человек - Образование - Общество - Государство» с базисным отношением «трансляция культуры».

Из сказанного, в частности, вытекает, что важнейшими подсистемами предмета философии образования являются все его подсистемы, содержащие элемент «образование»: «Человек - Образование», «Образование - Общество», «Образование - Государство», «Человек - Образование - Общество», «Человек - Образование - Государство», «Образование - Общество - Государство». Эти подсистемы задают один из возможных способов тематизации проблематики философии образования. Отсюда видно, что уже первичная оценка проблематики философии образования выделяет две основополагающие проблемы: первая - место и роль образования в жизни человека; вторая - место и роль образования в жизни общества и государства.

Предмет философии образования можно артикулировать содержательно: философия образования вычленяет и изучает предельные, глубинные основания функционирования образования. Это поиск ответов и сами ответы на вопросы: почему, зачем (детерминанты, движущие силы, цели и функции образования), чему (содержание образования), кто (учитель), как (средства, методы, технологии образования), где, в каких формах (образовательные учреждения, уровни образования и т.д.) происходит, проводится, протекает образование человека.

Содержательная трактовка предмета философии образования позволяет по иному тематизировать основное содержание философии образования и как исследовательской области, и как учебного предмета. В фокусе внимания философии образования неизбежно оказываются проблемы: способностей и потребностей человека (почему, зачем); соотношение педагогической деятельности в обществе с другими типами деятельности (учитель, ученик); социальное и политическое бытие образования (где, в каких формах); связи и отграничения общего и профессионального образования; философское содержание базовых концептов образования (таких, например, как образование, обучение, воспитание); учитель и учебный предмет в системе образования (содержание); философские основания методов и средств образования; эдукогенез и его модели и т.д.

И системная, и содержательная трактовки предмета философии образования эксплицируют целый ряд ее функций. В качестве важнейших из них могут быть выделены следующие: гносеологическая, методологическая, аксиологическая и праксиологическая функции.

Гносеологическая функция философии образования реализована в философском осмыслении системы образования в обществе: детерминанты возникновения, структура, движущие силы и т.д.

Методологическая функция обнаруживает философский статус методов исследования, принципов, используемых в теории образования, педагогике и т. д.: наблюдение, педагогический эксперимент, философский анализ оснований методов воспитания, обучения и т. д.

Познавая, философски изучая образование, человек неизбежно вырабатывает свое отношение к нему, оценивает его, сравнивает во времени и пространстве различные системы образования, вырабатывает, формирует некий идеал образования. Здесь и представлена аксиологическая функция философии образования.

Человек не только познает образование, но и старается его преобразовать (изменить, заменить) в соответствии с целями, задаваемыми образовательным идеалом. Отношение к преобразованию образования (возможность, необходимость, целесообразность, границы и т. д.) задает праксиологическую функцию философии образования (выражением праксиологической функции философии образования является, например, понятие реформы образования).

Контрольные вопросы и задания

1. Выделите системообразующие понятия педагогической трактовки системы

образования.

2. Как обосновать, что образование является социальным институтом?

3. Обоснуйте системное представление предмета философии образования.

4. Представьте примерную тематизацию философии образования, исходя из ее

системного и содержательного представления.

5. Представьте свое видение основных функций философии образования.

Тема 3

Человек. Теория человека.

Образование и основные этапы социализации человека

Наши рекомендации