Методы и приемы изучения исторических фактов на эмпирическом уровне
Методы эмпирического исследования: наблюдение сравнение измерение эксперимент наблюдение
Название приема | Исторические факты, излагаемы приемом | Действия, входящие в состав приема | Средства обучения | Роль приема в организации познавательной деятельности и формировании исторических знаний |
Приемы повествования 1.Сюжетное повествование | Главные факты. Неповторимые события политической жизни общества: военные сражения, события военных действий | Все приемы повествования передают развитие единичных событий или типичных явлений во времени и пространстве. Воссоздают живой, динамичный развивающийся образ событий. Изложение ведется по сюжетной линии. | Учебные событийные картины, аппликации, схемы | Создает исторические представления о событии, активизирует внимание, вызывает интерес, эмоциональное сопереживание, развивает воображение |
2.Образное повествование | Главные факты. Типичные явления и процессы экономической жизни общества: культурные явления | В образной форме воссоздает развитие типичного исторического явления в условиях определенного времени. Привлекаются характерные эпизоды, яркие детали. | Типологические картины, аппликации, пиктограммы | Создает историческое представление об изучаемом явлении, которое служит основой для выявления его существенных черт. Развивает воссоздающее воображение и мышление. |
3.Конспективное повествование | Неглавные факты урока. События политической жизни; военные сражения и события социальных движений, которые дополняют или связывают между собой главные факты | Краткая, лишенная образности информация о развитии исторического события или явления в условиях определенного места и времени. | Исторические карты, схемы, графики | Помогает понять процесс развития. Развивает логическую память. |
4.Простое информативное сообщение | Неглавные факты урока, например перечисление мест и дат событий | Перечисление фактов, дат, имен, географических мест, взаимосвязанных друг с другом и с главным фактом урока. | Исторические карты, календари событий | В соответствии с главными фактами содействует созданию целостных картин изучаемых явлений и событий. Развивает память. |
Приемы описания 5.Картинное описание | Главные факты урока: типичные явления экономической, социальной, политической и культурной жизни общества. Природные условия стран и мест, где происходили события, излагаемы как главные факты урока | Описания, образно воссоздавая факт, не показывают его развитие. Воссоздание образа относительно статичного исторического факта с соблюдением единства времени, места и действия. | Документальные фотографии местности. Монументальные памятники и памятные места, реконструкции исторических памятников. Изображения исторических объектов. Локальные схемы. Документы. | Создает относительно статичные исторические представления (основа формирования понятий и знания теоретических выводов). Активизирует внимание и мышление. Вызывает эмоциональное сопереживание. Развивает воссоздающее воображении. |
6.Аналитическое описание | Главные факты урока. Объекты материальной культуры: орудия труда, памятники архитектуры. Устройство аппарат госвласти. | Описание составных частей, деталей исторического объекта, их взаимодействия и назначения. | Документальные изображения объектов материальной культуры )фото, рисунки). Макеты, модели. схемы , чертежи, муляжи | Создает детализированные исторические представления. Активизирует внимание, вызывает интерес к теме. |
7.Портретное описание | Главные факты урока. Выдающиеся исторические личности. | С помощью фактов о действиях личности, ее высказываний, портретного изображения, биографических сведений создается образ истории -ческого деятеля. | Портреты, фотографии исторических деятелей. Документы. Описания из художественной и научно-популярной литературы. Карикатуры. Ученые памятки. | Создает живые представления о исторических деятелях. |
Типология уроков истории
Урок — это организационная единица учебного процесса, функция которой состоит в достижении завершенной, но частичной цели обучения
Классификация по звеньям процесса обучения:
1. урок, содержащий все звенья – комбинированный урок;
2. урок изучения нового материала;
3. повторительно-обобщающий урок;
4. урок проверки и учета знаний
1) уроки изучения нового материала, излагаемого учителем; 2) уроки обсуждения нового материала, подготовленного самостоятельно дома по учебнику. 3) комбинированные уроки содержат все звенья процесса обучения; 4) уроки применения знаний и формирования умений и навыков. Их можно назвать лабораторными. 5) уроки обобщения или повторительно - обобщающие; 6) уроки повторения, проверки знаний и умений.
Вопрос 14: Структура комбинированного урока истории, его роль в процессе обучения школьников.
Структура комбинированного урока:
1) организация учащихся к занятиям
2) повторительно-обучающая работа по пройденному материалу
3) работа учащихся по осмыслению и усвоению нового материала
4) работа по формированию умений и навыков применения знаний на практике
5) домашнее задание.
Преимущество: позволяет учителю избегать в своей работе шаблона, формализма.
Вопрос 15: Приемы и средства преобразования исторической информации на эмпирическом и теоретическом уровне.