Вопрос 32. роль наглядности на уроках истории

Наглядность – это свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания для познающего субъекта.

Наглядность в обучении – дидактический принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых учащимися.

Принцип наглядности сформулировал и в XVII веке обосновал Я.А. Коменский. Я.А. Коменский назвал принцип наглядности «золотым правилом» дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека:

Наглядность в обучении обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Особое место в осуществлении принципа наглядности имеет применение наглядных пособий, слайдов, карт, схем, картин художников и т.п. Она дает возможность учащимся почувствовать колорит эпохи, пережить ощущения.

Вопрос 33. Подготовка учителя к уроку истории. КТП, план урока, технологическая карта

Структура технологической карты: название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение; планируемые результаты (предметные, личные, метапредметные); межпредметные связи и специфика организации места; этапы изучения темы; контрольное задание для проверки усвоения знаний, формирования умений и навыков

Структура КТП: Сделать таблицу из 5 колонок: тема/план/тип, дата/количества, основные вопросы, ключевые даты/термины/личности, домашнее задание.

Вопрос 34. Роль домашнего задания:

1. Обязательности и регулярности

2. Дает возможность развиваться на разных этапах становления их личности

3. Занимаясь в тихой обстановке, учащийся может развить себе творческие качества.

4. Может использовать разные источники.

5. То что не успели на уроке дается как д/з

Виды проверок домашних заданий

1. Неожиданные вопросы

2. Программируемый вопрос

3. Опросная цепочка

4. Опрос светофор

5. Взаимный опрос

6. Солидарный вопрос

7. Тихий опрос

8. Взаимопроверка, проверка чужих работ

9. В форме интервью

Можно дать домашнее задание разным учащимся: для всех, для некоторых, для избранных

Вопрос 35. Урок истории как дидактическая единица процессе обучения истории.

Дидактическая единица - одна из предметных тем, подлежащих обязательному освещению в процессе подготовки специалистов, обучающихся по данному предмету.

Вопрос 36. Особенности практической и лабораторной работы по истории.

Практические и лабораторные работы по истории – это работа с документами и первоисточниками. С их помощью реализуется принцип наглядности в обучении истории, когда ученики знакомятся с внешним видом источника. Источник делает рассказ учителя живым и ярким, а выводы более убедительными. Значимость исторического источника в том, что он содействует конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого, создает ощущение духа эпохи.
Посредством исторического источника у учащихся формируется интерес к истории. Привлечение новых фактов позволяет почувствовать им дух эпохи. При работе с ними у учеников активизируется процесс мышления и воображения, что способствует усвоению исторических знаний и развитию исторического сознания. У учеников вырабатывается умение самостоятельной работы с элементами исследования, анализировать и извлекать информацию, оценивать значение исторических источников прошлого и настоящего. На уроках ученики узнают о значимости источников для исторической науки, видят в них след деятельности когда-то живших людей.

Вопрос 37: Роль урока -экскурсии в развитии метопредметных и предметных умений школьников.

Под экскурсией понимается форма организации учебно-воспитательной работы с учащимися, которая позволяет организовать наблюдение и изучение разнообразных явлений и предметов в естественных условиях или в музеях. Главное преимущество уроков-экскурсий — «эффект присутствия» учащихся, которые видят памятники истории и культуры в естественном состоянии или грамотно оформленными в музейной экспозиции. Это способствует высокой степени познавательности урока — экскурсии, т. к. в его ходе затрагиваются чувственное восприятие и эмоциональная сфера учащихся.

Наши рекомендации