Джим Картер и американская фантазия

Четыре с половиной года прошло с тех пор, как Америка вышла из войны. Для установления мира это достаточно большой срок - по крайней мере, если предыдущий опыт нас чему-то научил и если мы учитываем такие предвоенные ситуации, как Кубинский ракетный кризис. Поэтому первый вопрос о новом президенте очевиден: «Втянет ли он нас в войну?»

Наше исследование дает простой и пугающий ответ на этот вопрос. Наш вывод: Джим Картер к 1979 году, скорее всего, приведет нас к новой войне, и причины коренятся как в его личности, так и в больших эмоциональных запросах американской фантазии.

К какому именно кризису мы придем, осуществляя свои фантазии, - этого я здесь не касаюсь, поскольку в центре нашего внимания - исключительно Америка. Мы не можем дать точного сценария и расписания очередного кризиса. И все же, с должным уважением относясь к предсказаниям, сделанным в нашей молодой науке психоистории, мы вынуждены прийти к выводу, что Джим. Картер, похоже, в недалеком будущем станет очередным нашим военным лидером. Обычно никто не задает себе резкий, но необходимый вопрос: «Втянет ли нас лидер в войну?» Мы просто боимся услышать сам ответ на вопрос вместо рассуждений о затруднительности ответа. В конце концов, современная глубинная психология умеет определять эмоциональную зрелость личности - по крайней мере, в грубом понимании слова «зрелость», и достаточно убедительна в своих выводах.

Современная психоистория на данном этапе тоже способна приблизительно определить общее настроение нации и показать, как меняющиеся эмоциональные потребности нашей «нации взаимодействуют с личностью лидера и приводят к национальным кризисам.1

Но современная психоистория рассуждает главным образом о событиях далекого прошлого - чем более далеких, тем лучше. Как мы можем рассуждать о своих нынешних групповых фантазиях, если сами в них участвуем? Настоящее исследование - первая попытка оценить эмоциональную зрелость нынешнего президента, Джимми Картера, соотнести его личность с эмоциональными потребностями американского народа и предсказать результат взаимодействия этих двух действующих сил в ближайшем будущем.

ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Настоящее исследование Джима Картера и американской фантазии - пятое из двадцати двух проектов, которое в данный момент субсидируется Институтом психоисторин, «Журналом психоистории» и издательством психоисторической литературы.2 Работа над проектом началась летом 1976 г. во время очередной летней конференции института, когда несколько коллег начали предварительное обсуждение вступительного доклада Пола Эловитца на тему детства и личности Картера, в котором особое внимание уделялось неосознанным фантазиям, созданным в то время вокруг него: от формы зубов президента до его мессианской роли во внешней политике, В прошлом году наши дискуссии продолжились на институтских заседаниях и на небольших неофициальных собраниях, так что вскоре, как и во всех проектах института, уже невозможно было сказать, где чья идея - настолько свободными и неакадемичными были наши дискуссии и тесным - сотрудничество.

В своем собственном исследовании я сосредоточился на повторяющейся модели американских групповых фантазий в политике последней четверти века. Интерес Пола Эловитца заставил его посетить Плэйнс, штат Джорджия, ради психоаналитического интервью с Лилиан Картер и другими ключевыми в эмоциональном отношении фигурами детства Джима Картера. Дэвид Бэйсел больше, чем кто-либо из нас, пытался выработать целостный подход, сосредоточившись на сложном взаимодействии между чертами личностями и запросами американской исторической фантазии. Джон Гартман основное внимание уделил утопическим групповым фантазиям, окружавшим номинацию Картером конвенции, а Генри Эбел подал важную мысль, что все мы неосознанно воспринимаем лидеров как всесильных взрослых и сверхдетей одновременно. Однако все исследования сводились к центральной теме тесных динамичных взаимосвязей между неосознанными потребностями лидера и не менее глубокими неосознанными потребностями группы, которой он предположительно «руководит».

Как представляем себе мы в Институте психоистории, психоисторическая наука стремится сделать главным предметом исследования модели исторической мотивации. Поэтому в своих дискуссиях и исследованиях мы первоначально сосредоточились на двух темах, которые играют решающую роль в анализе мотиваций Джима Картера. Первая тема - его детство. Кем чувствовал себя сын Лилиан и Джеймса Эрла Картеров в конце 1920-х гг.. в Плэйнс. Джорджия? Какие сильные и слабые черты приобрел Картер в годы своего формирования под влиянием родителей и других людей, которые о нем заботились? Какие черты личности, какие образцы поведения остались с ним на всю жизнь, оказались преобладающими и определили стиль решения огромных эмоциональных задач, возложенных на него в качестве лидера?

Вторая из главных тем исследования - историческая «групповая фантазия». Этот термин применяется в отношении небольших групп, когда делаются попытки объяснить их поведение, выяснить движущие силы. Из этой области я и заимствовал термин, используя его в особом, психоисторическом смысле. Историческая групповая фантазия - бессознательные установки и допущения, разделяемые всеми членами группы и совершенно не связанные с «объективной» действительностью, а проистекающие из осознания индивидом себя членом исторической группы. Групповые фантазии - это и есть то, что пытаются уловить опросы общественного мнения, когда периодически определяют «настроение» Америки. При этом людей спрашивают, силен ли, по их ощущению лидер, чувствуют ли они, что страна в безопасности, или ей угрожает хаос; силен ли, по их ощущению, враг; каковы их предчувствия насчет будущего и т.д. Такие опросы схватывают суть тех изменений общественного сознания, которые не имеют ничего общего с реальной обстановкой в стране, Как мы очень скоро обнаруживаем, почти все это - лишь изменение фантазий, созданных людьми и распространенных средствами массовой информации. В центре этих фантазий способность лидера обеспечить воображаемую материнскую заботу о тех, кем он «руководит». Эти изменения «настроения» нации вполне реальны, их можно оценить, примерно предсказать, и именно они определяют наш выбор, когда стоит вопрос об участии в международном конфликте.

Прежде чем я представлю свои результаты, еще несколько слов по поводу нашего проекта, связанного с Картером. Потребности групповой фантазии нынешней Америке таковы, что большая часть прессы, в том числе обозреватели, скорее всего, расценят данный очерк как «атаку» на Джима Картера. На самом деле все обстоит совершенно иначе. Мне кажется даже, что Картер получит удовольствие и извлечет пользу из чтения этой работы. Практически все мы голосовали за него, а если и не голосовали, то наша эмпатия - необходимое условие работы профессионального психоисторика - позволила нам за год исследования настолько отождествить себя с ним, в качестве ребенка и взрослого одновременно, что теперь он кажется нам другом, товарищем, и уж никак не объектом «атаки». Кроме того, он наш лидер - мы пассажиры на корабле, который он проводит через океан международных страстей. Нападая на президента, мы тем самым разделили бы распространенную групповую фантазию, что, пожелав ему зла, можно предотвратить войну. Давайте признаем: Джимми Картер - человек порядочный, привлекательный как личность, действует из лучших побуждений. Однако вопросы войны и мира затрагивают глубочайшие слои личности. Если в один прекрасный день мы все испаримся от яркого оранжевого зарева на горизонте, кнопку нажмет, скорее всего, порядочный, благовоспитанный человек, и действовать он будет из лучших побуждений.

Наши рекомендации