III. Изучение нового материала.
Слово учителя. В то время созыв конференции был непростым делом, ему предшествовал ряд официальных шагов. В нашем случае одним из таких шагов стала нота Народного Комиссара по иностранным делам РСФСР Г.В. Чичерина (Нота правительства РСФСР Правительствам Великобритании, Франции, Италии, Японии и США от 28 октября 1921 г.) [51, c. 445-448]. Давайте непосредственно обратимся к документу. У вас он представлен в отрывке[13].
Текст ноты не выносится на слайд, так как со стороны учащихся он будет не читабельным. Отрывки ноты представлены у каждого учащегося в раздаточном материале. На этих листах разрешается делать важные пометки и выражать личные комментарии.
Обучающиеся изучают ноту Народного Комиссара по иностранным делам Г.В. Чичерина от 28 октября 1921 г. и отвечают на вопросы учителя. Слайд 4 поэтапно выводит основные тезисы ответов. Их учащиеся кратко записывают в тетрадь.
Слово учителя.
- Чьи интересы представляет Правительство РСФСР на будущих международных переговорах?
- Что уже сделало Правительство РСФСР для международного признания своего статуса?
- Что готово уступить, согласно ноте, Правительство РСФСР в рамках Генуэзской конференции?
- Какие цели ставит перед собой Правительство РСФСР в рамках будущего проведения Генуэзской конференции?
Слово учителя. Это была точка зрения Правительства РСФСР на возможность международной встречи ведущих держав. Уже в начале 1922 г. в рамках Каннской конференции (6-13 января 1922 г.) Верховный Совет Антанты (Бельгия, Великобритания, Италия, Франция, Япония, наблюдатель от США, а также представитель Германии, члены Репарационной комиссии, созданной в 1919 г. для определения суммы репараций, возложенных на Германию и её союзников, и способов их взыскания) выработали 6 параграфов, которые необходимы для успешного проведения Генуэзской конференции[98, с. 144].
Обучающимся предлагается изучить точку зрению капиталистического блока на вопрос проведения Генуэзской конференции. Текст параграфов резолюции представлен в раздаточных материалах обучающихся[14]. После самостоятельного изучения текста резолюции учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Слово учителя.
- На каких позициях, согласно резолюции, стоят страны капиталистического блока?
- Какой из параграфов ущемляет права Правительства РСФСР и заведомо ставит его в неудобные условия?
- Какой параграф выгоден Правительству РСФСР?
После ответов на эти вопросы один из учащихся делает комплексный вывод о значении каннской резолюции для капиталистического и коммунистического блоков. Остальные учащиеся кратко записывают выводы в тетрадь.
Слово учителя: 10 апреля 1922 г. в Генуе начала свою работу конференция по экономическим и финансовым вопросам при участии представителей 29 государств и 5 британских доминионов. Слайд 5. Председателем делегации РСФСР был назначен В.И. Ленин, заместителем – Георгий Чичерин, который в Генуе, куда Ленин не выезжал, пользовался всеми правами председателя.
Наблюдатель от США – посол в Италии Ричард Чайлд.
Великобритания – Дэвид Ллойд Джордж, Джордж Керзон.
Германия – Карл Вирт, Вальтер Ратенау.
Италия – Луиджи Факта.
Франция – Луи Барту, Камиль Баррер.
Учитель поэтапно на слайде выводит имена участников конференции.Слайд 6 дублирует его, обращая внимание учащихся к визуальному облику основных участников. Этот слайд остается на экране и в рамках проведения следующего этапа урока (ролевой игры).
Слово учителя. Специальный комитет экспертов, работавший в Лондоне с 20 по 28 марта 1922 г., подготовил проект резолюции, в которой от Советской России требовалось признать все долги, финансовые обязательства всех прежних режимов России, принять на себя ответственность за все убытки от действий как советского, так и предшествующих ему правительств или местных властей.
Если говорить о внешней обстановке в Генуе, то город ожил. Все отели были заняты иностранными бизнесменами, надеющимися на положительный итог Генуэзской конференции. Советскую делегацию держали в некотором отдалении от прессы, но потом вследствие скандала со стороны советской делегации пресса была к ним допущена. Вся атмосфера со стороны советской делегации была строго пацифистской. В многочисленных телеграммах на Родину делегация это часто подчеркивала. Также у советской делегации не было возможности быстрым образом решать ключевые вопросы с Правительством РСФСР на Родине, так как радиотелеграммы почему-то доходили только через 17-18 часов.
Попробуем воссоздать процесс Генуэзской конференции, используя метод ролевой игры.
Каждому учащемуся предложена роль одного из участников Генуэзской конференции[15]. Предпочтительно, чтобы советский блок был скомпонован из нескольких учащихся для возможности дальнейшей дискуссии. Учащиеся несколько минут изучают речи представителей ведущих держав. При наличии большого количества учащихся одна роль раздается нескольким ученикам и потом в процессе игры они дополняют друг друга. Учащимся необходимо своими словами и от первого лица высказать позицию ведущих участников конференции. Если ученик пытается читать по листу свою речь и отходит от игры от первого лица, учитель должен немедленно пресекать этот шаг. Вживание в роль лидера одной из держав позволяет учащемуся глубже познакомиться с его позицией и в дальнейшем попытаться отстаивать ее в рамках исторических дебатов.
Учитель сохраняет историческую очередность, которая была на конференции. Первым выступает ученик, которому досталась роль Луиджи Факта. Вторым – Луи Барту, затем Ллойд Джордж, Исии (Япония), Тенис (Бельгия), Карл Вирт. Последним выступает представитель Советской России[16].
Вопросы учителя после дебатов:
- Что общего в выступлениях участников капиталистического блока?
- Каких принципов придерживается Советская Россия и от чего она отказалась в сравнении с нотой Чичерина?
Один из учащихся подводит выводы по историческим дебатам, суммируя ответы на предшествующие вопросы. Учитель при необходимости корректирует его высказывание. Также учитель может добавить, что, таким образом, российская делегация выразила готовность обсудить вопрос о форме компенсации бывшим иностранным собственникам в России при условии признания Советов де-юре и предоставления ей кредитов.
Слово учителя. О том, в какую сумму большевики оценили национализированный иностранный капитал можно судить по служебной записке Г.В. Чичерина от 2 марта 1922 г. Слайд 6: «До начала революции в России числилось 327 предприятия с иностранным капиталом, с общим акционерным капиталом приблизительно в 1.300.000.000 рублей. Главная масса иностранного капитала 989.800.000 рублей инвестирована в горной, горнозаводской и металлообрабатывающей промышленности, 152.300.000 рублей вложено в электротехническую промышленность. Если исключить Польшу, Литву, Латвию и Эстонию, предприятий с иностранным капиталом на долю России придется 263 с основным капиталом около 1.168.000.000 рублей. Бельгийско-французских капиталов вложено 622 миллиона рублей, германских – 378 миллионов рублей, английских – 226 миллионов рублей. Как видите, ничего безбрежного нет».
Размер ущерба, поддающегося учету, был определен особой правительственной комиссией – в результате тщательного, более чем двухлетнего изучения – в 39 млрд. 45 млн. довоенных рублей.
Российская делегация внесла предложение о всеобщем разоружении. Вопросы, поднимавшиеся на конференции, разрешены не были; часть из них была перенесена на Гаагскую конференцию 1922 г.
Вопросы учителя:
- Как вы думаете, почему Генуэзская конференция не принесла результатов?
Слово учителя. Для российской делегации все же Генуэзская конференция была своеобразным успехом, так как в рамках ее был заключен тайный договор с Германией, так называемый Раппальский договор, или «договор в пижамах» из-за тайных для остальных участников конференции обстоятельств его заключения.
Давайте обратимся непосредственно к договору и посмотрим, по каким статьям договорились обе стороны.
Текст договора представлен учащимся в раздаточном материале. В нем учащиеся могут выражать пометками свое мнение и вносить личные замечания. Обширность текста не позволяет выводить его на экран. После прочтения текста договора каждым из учащихся про себя, учитель, используя метод эвристической беседы, анализирует с классом текст договора.
Вопросы учителя:
- Что дал этот договор для советской стороны?
- Какие преимущества получила германская сторона от подписания этого договора?
Слово учителя. Рапалльский договор означал окончание международной дипломатической изоляции РСФСР. Для России это был первый полномасштабный договор и признание де-юре как государства, а для Германии первый равноправный договор после Версаля.
Благодаря соглашению Красная Армия получала возможность использовать технические достижения германской военной промышленности и изучать современные организационные методы германского генштаба. Германия получила возможность готовить группы летчиков, танкистов и специалистов по химическому оружию, а также обучать своих офицеров обращению с новым оружием, изготовление и владение которым было запрещено Германии.
В финале нашего урока рассмотрим реакцию прессы на весенние события в Генуе. Рассмотрению подвергнутся не аналитические публикации, а произведения карикатуристов на злобу дня. Так как в нашем распоряжении нет карикатур из западной прессы, мы сможем представить только взгляд советской и региональной, а точнее амурской прессы на эти события.
Посмотрите на карикатуру советского эмигрантского художника Н. Арышева, опубликованную в болгарском еженедельнике «Красный смех»[19, c. 499].
Слайд 8.
- Каких персонажей мы можем видеть на карикатуре?
- Какую позицию представляет художник-карикатурист?
- Какими комическими приемами пользуется художник?
- Какими представляются участники капиталистического блока?
Учащиеся делают вывод о том, что по всем визуальным признакам, даже не зная авторства карикатуры, можно догадаться о политических симпатиях художника. Исходя из выбора героев карикатуры, в очередной раз ученики определяют ведущих участников переговоров в рамках Генуэзской конференции и обосновывают выбор персонажей за спинами каждого из героев согласно изученным историческим документам в ходе урока. Определение комических приемов, используемых в карикатуре, не должно вызвать затруднение среди учащихся, так как в рамках работы в рабочих тетрадях по истории такого рода задания предлагались им для выполнения в рамках 7-8 классов.
Переключение внимания учащихся на визуальный материал, а в данном случае на комическое осмысление ранее рассмотренных событий, с одной стороны, переключают внимание учащихся с сугубо документального исторического осмысления событий на публицистическую точку зрения; с другой стороны, вносят элемент разминки и возможность порассуждать, не ограничиваясь пределами исторического документа. Доля самостоятельности в рассуждениях на историческую тему при анализе карикатурного материала для отдельных учащихся может явиться психологическим фактором раскрытия собственных эвристических потенций и возможностью показать себя с новой стороны, как для учителя, так и для одноклассников.
Слово учителя. Или другая карикатура (амурская) [Приложение А, 24], но уже с подписями. Слайд 9-12. Попробуйте по картинке придумать к ней подпись. Посмотрим, совпадут ли ваши мнения с мнением карикатуриста.
Учащимся предлагается вначале только карикатура без подписи. На основе пройденного материала на уроке они должны попытаться придумать подпись к каждой из карикатур. Следом учитель предлагает вариант из самого первоисточника.
Многокомпонентная карикатура «Генуэзские персонажи» предлагает мнение ведущих участников конференции по центральным вопросам. Учитель каждую карикатуру размещает на отдельном слайде.
Вопросы учителя:
Так каким предстают участники конференции с точки зрения представленных карикатур? / или - Попробуйте сделать вывод о том, как события в Генуе представлены в советской карикатуре.
Учащиеся самостоятельно делают вывод о реакции прессы разного уровня на весенние события в Генуе. Учитель канонического варианта правильного ответа не предлагает, оставляя за учащимися право на вариативность в ответе на этот вопрос.
Вопрос учителя:
Почему нам так важно понимание того, как проходила и чем закончилась Генуэзская конференция?
Слово учителя. К чему в итоге пришел капиталистический блок? К решению продолжить переговоры в рамках следующей международной встречи, которая вскоре произойдет в Гааге. Эту встречу мы с вами рассмотрим на следующем уроке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Карикатура в прессе – это многотиражное, популярное, доступное средство сатирической графики, которое способно оказывать масштабное воздействие на зрителя/читателя, формируя у него восприятие того или иного явления или даже образ целой страны. Карикатура – это особый жанр изобразительного искусства, который служит объяснению и популяризации политической идеи, подавая ее в заостренной, сюжетной и зримой форме; способный дать острую политическую характеристику исторического факта, политического деятеля или общественной группы.
Исторический код карикатуры в советской исторической науке еще не выдвигался на первый план, карикатура воспринималась не как хранитель истории в ее повседневности, а сугубо сатирический жанр изобразительного искусства, который высмеивает косность, пошлость, мещанство, стяжательство, мракобесие, угнетение и другие пороки, мешающие обществу двигаться вперед. Лишь в начале ХХI в. в российской историографии стали появляться работы, в которых карикатура рассматривается как полноценный исторический источник, наравне с официальными документами, воспоминаниями современников. С этой точки зрения карикатура совмещает в себе историческое содержание, а также иллюстративно дополняет исторический анализ.
Карикатура является формой неформальной политической коммуникации и играет заметную роль в процессе восприятия и понимания происходящего в политике, она позволяют ориентироваться в многообразии политических процессов и явлений, формировать отношение к ним, влиять на поведение людей в политике. Эти качества карикатуры становятся для историка не только сопутствующим иллюстративным материалом исследования, но и важным социокультурным феноменом, являющимся одновременно фактором общественного сознания определенной эпохи и своеобразным источником информации о самом изучаемом объекте или событии. Историческая потенция, заложенная в самой сущности карикатуры, позволяет назвать ее полноценным историческим источником. Карикатура как исторический источник является ценным хранителем ментального пласта исторической повседневности, запечатлевая чувства и мысли людей, живших в прошлом.
Карикатура в ее историческом значении фокусирует внимание зрителя-читателя на актуальной для современников политической и общественной проблематике, позволяет открыто и довольно точно выразить общественное, часто критическое мнение. Карикатура с точки зрения исторического документирования запечатлевает повседневную общественную жизнь эпохи, фиксирует в ней в художественной форме стереотипы и элементы массового сознания простого народа.
1920-е гг. явились началом формирования советской коммунистической идеологии, и огромное место среди иных идеологических методов занимала карикатура, публикуемая в ведущих газетах страны. Именно она в большей мере формировала повседневное отношение простого советского гражданина к текущим событиям. Анализ провинциальной же прессы и публикуемых в ней карикатур позволил проследить, как осуществлялась политика партии в отношении региональной периодики, как выбирались направления сатирической графики на местах, в какой степени следовали художники-графики общей советской стратегии, как осознавали и оценивали «большую» политику в регионах, территориально отдаленных от столицы.
Феномен карикатуры в советской центральной и провинциальной прессе исследуемого периода позволяет рассматривать её как специфический исторический источник как для проведения научных разработок, так и в образовательном процессе при изучении событий школьного курса отечественной истории.
Степень эволюции карикатуры в советской прессе на протяжении исследуемого периода позволяет проследить влияние «генеральной линии» партии в области политико-пропагандистской работы, призванной способствовать продвижению общества к стратегической цели – построению социализма в одной, отдельно взятой стране.
Методика анализа карикатуры в амурских газетах 1920-х гг. позволяет классифицировать её типологию, определить атрибуцию, список тем и характер осмысления авторами-карикатуристами текущих событий.
Провинциальная карикатура откликалась на события, как мирового масштаба, так и на сугубо региональные. В разные годы события внешней и внутренней политики то выдвигались на первый план, то тактично замалчивались.
В начале 1920-х гг. советская карикатура формирует идеологически выверенный «правильный» образ советского государства на мировой арене. Ему противостоит очерненный образ западных держав в лице их лидеров. Сатирическому осмыслению в большей мере подвергались темы негативного иностранного влияния на молодое советское государство. Социально-бытовая карикатура занимала незначительное место и в большей мере касалась не политических аспектов политики советской власти на Дальнем Востоке, а тех механизмов, что ей мешали.
Рассмотренные тематические группы карикатур в амурских газетах в целом повторяют центральную линию советской власти по различным вопросам, как мирового, так и внутриполитического масштаба. Но об амурской карикатуре в этот период нельзя говорить как о тотальном переложении господствующих во власти позиций. Существовали и альтернативные сатирические изображения, которые в той или иной мере обращали внимание читателя-зрителя на темные или нелицеприятные моменты в собственной советской истории. Таким образом, в первой половине 1920-х гг. официальная линия партии была не довлеющей над провинциальными изданиями. Относительная мировоззренческая свобода позволяла художнику-карикатуристу указывать на просчеты советской власти и ее недостатки. К середине 1920-х гг. подобная практика изживает себя. В последующие периоды амурская карикатура не представит читателю альтернатив в восприятии как внешних, так и внутренних событий в жизни Советского Союза и будет следовать всецело линии центральной прессы.
В 1924 г. амурская карикатура усиленно развивает тему внешнего врага СССР и осмысляет все те изменения, что происходят на мировой арене. В отношении внутренней политики в 1924 г. карикатура помимо собственно сатирической функции начинает выполнять и несвойственную ей роль – рекламную, в продвижение выигрышного крестьянского займа в народные массы, и пропагандистскую в разъяснении простому народу иных государственных решений. Карикатура в наглядной форме разъясняла для простого народа государственную политику советского государства, служила ретранслятором отдельных, выгодных для простого народа, законов. К середине 1920-х гг. амурская карикатура сконцентрировала свое внимание на вопросах внешней политики СССР и теме внешнего врага. Внутренняя политика не рассматривалась вовсе.
Если говорить об амурской карикатуре первого восстановительного периода НЭПа, то амурская карикатура в разные временные периоды в большей мере поднимает темы «на злобу дня». Ближе к финалу этого периода она начинает отражать все сдвиги в политике ведущих держав и их влияние на молодое советское государство.
В начальный год реконструктивного этапа ведущей темой карикатур становится тема внутреннего врага. Посредством комического изображения перед читателем/зрителем периодической прессы проходит галерея вражеских элементов набирающего мощь советского государства: прогульщики, растратчики, хулиганы и пр. Политическая карикатура хоть и имеет место, но занимает незначительное положение во всем корпусе комических изображений.
В 1927 г. ожидания военных действий со стороны западных держав кардинально изменили редакторскую политику как центральной, так и местной прессы. В год ожидающей опасности карикатура брала на себя роль пропагандистского плаката военных времен, убеждающего простого советского жителя в непобедимости собственной армии в случае возможного нападения. Социально-бытовая карикатура в таких условиях уходила на задний план или попросту исчезала со станиц периодической печати.
В 1928 г. многочисленные публикации политических карикатур, с одной стороны, формировали образ ведущих держав на мировой арене и изменения в политическом микроклимате за границей; с другой стороны, делали попытку увести советского гражданина от осмысления насущных проблем. Карикатура выступала в роли отвлекающего маневра, чтобы снять внутреннее обострение общественных проблем. Политическая карикатура переводила внимание обывателя с его повседневных проблем на мировые, чтобы показать, что там, за границей идет сложный процесс удержания советского государства в правовых рамках при тотальном их нарушении со стороны западных держав.
В год фактического свертывания НЭПа карикатура все опасные, с точки зрения линии правящей партии, темы сглаживала или попросту не поднимала. Обывателю предлагалось подумать об общемировых проблемах, а о своих насущных не думать. В случае, если все же внутреннеполитические темы в карикатуре затрагивались, то их сатирический подтекст попросту снимался и карикатура брала на себя роль пропаганды государственных инициатив.
Среди основных сатирических приемов, ведущих к комическому эффекту в амурской карикатуре 1920-х гг. использовались средства полисемии, языковой игры, шаржевые изображения ведущих политических деятелей Запада, стандартные комические маски для изображения основных игроков капиталистического мира.
Сегодня карикатура на уроке истории воспринимается как исторический документ, фиксирующий определенную позицию автора/партии/эпохи на то или иное событие. Являясь своеобразным документом своего времени, карикатура приобщает учащихся к источнику или сама является источником, вводит в творческую лабораторию историка. Карикатура как средство обучения соответствует уровню мышления учащихся старших классов, когда учащиеся в большей мере склонны к критическому осмыслению изучаемых вопросов. При восприятии карикатурных изображений у учеников складываются определенные обобщающие ассоциации, за анализом внешнего сюжета рисунка ученики под руководством учителя постигают глубокий общественно-политический смысл. Карикатура помогает образованию у учащихся прочных временных связей, запоминанию и соотнесению исторических личностей и тех событий, на которые они повлияли. Карикатура значительно обогащает знания учеников, развивает их исторический кругозор, способствует развитию исторической перспективы. Учителю необходимо на уроках истории опираться на карикатуру как на исторический документ, как на систему определенных воззрений художника-карикатуриста, а шире идеологическую политику партии, в отношении какого-либо события.
Карикатура как исторический источник в современном школьном образовании может быть органично включена учителем в урок истории с использованием эвристического подхода.
В рамках магистерской диссертации разработан урок по теме «Генуэзская конференция и ее результаты», используя эвристический подход и привлекая для этого архивный материал и исторические документы. В работе представлен ход урока и подробно в рамках его изложения даны необходимые методические рекомендации. Разработка урока с использованием карикатур и эвристического подхода позволила сделать ряд заключений: переключение внимания учащихся на визуальный материал, а в данном случае на комическое осмысление ранее рассмотренных событий, с одной стороны, переключают внимание учащихся с сугубо документального исторического осмысления событий на публицистическую точку зрения; с другой стороны, вносит элемент разминки и возможность порассуждать, не ограничиваясь пределами исторического документа. Доля самостоятельности в рассуждениях на историческую тему при анализе карикатурного материала для отдельных учащихся может явиться психологическим фактором раскрытия собственных эвристических потенций и возможностью показать себя с новой стороны, как для учителя, так и для одноклассников.