Методика анализа карикатурного изображения

На сегодняшний день четко проработанная методика анализа карикатурного изображения представлена в работе Е.В. Шустровой [123]. Исследователь концептуально исследует карикатуру на современном американском материале с лингвокультурологической точки зрения. В ее методической работе необходимым для настоящего исследования следует признать разработку понятий «схема-мишень» и «схема-источник». Другие разработки по анализу карикатурного изображения в ее исследовании с исторической точки зрения не представляют интереса.

С точки зрения связи с журналистикой и издательскими задачами выстроена методика анализа карикатурного изображения в работах М. Хамадаха и А.С. Айнутдинова [107, 1]. Отдельные элементы их методического анализа карикатур будут взяты на вооружение в настоящей работе.

Построение методики аналитического исследования карикатурного изображения как исторического документа в трудах ученых-историков на сегодняшний день не представлено. Существует лишь практика методологической работы с карикатурным изображением, разработанная для школьников[6].

Учеными-историками постулируется лишь подготовительный этап исторического исследования карикатур. Например, историк А.В. Голубев отмечает, что для должного понимания исторической ситуации, выстраиваемой на материале карикатур для исследователя необходима подборка большого числа источников. Для собственного исследования образа внешней угрозы в 1920-1930-е гг. ученым были найдены и проработаны около 1500 карикатур из сатирического журнала «Крокодил» [30].

Следующим этапом исследования следует признать тематический отбор карикатур, отражающих зарубежное проблемное историческое поле и карикатур на внутренние политические и социально-бытовые темы. Дальнейшее тематическое деление карикатур уже внутри зарубежного и отечественного тематических блоков приведет к формированию первичной исторической классификации тематического проблемного поля карикатур.

Следующий этап аналитического исследования будет строиться внутри проблемных тематических полей. Исследователь должен проанализировать тип карикатурного изображения, преобладающего внутри единого проблемного поля и расположение карикатур. В зависимости от места своего расположения в периодическом издании карикатура играет определенную роль. Если она расположена в середине первой полосы, то здесь на первое место издателем выдвигается усиливающаяся коммерческая функция; если карикатура в правом верхнем углу первой полосы, то здесь на первое место выдвигается политическое назначение карикатуры [107]. В зависимости от внутреннего содержания карикатурного изображения делается вывод о политической стратегии периодического издания по публикации карикатур на внешние и внутренние темы. Также в содержание данного этапа следует включить проработку вопроса о датировке и об атрибуции карикатурного изображения.

Концептуальным с исторической точки зрения следует признать этап проблемного и идейного анализа тематического поля карикатур с выделением центральных и периферических образов, нахождение им адекватного соотнесения в историческом процессе и определение точки зрения художника-карикатуриста, а иначе самого периодического издания по тому или иному политическому вопросу. Далее следует соотнести эту позицию с официальной, общеизвестной и устоявшейся в истории, а по возможности и с современными позициями историков, если восприятие проблемного поля со временем претерпело изменение. Этот этап включает проработку вопроса об информативности и идеологической заданности карикатурного изображения, интертекстуальности и встраивании подобной точки зрения во всемирный исторический процесс. Этот этап будет отражать план содержания карикатурного изображения.

Финальным этапом следует признать исследование плана выражения карикатурного текста как совокупности используемых художником-карикатуристом выразительных средств сатирической направленности, а также интеграцию в карикатуру художественных и публицистических образов.

Планомерная проработка каждого из этапов даст возможность сделать вывод о возможностях карикатурного изображения как исторического источника, аналитически изучить динамику исторического образа в карикатуре.

Наши рекомендации