Вопрос: Методика обучения истории как наука
Билеты по методике.
Вопрос: Методика обучения истории как наука
Методика обучения истории - педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения истории. Предмет методики – история как школьная дисциплина, процесс обучения истории.
Задачи: научно-методическая организация учебного процесса, организация учебной деятельности учащегося, результаты обучения.
Цели: овладение учащимися основами знаний об историческом процессе развития общества с древнейших времен и до наших дней. Развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе исторического знания, формирование ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе идей гуманизма, опыта истории, патриотизма, развитие интереса и уважения к истории и культуре других народов
Методика и дидактика опирается на общие положения о проектировании учебного содержания, форм, методов, приёмов и средств обучения.
Методика -педагогическая психология и физиология высшей нервной деятельности. Учитывает возрастные особенности нервной системы
История становления как науки
Развитие педагогической науки, накопление теоретических знаний вели к уточнению научного статуса методики, выделению ее в самостоятельную научную дисциплину и как специальная отрасль педагогических знаний методика начала развиваться с 1789 г
15 век Зарождение историко-методической науки относят к 15 веку. Это первые ростки. Это зарождение видят в появлении первых сборников, содержащих исторические сведения. Эти сборники назывались Азбуковники. Они относятся к 15-17 векам. Это самые общие работы, где содержались алфавит, счет и краткие сведения общего характера. Первой учебной книгой по истории является Синопсис – Обозрение. Автор книги Иннокентий Гизель(описания военных действий со стороны русских князей и царей, перечислялись имена князей и царей, а также украинских гетманов)
18- 19век Постепенное обогащение и усложнение содержания обучения в 18-19 вв. стимулировали создание методик обучения, публикацию статей, руководств и пособий
20 век Вопрос о научном статусе методики обучения истории, равно как и методик других учебных предметов, был в центре активных педагогических дискуссий в 50–80-е гг. прошлого века
Методисты 19 века
М.М. Стасюлевич( 19в) реальный метод работа непосредственно с документами без использования учебника. Акцент делался на самостоятельное изучение документа, чтобы сформировать познавательные способности учащегося
Гуревич(19в), автор «Опыт методики истории». заинтересовать читателя, и привить интерес к явлениям народной жизни. А также ознакомить учеников с историей отечества, изучая наиболее яркие личности и связанные с ними события.
Ломовицкий (19в) считал, что цель исторического образования – воспитательное влияние на учащихся. Большое внимание уделял тому, как суметь закрепить знания. Как «посильно затронуть мысль учащихся, вызвать ее к более интенсивной деятельности».
Кареев(19век) пришел к выводу, что Отечественную историю необходимо выделить в отдельный курс.(автор метода пособий)
Методисты 20 века
Стражев Алексей Иванович. Методика преподавания истории: пособие для учителей. утверждал, что методика в качестве методологической основы руководствуется диалектическим и историческим материализмом
В.Г.Карцов Разрабатывал проблемы методики преподавания истории СССР. методика преподавания истории должна опираться на методологию самой исторической науки
А.А.Вагин Методика преподавания истории в средней школе. Учение о методах. непосредственной методологической основой методики обучения истории... является марксистско-ленинская педагогическая теория
Вопрос 6: Государственные стандарты по истории для основной и средней школы.
ФГОС - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. ФГОС№1 был принят 2004. Второе поколение было принято 2011г. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат.
Типология уроков истории
Урок — это организационная единица учебного процесса, функция которой состоит в достижении завершенной, но частичной цели обучения
Классификация по звеньям процесса обучения:
1. урок, содержащий все звенья – комбинированный урок;
2. урок изучения нового материала;
3. повторительно-обобщающий урок;
4. урок проверки и учета знаний
1) уроки изучения нового материала, излагаемого учителем; 2) уроки обсуждения нового материала, подготовленного самостоятельно дома по учебнику. 3) комбинированные уроки содержат все звенья процесса обучения; 4) уроки применения знаний и формирования умений и навыков. Их можно назвать лабораторными. 5) уроки обобщения или повторительно - обобщающие; 6) уроки повторения, проверки знаний и умений.
Вопрос 14: Структура комбинированного урока истории, его роль в процессе обучения школьников.
Структура комбинированного урока:
1) организация учащихся к занятиям
2) повторительно-обучающая работа по пройденному материалу
3) работа учащихся по осмыслению и усвоению нового материала
4) работа по формированию умений и навыков применения знаний на практике
5) домашнее задание.
Преимущество: позволяет учителю избегать в своей работе шаблона, формализма.
Вопрос 15: Приемы и средства преобразования исторической информации на эмпирическом и теоретическом уровне.
Вопрос 29. ЕГЭ по истории
Первый аналог ЕГЭ был введен во Франции в 60-е гг. После обретения французских колоний независимость, в стране начался огромный поток иммигрантов. Уровень их образованности был крайне низок. Но им детям необходимо было учиться, и поэтому французские власти пошли им на уступки, упростив систему экзаменов. Автором ЕГЭ в России был Владимир Филиппов, возглавлявший Министерство образования с 1998-2004г. Для проведения эксперимента по введению ЕГЭ от 16 февраля 2001г. и «Об участии образовательных учреждений среднего профессионального образования в эксперименте по введению единого государственного экзамена» от 5 апреля 2002г.
1 января 2009 года вступили в силу поправки в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые провозгласили ЕГЭ обязательным для всех выпускников, независимо от того, собираются они продолжать обучение в вузе или нет. Часть 1: 19 заданий (1–19) с кратким ответом, являющимся цифрой (последовательностью цифр) или словом (словосочетанием).
Часть 2: 6 заданий (20–25) с развернутым ответом, по прочитанному тексту.
Историческое сочинение. Структура:
1. Выбор периода
2. Краткая характеристика периода
3. Написать 2 деятелей того периода
4. Вывод.
Критерии оценки: использование исторических терминов, отсутствие исторических ошибок и причинно- следственная связь.
Вопрос 30. ОГЭ по истории
часть 1 – 30 заданий (№ 1-30) с выбором правильного варианта ответа или написанием краткого ответа: последовательности цифр, слова, словосочетания;
часть 2 – 5 заданий (№ 31-35) с развернутым ответом.
Билеты по методике.
Вопрос: Методика обучения истории как наука
Методика обучения истории - педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения истории. Предмет методики – история как школьная дисциплина, процесс обучения истории.
Задачи: научно-методическая организация учебного процесса, организация учебной деятельности учащегося, результаты обучения.
Цели: овладение учащимися основами знаний об историческом процессе развития общества с древнейших времен и до наших дней. Развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе исторического знания, формирование ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе идей гуманизма, опыта истории, патриотизма, развитие интереса и уважения к истории и культуре других народов
Методика и дидактика опирается на общие положения о проектировании учебного содержания, форм, методов, приёмов и средств обучения.
Методика -педагогическая психология и физиология высшей нервной деятельности. Учитывает возрастные особенности нервной системы
История становления как науки
Развитие педагогической науки, накопление теоретических знаний вели к уточнению научного статуса методики, выделению ее в самостоятельную научную дисциплину и как специальная отрасль педагогических знаний методика начала развиваться с 1789 г
15 век Зарождение историко-методической науки относят к 15 веку. Это первые ростки. Это зарождение видят в появлении первых сборников, содержащих исторические сведения. Эти сборники назывались Азбуковники. Они относятся к 15-17 векам. Это самые общие работы, где содержались алфавит, счет и краткие сведения общего характера. Первой учебной книгой по истории является Синопсис – Обозрение. Автор книги Иннокентий Гизель(описания военных действий со стороны русских князей и царей, перечислялись имена князей и царей, а также украинских гетманов)
18- 19век Постепенное обогащение и усложнение содержания обучения в 18-19 вв. стимулировали создание методик обучения, публикацию статей, руководств и пособий
20 век Вопрос о научном статусе методики обучения истории, равно как и методик других учебных предметов, был в центре активных педагогических дискуссий в 50–80-е гг. прошлого века
Методисты 19 века
М.М. Стасюлевич( 19в) реальный метод работа непосредственно с документами без использования учебника. Акцент делался на самостоятельное изучение документа, чтобы сформировать познавательные способности учащегося
Гуревич(19в), автор «Опыт методики истории». заинтересовать читателя, и привить интерес к явлениям народной жизни. А также ознакомить учеников с историей отечества, изучая наиболее яркие личности и связанные с ними события.
Ломовицкий (19в) считал, что цель исторического образования – воспитательное влияние на учащихся. Большое внимание уделял тому, как суметь закрепить знания. Как «посильно затронуть мысль учащихся, вызвать ее к более интенсивной деятельности».
Кареев(19век) пришел к выводу, что Отечественную историю необходимо выделить в отдельный курс.(автор метода пособий)
Методисты 20 века
Стражев Алексей Иванович. Методика преподавания истории: пособие для учителей. утверждал, что методика в качестве методологической основы руководствуется диалектическим и историческим материализмом
В.Г.Карцов Разрабатывал проблемы методики преподавания истории СССР. методика преподавания истории должна опираться на методологию самой исторической науки
А.А.Вагин Методика преподавания истории в средней школе. Учение о методах. непосредственной методологической основой методики обучения истории... является марксистско-ленинская педагогическая теория