Культурно-историческая концепция психического развития
ü Рождение ребенка является концом биологического типа его существования и представляет собой ________________________________________________________ к новому типу развития — _________________________________.
ü ________________________ выступает в качестве источника развития высших психических функций.
ü Развитие ребенка происходит путем _____________________________ им исторически выработанных __________________________________________________
__________________________________________ в ходе организованной взрослыми деятельности и общения.
ü ______________________________________________________________________________________________________ – важнейшие условия развития.
ü Главная закономерность онтогенеза психики состоит в __________________________ ребенком структуры его внешней социально-символической (совместной со взрослым и опосредованной знаками) деятельности.
ü Главная движущая сила развития – __________________________.
Идея о двух уровнях развития детей: уровне актуального развития и зоне ближайшего развития.
ЗБР – это расстояние между уровнем ________________________________________ ребенка и уровнем __________________________________________________, определяемое с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Феномен ЗБР свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии ребенка.
Законы детского развития
1. Детское развитие имеет сложную ________________________________________________: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени и меняется в разные годы жизни.
2.Закон метаморфозы в детском развитии.
_______________________________________________________________________________.
3.Закон неравномерности детского развития.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Закон формирования высших психических функций.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Всякая высшая форма поведения появляется в своем развитии дважды – сперва как коллективная форма (___________________________________________________), затем как внутренняя (________________________________________________).
********************************************************************************
Алексей Николаевич ЛЕОНТЬЕВ
Анализ понятий приспособления и присвоения.
Приспособление - это изменения видовых свойств ____________________________________
__________________________, которые передаются путем _____________________________.
Присвоение — воспроизведение _________________________________________________ человеческих свойств, способностей, способов поведения.
Процесс присвоения социального опыта осуществляется ______________________________
________________________, которая протекает в практическом и речевом общении с окружающими людьми, в совместных действиях с ними.
Присвоение наиболее эффективно в специально организованной деятельности, называемой _________________________, в процессе которой он овладевает систематизированными ______________________, ________________________ и ____________________________.
Принцип деятельностного подхода к развитию психики
Ребенок рождается лишь _______________________, имеет лишь _______________________
_____________________________ стать личностью. И только в _________________________
_______________________________ с другими людьми он развивается как личность.
Понятие о ведущей деятельности
Ведущая деятельность — это такая деятельность, развитие которой обусловливает _____________________________________________________________ в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка __________________________
___________________________ его развития.
Ведущей А. Н. Леонтьев называл такую деятельность ребенка, которая характеризуется следующим тремя признаками.
- Во-первых, это такая деятельность, в которой ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
- Во-вторых, ведущая деятельность — это такая деятельность, в которой ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
- В-третьих, ведущая деятельность — это такая деятельность, от которой _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
********************************************************************************
Давид Иосифович ФЕЛЬДШТЕЙН
Концепция поуровневого социального развития личности в онтогенезе
Закономерное чередование в развитии ребенка двух личностных позиций:
«Я в обществе» и «Я и общество»
********************************************************************************
Даниил Борисович ЭЛЬКОНИН
ü Основным механизмом психического развития являются противоречия двух типов: __________________________________________________________________________ и ____________________________________________________________________________________________________________________________________________.
ü Обострение противоречий порождает ____________________________ - переломные моменты развития.
ü Развитие ребенка происходит при усвоении общественно выработанных _________________________________________________________________________.
ü Мотивы и нормы отношений, существующие в деятельности взрослых, дети усваивают через ________________________________ или ______________________ их в собственной деятельности.
Закон чередования, периодичности разных типов деятельности:
Первый тип: деятельность в системе
Содержание: Развитие:
Второй тип: деятельность в системе
Содержание: Развитие:
За деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития.