Урок №11 Толкование Корана. (Желательный к изучению урок).

Урок №11 Толкование Корана. (Желательный к изучению урок).

Толкование Корана часть 6.

Содержание:

Способы чтения Корана.

Коран и западные ориенталисты.

Способы чтения Корана.

Некоторые люди путают способы чтения Корана (кираат) с семью чтениями (харф), что противоречит единому мнению мусульманских богословов.

Макки б. Абу Талиб сказал: «Способы чтения, которые используются сегодня и которые дошли до нас в достоверных преданиях от выдающихся богословов, относятся к одному из семи чтений, на которых был ниспослан Коран… А кто считает, что способы чтения Нафиа, Асима и др. являются семью чтениями Корана, упомянутыми в хадисе, тот допускает грубую ошибку». Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 39.

Существует несколько достоверных способов чтения Корана. Различия между ними незначительны, и все они опираются на текст писания, который был переписан и размножен во времена правления Усмана б. Аффана. Абу Убейда упоминал о пятнадцати известных богословах, которые обучали чтению Корана на раннем этапе. Ат-Табари назвал имена двадцати двух выдающихся чтецов. Абу Хатим также упомянул имена более двадцати чтецов Корана.

Однако самыми распространенными являются семь способов, дошедших до нас от семи выдающих чтецов:

1. Ибн Амир Абу Имран Абдуллах аль-Йасриби (умер в 118 г.х.). Обучал Корану в Шаме. Наиболее распространенными версиями его способа чтения были версии Хишама и Ибн Заквана.

2.Абдуллах б. Касир аль-Макки (умер в 120 г.х.). Обучал Корану в Мекке. Наиболее распространенными версиями его способа чтения были версии аль-Баззи и Кунбуля.

3.Абу Бакр Асим б. Абу ан-Наджуд аль-Куфи (умер в 127 г.х.). Обучал Корану в Куфе. Наиболее распространенными версиями его способа чтения были версии Абу Бакра и Хафса.

4. Нафи б. Абд ар-Рахман б. Абу Нуейм аль-Лейси (умер в 169 г.х.). Обучал Корану в Медине. Наиболее распространенными версиями его способа чтения были версии Калуна и Варша.

5. Абу Амр б. аль-Ала аль-Мазини аль-Басри (умер в 154 г.х.). Обучал Корану в Басре. Наиболее распространенными версиями его способа чтения были версии ад-Дури и ас-Суси.

6. Хамза б. Хабиб Ибн Аммара аль-Куфи (умер в 156 г.х.). Обучал Корану в Куфе. Наиболее распространенными версиями его способа чтения были версии Халафа и Халлада.

7. Аль-Кисаи Абу аль-Хасан Али б. Хамза б. Абдуллах аль-Куфи (умер в 189 г.х.). Обучал Корану в Куфе. Наиболее распространенными версиями его способа чтения были версии аль-Лейса и ад-Дури.

Аль-Макки сообщил, что в начале II века по мусульманскому летоисчислению в Басре были распространены способы Абу Амра и Йакуба, в Куфе – способы Хамзы и Асима, в Шаме – способ Ибн Амира, в Мекке – способ Ибн Касира, в Медине – способ Нафиа. По свидетельству Ибн Муджахида, в начале III века способ Йакуба уже не был столь популярным, зато получил распространение способ аль-Кисаи. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 40.

Впоследствии эти способы были развиты их учениками, и поэтому Ибн аль-Джазири прибавил к этому списку еще трех богословов:

1. Абу Джафар Йазид б. аль-Каака аль-Махзуми аль-Мадани (умер в 130 г.х.). Обучал Корану в Медине. Наиболее распространенными версиями его способа чтения были версии Ибн Вардана и Ибн Джаммаза.

2.Абу Мухаммад Йакубб. Исхак аль-Хадрами аль-Басри (умер в 205 г.х.). Обучал Корану в Басре. Наиболее распространенными версиями его способа чтения были версии Рувейса и Руха.

3.Абу Мухаммад Халаф б. Хишам аль-Баззаз аль-Багдади (умер в 229 г.х.). Обучал Корану в Багдаде. Наиболее распространенными версиями его способа чтения были версии аль-Марвази и Идриса.

Упомянутые выше знатоки Корана не были самыми лучшими и самыми выдающимися из тех, кто обучал писанию Аллаха. В первые века распространения Ислама было много богословов, которые не уступали им в своих познаниях и своей набожности. Почему же именно их способы чтения получили наибольшее распространение? Дело в том, что версий чтения Корана было очень много. Когда же культурные и научные связи между отдельными областями халифата стали крепнуть, богословы справедливо решили объединить существующие версии, сверив их с кораническими записями, для того, чтобы Коран было легче изучать и заучивать наизусть. Для этого из каждой области отобрали по одному знатоку Корана, который заслуживал доверия, был известен своей богобоязненностью и дольше других преподавал писание Аллаха в своем краю. Безусловно, поступив таким образом, знатоки богословия не предали забвению способы чтения других учителей, каждый из которых подробно описан в теологической литературе и не забыт по сей день.

Как же объяснить появление нескольких способов чтения Корана даже после того, как халиф Усман призвал мусульман пользоваться только одним из семи чтений? Ибн Абу Хишам сказал: «Различия между семью и даже большим числом версий чтения Корана связаны с тем, что в странах, в которые были отправлены свитки Корана [Имеются в виду свитки, переписанные во времена правления халифа Усмана б. Аффана], были сподвижники, у которых обучались жители этих стран. В этих свитках не было ни точек, ни огласовок. Жители этих стран читали эти свитки в соответствии с тем, что они слышали от сподвижников, при условии, что услышанное ими соответствовало тому, что было записано. Все, что не соответствовало этим записям, они отбрасывали, повинуясь приказу Усмана, с которым согласились сподвижники, поскольку они считали это бережливым отношением к Корану. Вот почему между знатоками Корана из различных областей были разногласия, хотя все они опирались на одно и то же чтение из семи ниспосланных». Ибн Хаджар аль-Аскалани, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 39.

В настоящее время наибольшее распространение получил способ Асима в версии Хафса, на основании которого печатается большинство экземпляров Корана. В странах Северной Африки, за исключением Египта, популярен способ Нафиа в версии Варша. Несколько менее распространен способ Абу Амра, которым пользуются в некоторых областях Судана.

Следует знать, что некоторые способы чтения Корана не имеют достоверной цепочки рассказчиков, восходящей к пророку Мухаммаду, (да благословит его Аллах и приветствует), и поэтому они полностью отвергаются. Но есть и такие способы, которые дошли до нас через одного заслуживающего доверия рассказчика и не подтверждаются другими источниками. Эти способы чтения называются аномальными (шазз). Их запрещается использовать при чтении Корана в намазе и в другое время, однако некоторые из них принимаются в качестве довода при обсуждении вопросов правового характера. К ним относятся, например, способы чтения, которые опираются на свитки Ибн Масуда и Убеййа б. Кааба.

Эта тема широко освещалась в мусульманской теологической литературе в разные века.

Среди наиболее известных трудов, посвященных этой теме, можно назвать следующие:

1. «ас-Саба фи аль-Кираат», Ахмад б. Муса Ибн Муджахид (умер в 324 г.х.).

2. «ат-Табсыра фима фихи аль-Курра ас-Сабаа аль-Машхурин», Макки б. Абу Талиб (умер в 437 г.х.).

3. «аль-Ибана ан Маани аль-Кираат», Макки б. Абу Талиб (умер в 437 г.х.).

4. «ат-Тайсир фи аль-Кираат ас-Саб», Абу Амр Усман б. Саид (умер в 444 г.х.).

5. «аль-Кафи фи аль-Кираат ас-Саб», Ахмад б. Шурейх ар-Раини (умер в 476 г.х.).

6. «Хараз аль-Амани ва ваджхуху ат-Тихани», аль-Касим б. Фира аш-Шатыби (умер в 596 г.х.).

7. «Маарифат аль-Курра аль-Кибар аля ат-Табакат аль-Аасар», Шамс ад-Дин Мухаммад б. Ахмад аз-Захаби (умер в 673 г.х.).

8. «ад-Дурра аль-Мудыа фи аль-Кираат аль-Аимма ас-Саласа аль-Мардыйа», Шамс ад-Дин Мухаммад б. Мухаммад Ибн аль-Джазари (умер в 833 г.х.).

9. «Такриб ан-Нашр фи аль-Кираат аль-Ашр», Шамс ад-Дин Мухаммад б. Мухаммад Ибн аль-Джазари (умер в 833 г.х.).

10. «Аль-Будур аз-Захира фи аль-Кираат аль-Ашара аль-Мутаватира», Сираджуддин Умар б. Касим ан-Нашшар (умер в 900 г.х.).

11. «Итхаф Фудала аль-Башар би аль-Кираат аль-Арбаата Ашар», Ахмад б. Мухаммад аль-Банна Шихаб ад-Дин (умер в 1117 г.х.).

12. «аль-Кираат аль-Куранийа», Абд аль-Хади аль-Фадали.

Ый период (мединские суры)

2, 98, 64, 62, 8, 47, 3, 61, 57, 4, 65, 59, 33, 63, 24, 58, 22, 48, 66, 60, 110, 49, 9, 5.

Нельдеке часто опирался на авторитетные мусульманские источники, в том числе на труды ас-Суйути и ат-Табари, и поэтому его исследование, если не считать предвзятых комментариев, является хорошим анализом мусульманских преданий на эту тему. Впоследствии на него ссылались многие известные переводчики Корана, в том числе Пиктал (Pickthall) и Крачковский. Особый интерес представляет последний раздел этого тома, в котором обсуждаются откровения, не вошедшие в Коран. В нем приводится анализ хадисов и других сообщений по этому вопросу.

Во втором томе книги, который почти полностью опирается на мусульманские источники, рассматриваются различные труды о собрании Корана. Проанализировав их, Шволли (Schwally) пришел к заключению, которое довольно близко к классическим мусульманским воззрениям. Он отмечает, что Коран принял ту форму, в которой он существует в настоящее время, спустя два-три года после смерти пророка Мухаммада, (да благословит его Аллах и приветствует). Он также констатирует тот факт, что кодекс Усмана является всего лишь копией свитка Хафсы, редактирование которого было завершено еще при Абу Бакре или при Умаре. При этом он признает, что редактирование касалось только построения и расположения сур, и что текст Корана был передан таким, каким его оставил пророк, (да благословит его Аллах и приветствует).

Третий том книги посвящен письменному тексту Корана и его различным чтениям. Ее авторы постарались объективно передать сведения, полученные, в основном, из мусульманских источников. Бергштрассер (Bergstraesser) исследовал, главным образом, кодекс Усмана и варианты чтений, содержащиеся в свитках Ибн Масуда и Убеййа, после чего он описал историческое развитие способов чтения. Прецл (Pretzl) исследовал семь чтений Корана, описал мусульманскую литературу о способах чтения и, наконец, вкратце рассмотрел палеографию и декоративный дизайн древней коранической рукописи. Основными источниками их исследований тоже были классические мусульманские сочинения ас-Суйути, аль-Мабани, аль-Джазари и других.

Эта работа по сей день является самым доступным, если не единственным доступным для понимания трудом западных ориенталистов по Корану. Она представляет собой попытку ориенталистов изучить Коран, пусть даже описательным, дескриптивным путем. И хотя некоторые комментарии и выводы авторов не могут одобряться мусульманами, большая часть книги, основанная на классической мусульманской литературе по данной тематике, все же заслуживает признания. В последних двух томах вообще очень мало сведений, отличающихся от тех, которые встречаются в классической мусульманской литературе.

Урок №11 Толкование Корана. (Желательный к изучению урок).

Толкование Корана часть 6.

Содержание:

Способы чтения Корана.

Наши рекомендации