Культурно-историческая концепция развития психики человека Л. С. Выготского и формирование сознания

Известный российский психолог Л. С. Выготский полагал, что в процессе формирования сознания можно выделить три последовательных процесса, тесно связанных между собой (рис. 18,10).

Первый из них заключался в инвертировании вектора взаимодействия человека и природы: уже на ранних стадиях своего развития человек при помощи орудий труда стал влиять на природу не меньше, чем она на него. Второй важный процесс — это переход от освоения внешней

Человекиприрода   Человекиегопсихика   Человекиегоречь  
1. Воздействиеприроды начеловеказаменяетсявоздействием человеканаприроду. 2. Механизмвоздействия наприродупредполагаетсозданиеорудий трудаиразвитие функцииматериально гопроизводства 1. Впроцессеовладения природойчеловек научилсяуправлять исвоейпсихикой. Унегопоявились высшиепсихические функцииипроизвольнаядеятельность. 2. Возникновениеспециальныхпсихологическихорудийвоздействиянасобственную психику (отзарубок надереведописьменнойречи) 1. Сначалавпроцессе совместнойдеятельностислова-приказы былиобращены кдругимлюдям. 2. Впоследствиичеловек научилсянаправлять ихнасебяиуправлятьсвоимповедением. Этотпроцесс являетсяформой интериоризации деятельности

Рис. 18.10. КонцепцияЛ. С. Выготскогоотносительнодвижущихсилиэтапов формированиясознания

среды к освоению собственной психики. Третьим важным процессом становления человека как разумного существа, по Л. С. Выготскому, явилось формирование и развитие речи.

ГЛАВА 20. ЛИЧНОСТЬ

ОБЩЕЕПОНЯТИЕОЛИЧНОСТИ

Понятиеоличностивпсихологии

Понятие «личность» относится к наиболее сложным И дискуссионным категориям психологии, поэтому в данном курсе мы не будем углубляться в детали противоречий между различными психологическими школами, а остановимся на общепризнанных концепциях.

В русском языке слово «личность» близко к понятиям «лицо» и «ли чина» (маска) — то есть относится скорее к внешним проявлениям психики, чем к внутренним психическим процессам. В английском языке слово personalityпроисходит от лат. persona, обозначавшего маску, которую надевали актеры в античных представлениях. Таким образом, понятие личность отражает внешний социальный образ, который принимает человек, играющий определенные жизненные роли. Однако каждая психологическая школа по-своему трактовала это понятие. Одни психологи (Гордой Олпорт) больше подчеркивали поведенческий аспект личности, определяя личность как динамическую организацию всех психофизических систем человека, детерминирующую его по ведение и мышление. Другие (Зигмунд Фрейд) определяли личность как сложную систему непрерывно взаимодействующих сознательных и бессознательных структур психики. Третьи (Карл Густав Юнг) подчеркивали связь конкретной личности с коллективным бессознательным, четвертые (Эрик Эриксон) рассматривали личность в аспекте ее поэтапного становления, включающего ряд психосоциальных кризисов и т. д.

Таким образом, можно сказать, что личность есть объединение всех характеристик индивида в единую структуру, которая, сохраняя определенное постоянство, все же изменяется в результате адаптации к меняющейся среде обитания. Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется в процессе обучения и воспитания. При всем разнообразии трактовок в подавляющем большинстве определений личности можно выявить следующие общие положения.

Личность любого человека представляет собой совокупность индивидуальных и специфичных характеристик человека, отличающих его от других людей.

В то же время в каждом конкретном обществе личности людей несут общие черты, которые определяются историческими, национальными, политическими или религиозными особенностями конкретной социальной общности.

Личность имеет относительно устойчивую структуру, в которой отдельные черты личности взаимосвязаны между собой в сложную иерархическую систему.

Личность человека не является чем-то застывшим и неизменным, а развивается и меняется в процессе индивидуального развития и воздействия на нее внешних обстоятельств.

Таким образом, мы можем дать определение личности.

Личностьесть формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом.

20.1.2. Междисциплинарный подход к личности

Понятие личности является важным не только для общей психологии, но и для других паук. При этом конкретное содержание данного термина может отличаться вразных науках (рис. 20.1).

Культурно-историческая концепция развития психики человека Л. С. Выготского и формирование сознания - student2.ru

Рис. 20.1. Представление о личности в различных науках

Более того, даже в рамках одной науки — психологии понятие «личность» будет отличаться в зависимости от того, какая отрасль психологии ее изучает (рис. 20.2).

Культурно-историческая концепция развития психики человека Л. С. Выготского и формирование сознания - student2.ru

Рис.20.2. Взглядналичностьвразличныхотрасляхпсихологии

Наши рекомендации