Прочитайте наизусть стихотворение о Великой Отечественной войне (по своему выбору ).

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна,-

Идет война народная,

Священная война!

Как два различных полюса,

Во всем враждебны мы:

За свет и мир мы боремся,

Они - за царство тьмы.

Дадим отпор душителям

Всех пламенных идей,

Насильникам, грабителям,

Мучителям людей!

Не смеют крылья черные

Над Родиной летать,

Поля ее просторные

Не смеет враг топтать!

Гнилой фашистской нечисти

Загоним пулю в лоб,

Отребью человечества

Сколотим крепкий гроб!

Встает страна огромная,

Встает на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой.

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна,-

Идет война народная,

Священная война!

Билет №22

Своеобразие жанра частушек и их исполнения.

Часту́шка (припевка, коротушка) — жанр русского фольклора, сложившийся к 1870-м годам. Термин «частушка» был введён писателем Г. И. Успенским в очерке «Новые народные песни» (1889 г.) при характеристике народных стишков. Истоки частушки — игровые и плясовые припевки, «сборные» хороводные песни, скоморошьи прибаутки, свадебные «дразнилки» и городские песни.

По версии А. А. Шахматова, название частушки происходит от глагола «частить» со значением «говорить быстро, под лад частых тактов музыки»; другая интерпретация мотивированности названия — «то, что часто повторяют». Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми». Поэтому естественно, что новый песенный жанр, близкий ритмически к старым плясовым песням, наряду с другими названиями получил также и название «частушка» .

Частушка — один из видов словесно-музыкального народного творчества. Это — короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из четырех строк и исполняющиеся полуговорком в характерной звонкой манере. Особую разновидность частушек составляют двухстрочные песенки («страдания» , «семеновна» и др.), исполняемые в песенном стиле. Исполняются частушки под гармонь, баян, балалайку, инструментальный ансамбль, а часто и без всякого музыкального сопровождения. Частушки относятся к лирическому роду поэзии.

Частушке свойственны злободневность тематики, афористичность, неожиданность метафор и рифм, напевно-речитативный тип мелодики, импровизация на основе устойчивых музыкальных форм.

Типы частушек.

Лирические частушки (припевки) — 4-х строчная частушка на разные темы.

Плясовые — 4-х строчные припевки, они отличаются от лирических особым ритмом, удобным для сопровождения плясок, строчки короче, чем в лирической частушке. К ним относятся частушки типа «Яблочко», которые появились в начале XX века на Украине как любовные. В 1917—1920 годы эти частушки обрели новую тему, став социально-политическими.

Страдания — как правило, двухстрочные частушки о любви — поются медленно, протяжно. Их пели на Волге и в средней полосе России. На Севере России, Урале, Сибири они не были известны. И т.д. Это еще не все типы.

Темы частушек.Большинство частушек — о любви, однако граница между частушкой личной, бытовой и общественной, социальной весьма условна. Можно выделить следующие темы: любовно-бытовые, общественно-политические, деревенско-колхозные будни с колхозной производственной тематикой и с участием трактористов-механизаторов. Некоторые частушки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы.

«Частушки Самарского края и их тематика»

Частушка Тематика
Хватит жить поодиночке, Разбивай, сосед, забор! Мы на прошлом ставим точку О колхозе разговор. Колхоз
Гармонистика любила, В поле слушать бегала. Если б он меня любил, Расставанья б не было. Любовь
Эх, ты, теща моя, Хуже лихорадки, Щи варила - пролила, Обварила пятки. Семья
Милый в армию поехал. Я кричала: Воротись! Издаль голос раздавался: Милка, три года дождись! Армия
Полюбила я пилота. Думала, летает. Прихожу на эрадром, А он подметает! Быт
Я колхозная девчонка, Я работы не боюсь. Если правый бок устанет, Я на левый первернусь. Труд

Язык частушки.

1.Больше в частушках эпитетов не традиционных («маменька родима», «на чужой на стороне», «милый друг»), а новых. Эти новые эпитеты оригинальны, они служат средством меткой индивидуальной характеристики образов – «милка», «милочка-крутилочка», « милёночек», «девчоночка-отлеточка», «дорогой залеточка».

2. В традиционных лирических песнях гиперболы почти не употребляются, в частушках – наоборот. Малая форма частушки принуждает говорить кратко и четко, частушка выражает мысли выпукло, ярко, нередко подчеркнуто заостренно: «Изорвал милый штиблеты, А я полботиночки!», «С головой в чугун улез!»

3. В частушках довольно большое место занимают такие средства поэтического стиля, как юмор и ирония:

Мне про милого сказали, Что картошку он не ест. Я иду, смотрю в окошко: С головой в чугун улез! Целовала милого У куста калинова. Сверху яблоко упало, С ног свалило милого.

Наши рекомендации