Пасха, троица, праздник ивана купалы
Главным православным праздником является Пасха. Дню Пасхи предшествовала страстная неделя с чистым четвергом. В этот день готовились к празднику: чистили, мели, мыли в избе, пекли, варили, красили яйца. Главным предметом пасхального обряда не случайно считается крашеное яйцо. По преданию происхождение обычая одаривать друг друга крашеными яйцами связано с именем Марии Магдалины. Она, представ перед римским императором Тиберием, преподнесла ему в дар крашеное яичко с приветствием: "Христос Воскрес". Яйцо служило символом гроба и одновременно возникающей в нем новой жизни. Непременным угощением в пасхальный день является пшеничный кулич и творожная "пасха" как скоромное питание пустынников, в числе которых некоторое время был Христос. Пасха, как и Масленица, каждый день отмечалась особым образом, и дни недели тоже имели свои названия. Так, понедельник и вторник считались "купальными". В этот день обливались водой. Среда называлась "градовой". По русскому поверью "в среду на светлой неделе не работают, чтобы хлеб градом не побило". Четверг – "пасха усопших" – поминовение умерших родственников. Пятница – "прощеный день". Родственники и друзья приносили друг другу свои извинения. Суббота – "хороводница".14
Весенние обряды были связаны с первой бороздой и севом и первым выгоном скота на пастбище. Перед севом совершались ритуальные обряды. На стол обязательно ставили хлеб и соль; в семена, чтобы был богатый урожай, клали вареные яйца, зерна. Обряды в представлении крестьян способствовали плодородию земли. Произносились и заговоры, заклинания, помогающие выращиванию нового урожая.
Троица – последний в году из числа так называемых переходящих христианских праздников. Основными обрядами в Троицу были обряды с березкой. Совершали эти обряды девушки. Они шли в лес, выбирали молодую и красивую березку, вокруг которой потом водили хороводы, "завивали" ее, загибая концы веток в кольца и закрепляя их в виде венков. Березку украшали разноцветными лентами. В лес приносили и обрядовую еду – яичницу-глазунью, символизирующую жизнь. Обязательным ритуалом являлось исполнение песен:
Ой, ой, березынька!
Ой, ой, кудрявая!
Семик честный
Да Троица –
Только-только
У нас,
У девушек,
И праздничек!
Не радуйтесь вы,
Дубья, вязья,
Лило! Лило!
Не к вам идем,
Не вам песню поем,
Лило! Лило!
Радуйся, ты,
Белая береза,
Лило! Лило!
Мы к тебе идем,
Тебе песню поем,
Лило! Лило!15
На Троицу плели венки из цветов. Стремясь разгадать будущее, бросали их в воду. Ритуал имел свой смысл: утонувший венок означал несчастье, плывший – замужество, богатство, жизнь.
Одним из почитаемых в народе летних обрядовых праздников был праздник Ивана Купалы.
Купальские обряды совершались в день летнего солнцеворота. Ночью жгли костры, через костер прыгали, обливались водой, купались. Многие поверья связаны с Иваном Купалой. Верили, что в эту ночь многие травы приобретают целебные и волшебные свойства, обладают сверхъестественной силой. Бытовала в народе и легенда о папоротнике, расцветавшем в ночь на Ивана Купалу. Тот, кто смог отыскать и сорвать папоротник, приобретал умение разыскивать клады, понимать язык животных и т.п.
Опираясь на народные предания, Н. В. Гоголь в рассказе "Вечер накануне Ивана Купала" дал красочную фантастическую картину народных представлений. Герой повести идет за цветком папоротника:
"Огляделся Петро: никогда еще не случалось ему заходить сюда. Тут остановился Басоврюк. “Видишь ли ты, стоят перед тобою три пригорка. Много будет на них цветов разных; но, сохрани тебя нездешняя сила, вырвать хоть один. Только же зацветет папоротник, хватай его и не оглядывайся, что бы тебе позади не чудилось”...
Подошел к трем пригоркам; где же цветы? Ничего не видать. Дикой бурьян чернел кругом и глушил все своею густотою. Но вот блеснула на небе зарница, и перед ним показалась целая гряда цветов, все чудных, все невиданных. Тут же и простые листья папоротника. Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и как будто живая движется. В самом деле чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя".16
Наиболее значительным обрядом весенне-летнего цикла является обряд похорон Костромы. Кострома, как и Масленица, антропоморфный образ. Кострома – чучело из соломы, одетое в женское платье. С пением и плясками несли ее к реке, раздевали и бросали в воду. Само название "Кострома" происходит от слов "костра", "кострика", что означает “пушистая верхушка” трав и колосьев, т. е. созревающие семена, символизирующие жизнь. Древнее значение обряда состоит в том, чтобы помочь созреванию урожая.