Классическая гармония строки
Типографика складывается не из букв, а из строк, где формообразующее значение имеет еще один тип «пространства между» - пробелы между словами.
«Золотое правило» классической строки довольно простое, но абсолютно фундаментальное: строка должна восприниматься как линия. Очертание границ межсловного пробела зависит от рисунка начальных и конечных букв в конкретных словах, то есть расстояние между словами оказывается разным для разных сочетаний букв. Оно зависит также от характера шрифта и от величины кегля: «пробел следует несколько уменьшать с увеличением самого кегля, а также насыщенности и плотности шрифта» (18, с. 69) Мерой приближения слов друг к другу должно служить зрительное ощущение неслиянности слов при нераздельности строки, в чем и состоит классическая гармония строки.
В общем виде визуальное качество строки является исходным, базовым для Типографики любого типа. Однако именно это чаще всего игнорируется в рядовой типографской продукции, что может рассматриваться как один из самых характерных симптомов непрофессионализма.
Классический интерлиньяж - следующий тип «пространства между». Оно зафиксировано в самом термине: «между строками». «Золотое правило» классической Типографики: расстояние между строками должно быть больше, чем между словами, оно должно обеспечивать гармоничный баланс между линейным характером отдельных строк и плоскостным эффектом всего набора (см. также 12, с. 62—63).
Зависимость интерлиньяжа от длины строки и тональности шрифта. Интерлиньяж зависит от рисунка, тональности и контрастности шрифта. Удачно набранную Гарамоном полосу нельзя безнаказанно перебрать на Бодони - потребуется более широкий интерлиньяж. При увеличении контрастности шрифта необходимо увеличение интерлиньяжа, расшпонивание строк («шпон» - горизонтальный пробельный материал в высокой печати). Интерлиньяж зависит и от длины строк: при ее увеличении тоже требуется увеличение интерлиньяжа.
Коридоры. Классически расположенные строки должны создавать эффект ровной стены, плотной без зазоров, кирпичной кладки. При нарушении обеих составляющих классической концепции строки, т.е. при слишком большом расстоянии между словами в строке и слишком маленьком интерлиньяже, нередко возникают так называемые «коридоры» - вертикальные или диагональные «дырки», случайные связи совпадающих или близко расположенных один под другим межсловных пробелов в трех и более смежных строках. В результате «создается общая неспокойная картина» набора, и в словах «смысловая оптическая связь нарушается» (18, с. 162).
Пространство полосы набора
Кроме строк и интерлиньяжа пространство классической полосы строится с помощью огромного количества нюансов и тонкостей, касающихся множества композиционных элементов, которыми оно насыщено.
Абзац. Первым пространственным элементом внутри полосы набора является абзац. Слово «абзац» буквально означает «отступ», но часто употребляется в тавтологическом словосочетании «абзацный отступ». Классический абзацный отступ должен быть маленьким, ненавязчивым, необходимым и достаточным для того, чтобы взгляд лишь зацепился за начало нового смыслового фрагмента текста.
Первая причина этого состоит в заботе о красоте формы полосы набора: «типографы традиционного толка придерживаются минимума, стараясь, чтобы нарушение левого края колонки было как можно более незаметным» (7, с. 9).
Другая причина - слишком большие абзацные отступы в совокупности способны создать еще одну визуальную ось, конкурирующую с главной, что недопустимо в царстве классической центрально-осевой симметрии.
Наконец, третья причина: «Втяжки больших размеров... могут привести к тому, что концевая строка окажется короче, чем втяжка, расположенная ниже» (18, с. 125).
«Золотое правило» классического абзацного отступа звучит кратко и выразительно, как цеховой пароль: «на круглую». Этим старомодным термином обозначается размер шпации, равный размеру кегля. «Для втяжек следует применять только круглую шпацию» (18, с. 125).
Одна из «маленьких радостей» классической Типографики: первый абзац после заголовка или подзаголовка делается без отступа. «Только в одном месте втяжка бессмысленна и некрасива: под заголовком, поставленным на середину. Первый абзац должен начинаться здесь без отступа» (18, с. 168). Это один из способов, которым классическая Типографика отмечает начало текста. Усилением этого приема часто служит набор первого слова или всей первой строки прописными буквами или капителью. Капитель - специальный вариант решения алфавита, в котором шрифт по размеру чуть больше строчных букв, а по рисунку близок к прописным. Однако «настоящие капительные буквы ...по своей форме не являются своего рода уменьшенными прописными буквами, выполняются несколько шире и по пропорциям несколько энергичнее прописных» (18, с. 150). Применение этого редкого варианта шрифта само по себе является, можно сказать, одним из фирменных признаков классической Типографики.
Однако самым традиционным способом оформления таинства входа в текст является инициал. «Золотое правило» для графики буквицы: самый толстый штрих в рисунке должен быть не толще самого толстого штриха из шрифта самого большого кегля, применяемого в данном издании, самый тонкий - не тоньше самого тонкого.
И вновь живой голос Чихольда: «Сегодня инициалы, почти что вовсе опороченные, должны были бы, однако, снова войти в обиход, хотя бы в форме неукрашенных буквиц большого размера» (18, с. 45).
Применяя инициалы из букв текстового шрифта, следует производить оптические поправки - вынос серифов и некоторых визуально слабых, неактивных элементов букв за границы формата полосы набора, сохраняя зрительное впечатление ровного левого и верхнего края полосы. Иногда такие инициалы выделяют цветом - предпочтительно красно-бурым или плотно-синим.
Заголовки. Для заголовков классическая Типографика, как правило, использует прописные буквы, набранные, как и полагается для классической акциденции, с тщательно сбалансированной разрядкой. Часто перед началом текста делается заметный, крупный пробел - спуск.
Подзаголовки. Их чаще всего набирают тем же кеглем, что и текст, но прописными буквами. Поскольку внутренние подзаголовки должны визуально тяготеть к последующему, а не к предыдущему тексту то нельзя механически ставить их на равном расстоянии от них - тектоника взгляда неизбежно «прилепит» в таком случае подзаголовок к предыдущему тексту. Поэтому пространство над подзаголовком должно быть больше, чем под ним. Это может быть сделано с помощью отбивки или с помощью пропуска крат-ного количества строк, например, над подзаголовком могут быть сделаны две слепые строки, а под ним -одна.
Расположение заголовков и подзаголовков - разумеется, симметричное, центрально-осевое. Однако для подзаголовков третьего порядка Чихольд допускает возможность некоторой вольности: «Старая центрированная система набора родственна воле и порядку эпохи Возрождения, но имеет и вневременное значение. При этой системе мы можем под центрированными заголовками первого и второго порядка сдвигать влево заголовки последнего порядка» (18, с. 46). Мотивы этих маленьких вольностей таковы: «...Нарушение законченной симметрии есть требование красоты. То, что не совсем симметрично, значительно красивее безупречной симметрии» (18, с. 51)
Внутритекстовые выделения. Сначала правила запретительные. В классической Типографике внутритекстовые выделения никогда не выполняются с помощью жирных шрифтов - это слишком черно для классического «серебра». К тому же жирные начертания - продукт исторически довольно поздний. Запрещены здесь и выделения с помощью разрядки строчных букв - это, напротив, слишком бело, «дыр: вит» ровный серебряный тон полосы набора. Основ ной принцип классической гармонии - «ничего слишком» - лучше всего иллюстрируется как раз этими правилами. «Слишком темное» и «слишком светлое» возникающее в результате на полосе набора, создает «визуальный шум» для тихой мелодии классической полосы. «Золотым правилом» для внутритекстовых выделений является применение курсива, тональность которого не нарушает равномерность пространства полосы набора. «Если же, к примеру, в предисловии основным шрифтом служит курсив, то для выделений пользуются не разрядкой курсива, а прямым шрифтом» (18, с. 149).
Другим классическим способом внутритекстовых выделений является применение капители. При этом не следует забывать, что «капитель всегда следует ет набирать слегка вразрядку» (18, с. 147). Капитель по сравнению с курсивом - более редкий и более значимый, монументальный способ выделения (об их иерархии свидетельствуют корректурные знаки, согласно которым курсив обозначается волнистой линией, а капитель - рамкой). Чихольд настоятельно рекомендует использовать капитель для выделения имен собственных. «Капительные буквы, точнее говоря, капительные в сочетании с заглавными применяются для набора имен собственных» (18, с. 147). По отношению к библиографическим текстам Чихольд особенно категоричен: «В библиографических указателях имена и фамилии авторов всегда нужно набирать капителью в сочетании с прописными буквами, названия книг- курсивом» (18, с. 148). «Совершенно неправильно и некрасиво набирать имена авторов курсивом. Если нет капительных букв, то имена авторов лучше вообще никак не выделять» (18, с. 154).
Знаки препинания. Кавычки для классической Типографики больше подходят не канцелярские «гусиные лапки», которые несколько «дырявят» серебро полосы набора, а «ёлочки», рисунок которых делает их соизмеримыми по визуальной значимости с буквами в строке. Кавычки первого типа вынужденно допустимы лишь в качестве внутренних кавычек внутри цитат. (Такое применение кавычек-елочек и кавычек-лапок характерно для русской типографической традиции. Для англо-американской Типографики «елочки» вообще не характерны - они называются даже «французскими кавычками». Англоговорящие типографы оперируют «гусиными лапками», поднятыми на высоту прописного знака, наподобие прямых и перевернутых апострофов. Немцы применяют «елочки», но наоборот, остриями к выделяемому слову. А греки, турки, скандинавы применяют и в начале, и в конце всего одну кавычку-лапку, иногда двойную. Так что все зависит от национальной традиции. -Прим. рецензента).
Тире предпочтительней короткое или среднее (но ни в коем случае не дефис вместо тире!). При простановке тире необходимо следить за образующимися «дырками» между словами и тире и немного уменьшать трекинг. Категорически не рекомендуется начинать строку с тире, следует оставлять ее в конце предыдущей строки. После точки или запятой иногда необходимо уменьшать расстояние между словами.
Колонцифра. Классическая пагинация: колонцифра выполняется на центральной оси цифрами основного шрифта с пропуском строки (через слепую строку) или у внешнего края с втяжкой «на круглую», т.е. на той же оси, что и абзац. Колонцифра может также выполняться в качестве маргиналий на больших полях или входить в состав колонтитула. «Фасонные» полосы, например концевые, выполняются без колонцифры. Это относится и к спусковой полосе, несмотря на то, что именно ее номер обозначается в оглавлении (очевидно, подразумевается, что человек, берущий в руки книгу, умеет не только читать, но и считать).
Колонтитул. Колонтитулы могут выполняться как с использованием тонкой (но не слишком тонкой -умеренной толщины) линейки, так и без нее. Принадлежность колонтитула форме наборной полосы зависит от композиционного контекста: «Центрированный живой колонтитул без отделительной линии лучше не причислять к наборной полосе, особенно если колонцифра стоит у ее подножия. Но если между живым колонтитулом и текстом поставлена отделительная линия, тогда и он и она относятся к наборной полосе» (18, с. 83).
Сноски. Этот принцип применим и к сноскам. При этом линейку над сноской следует делать на весь формат полосы набора, чтобы не нарушать ее целостность, или не делать вовсе, ограничиваясь слепой строкой. «Над подстрочными примечаниями надо оставлять либо пробел, либо ставить сплошную линейку без втяжки. Промежуток над и под линейкой должен быть не меньше, чем междустрочный пробел в вышерасположенном тексте» (18, с. 125).
Переносы. Классическая Типографика следит не только за безупречностью левого края полосы набора, но и за правильностью формы ее правого края, и, чтобы не нарушать красоту этой линии, стремится в смежных строках не делать более трех переносов подряд. Она выработала еще целый ряд вполне очевидных правил относительно переносов, общий смысл которых регулируется стремлением к спокойному, ненапряженному комфорту чтения, т.е. к «серебру» как к гармоничному состоянию духа. Например, не допускаются переносы, которые искажают смысл слов, вносят в него нежелательный оттенок или затрудняют процесс чтения. Не следует отделять переносами инициалы от фамилий. Нельзя разрывать между собой цифры и единицы измерения. Стараются не делать перенос в конце правой полосы.
Висячие строчки. Грубой ошибкой в классической Типографике считаются висячие строки, когда последняя строка абзаца выходит на новую полосу или первая строка абзаца оказывается последней на полосе. На типографском жаргоне такие строки раньше называли «сиротами», «вдовами», «шустрыми малыми» и «сукиными сыновьями». Чихольд здесь, как всегда, категоричен: «Висячих строк не должно быть» (18, с.179). Впрочем, по отношению к начальным строкам внизу полосы он неожиданно весьма снисходителен: «Мне кажется, что это следует воспринимать не более чем пожелание. Нельзя требовать слишком многого. ...Хотя "шустрые малые" в конце полосы и нежелательны, но допустимы» (18, с. 179).
Абзац не должен кончаться и слишком короткой строкой - концевую строку следует «вгонять» внутрь полосы набора.
Количество конкретных примеров неисчерпаемо. Важно то, что общим критерием гармоничности пространства, как уже говорилось, является образ «серебра», уравновешенности формы и контрформы, печатных и пробельных элементов, черного и белого. Гармония «серебра» - это визуальная концепция классической Типографики, воплощенная в особом типе видения, которое руководит действиями дизайнера-графика в различных композиционных ситуациях. Это пластическая парадигма классического «мета-языка», синтагматическим «словарем» которого является композиционное решение пространственных элементов полосы набора. Употребление «слов» этого языка зависит от контекста, и строгие правила не способны охватить собой все возникающие ситуации.
Они имеют значение не приемов, а примеров, с помощью которых улавливается пространство, дух классической гармонии, овладев которым можно самостоятельно действовать в любых композиционных ситуациях. Проектно-концептуальное «схватывание» этого пространства происходит с помощью заданий, благодаря которым классическая гармония, однажды увиденная и усвоенная, остается с нами на всю жизнь.
Задание 4.
Моделирование полосы набора, содержащей заголовок из собственной фамилии, имени, отчества и текст реальной автобиографии, написанный в свободной авторской форме и набранный с применением «золотых правил» классической типографики. Цель: получение навыков геометрического построения по пропорциональной системе, развитие способности чувствовать классические пропорции формата и полосы, набора, освоение внутритекстовых выразительных средств классической типографики
Классические пропорции
Как известно, в языках северных народов часто нет одного общего слова, обозначающего «снег», но есть несколько десятков слов для конкретных понятий -«снег тающий» или «снег, искрящийся на солнце». Так бывает с самыми важными, жизненными категориями. Изучая классическую Типографику, работающую с пространством, мы освоили уже множество специальных терминов для обозначения типографической пустоты, которую никто, кроме профессионалов, обычно не замечает: «ось», «апрош», «просвет», «пробел», «трекинг», «шпация», «шпон», «интерлиньяж», «коридор», «дырка», «абзац», «отступ», «втяжка», «спуск», «отбивка», «слепая строка» и т.д.
Выходя за внешние границы полосы набора, т.е. переходя на новый уровень типографического пространства, мы приобретаем еще одно понятие для обозначения белого пространства. Это понятие в русском языке выражено не с помощью экзотических, специальных терминов, а почти бытовым, наглядно-очевидным словом - «поля». Однако, это обманчивая простота. В классической Типографике это слово является одним из самых сложных и специфических поднятий, ибо связано с ключевой композиционной категорией классической парадигмы - пропорциями.
Пропорциональные каноны. Пропорции полосы набора и раскладка полей - изменение их величины вокруг полосы набора - зависят от многих обстоятельств. Например, от внешних, от масштаба и размера изданий: «маленькие книги должны быть стройны ми, большие могут быть широкими» (18, с. 57). А также от внутренних: увеличение интерлиньяжа, внутри-текстового пустого пространства, требует соответствующего увеличения пространства вокруг полосы, пространства полей. «Небесполезно указать еще на взаимозависимость между пропорциями букв и пропорциями страницы» (18, с. 82).
Общее свойство классических полей - они всегда большие и разные. Их размер нарастает по кругу от корешкового поля к верхнему, затем к внешнему и нижнему согласно той или иной геометрической системе пропорционирования.
Но главная закономерность здесь - связь пропорций полосы набора с форматом книги. Работа Чихольда, посвященная этой проблеме, имеет длинное, но весьма выразительное название: «Свободные от произвола соотношения размеров книжной страницы и наборной полосы» (18, с. 53).
«Гармония между размерами страницы и наборной полосы, - пишет Ян Чихольд, - возникает благодаря однородности их пропорций. Если удастся связать между собой нерасторжимыми узами положение наборной полосы и формат страницы, тогда отношения полей станут функциями формата страници и конструкции и будут неотделимы от них обеих. Следовательно, отношения полей... являются лишь производными от формата страницы и от закона формообразования, от канона» (18, с. 62-64).
Далее потребуются еще более обширные цитаты. «Гуттенбергу и печатникам начального периода образцом служила рукописная книга. Печатники переняли законы книжной формы, которым писцы следовали с давних пор. О том, что существовали руководящие начала, хорошо известно... Но эти законы не дошли до нас. Они были строго охраняемыми секрета-
ми мастерских... Я измерил много средневековых рукописей. Наивно думать, будто каждая из них точно следует какому-нибудь закону: и тогда ...существовали книги, сделанные неискусно. В расчет принимаются только те рукописи, которые с очевидностью членятся обдуманно и искусно. В 1953 году мне удалось, наконец, после утомительных трудов реконструировать золотой канон позднеготического членения книжных страниц в том виде, как его использовали лучшие писцы...» (18, с. 64-65).
Построение пропорций полей согласно этому «золотому канону» показано на чертеже. Высота полосы набора равна в нем ширине книжной страницы, а отношения полей от корешкового поля к верхнему, к внешнему и нижнему имеют пропорции 2 : 3 : 4 : 6.
Замечательна концовка этой истории: «Сообщаемый здесь канон свободен от какого бы то ни было произвола и кладет конец тягостным блужданиям в потемках. При всех своих видоизменениях он образует такие книжные формы, форматы страниц и наборные полосы которых безукоризненно согласуются между собой, или, выражаясь иначе, созвучны друг другу» (18, с. 86).
Геометрические построения канона Чихольда показаны для форматов с пропорциями сторон 2 : 3. Геометрических систем пропорционирования книжных форматов существовало, однако, множество: от знаменитого «золотого сечения» (1 : 1, 618) до иррациональных пропорций (корень из 2, корень из 3).
«...В эпоху Возрождения начали делать изящные и легкие портативные книги. От времени до времени появлялись книги малых форматов с пропорциями, употребимыми и поныне, - 5 : 8, 21 : 34, 1 : корень из 3, и форматов «ин кварто» -3:4. Как ни прекрасна пропорция 2 : 3, она никоим образом не может служить для всех книг. Назначение и характер книги часто требуют другой хорошей пропорции. Но канон... может быть применен и к этим другим форматам с иными пропорциями» (18, с. 69).
Как замечает Ю. Герчук, «в эстетизации «правильных» математических отношений, будь то золотое сечение или же какие-либо иные излюбленные теоретиками построения, как рациональные, так и иррациональные, легко усмотреть своеобразную геометрическую мистику» (3, с. 47). «Сами по себе пропорции ничего не определяют, они не более как метод, который помогает уточнить и гармонизировать
пространственные отношения, найденные на основе более общих композиционных принципов (соподчинение, уравновешенность, масштабность, единство)...» (10, с. 41-44).
Принципиально важным является более толерантное утверждение Чихольда: «Две постоянные величины правят пропорциями хорошо сделанной книги: рука и глаз» (18, с. 53). С их помощью и осуществляются классически гармоничные пропорциональные построения, в которых создается и сохраняется «одно и то же ощущение уравновешенности, неизмен ного для каждой страницы положения зрительного центра и, наконец, некоторой его углубленности, определяемой замкнутостью и статичностью книжного пространства» (3, с. 48).
Задание 5.
Проектирование титульного листа по принципам классической эстетики. Цель: освоение принципов гармонии в самом сложном элементе классической типографики
Концепция титульного листа
Если уподобить книжные развороты бесконечной анфиладе комнат классицистического дворца, то титульный лист - парадный зал книжного пространства. На него приходится основная декоративная нагрузка в графическом оформлении, принадлежащем классической парадигме.
И вновь слово Чихольду: «Титулы многих книг выглядят порой так, будто бы они были набраны в последний момент и без всяких поправок сданы в печать или как будто бы они набраны или составлены кем-то, у кого нет ни желания, ни любви к своему делу. Такие титулы напоминают нам бедно одетых, малокровных и запуганных сиротских детей. Титул -герольд текста - должен быть сильным и здоровым, а не неслышно что-то лепетать» (18, с. 88).
Работа над титулом начинается с литературной основы. «Важная предпосылка титула - хороший текст» (18, с. 89). «Структура титульного листа определяется, в частности, разбивкой слов на группы и использованием для их набора различных кеглей, которые вместе должны соответствовать логике и значению этих слов» (18, с. 96). При этом «чем меньше кеглей на титуле, тем лучше! У семи нянек дитя без глазу. Слишком много кеглей на титуле уродует его вид. Правильно обращаться с четырьмя-пя тью - задача нелегкая. Лишь в исключительных случаях следует применять более трех кеглей, порой достаточно даже двух» (18, с. 102-103). «Настоящий титул должен набираться точно такой же гарнитурой, что и книга, то есть шрифтом Гарамон, если книга набрана этим шрифтом» (18, с. 100).
По составу классический титульный лист в общем виде включает в себя три композиционные группы, две шрифтовые и одну изобразительную: заголовочную группу (автор, заголовок - главная строка титула, подзаголовок), издательскую марку и издательскую группу (место, издательство, год).
Шрифтовые титульные группы должны быть по возможности многострочными, чтобы иметь не только линейное, но и плоскостное измерение. «Строки титула не должны выходить за пределы зеркала набора. Как правило, лучше, если главная строка титула будет заметно уже, чем полная ширина набора... Даже короткий титул должен «заполнять» книжную страницу» (18, с. 90-91).
Первое «золотое правило» классического титула - смещение его оси к корешку. «Построить хороший титул можно только исходя из книжной полосы. Поэтому и на него распространяются требования о соотношении полей книжной полосы и о положении зеркала набора: титул нельзя размещать, как это, к сожалению, часто бывает, посередине ширины страницы, так как связь его с книгой будет нарушена» (18, с. 89-90).
«Хороший титул, даже если он уже и ниже, чем книжная полоса, в известной степени должен повторять пропорции ее очертаний. В противном случае он не будет подходить к ней» (18, с. 108).
Визуальный центр тяжести титульного листа находится в верхней трети страницы: «как бы на месте груди этой вертикальной формы» - этот образ принадлежит уже В. Фаворскому (17, с. 318).
Зрительная связь заголовочной и издательской групп может быть обеспечена как с помощью
издательской марки, так и без нее, за счет пропорций пространства между ними. «Большое белое пространство между заголовком и названием издательства не должно казаться случайным и "пустым". Напряженность белого пространства - также один из элементов оформления» (18, с. 92). Издательская марка должна быть «сложно сочиненной», но вполне прозрачной и достаточно нейтральной. «Золотое правило» классической издательской марки: «в ней не должны содержаться штрихи более толстые, чем самого большого использованного в титуле кегля. Она также не должна иметь более тонких штрихов, чем самые тонкие штрихи самого малого используемого кегля. Издательская марка должна быть легкой, соответствовать серому тону строк» (18, с. 92-94).
Наконец, завершающее «золотое правило» классического титульного листа: огибающая его композиции должна стремиться к форме бокала. «Одно из наиболее подходящих очертаний для титула -форма бокала... В таком титуле издательская марка могла бы выполнять роль ножки бокала» (18, с. 98).
Выходные сведения. К проблеме титульного набора примыкает вопрос решения выходных сведений. «Даже в самых дешевых книгах набирать эти данные следует с любовью. Необходимо выбрать очень малый кегль основного шрифта, правильно сгруппировать строки и набирать на шпоны, применив приблизительно столько пунктов, сколько их между строк основного текста. Гораздо элегантнее и спокойнее выглядят слегка вразрядку капительные очень малого кегля с интерлиньяжем основного текстового набора» (18, с. 114-116). Огибающая композиционной группы выходных сведений должна иметь плавные очертания, для чего при группировке строк следует избегать контрастных перепадов длины строк.
Последнее правило относится к любой многострочной центрированной акциденции, в которой, кроме того, необходимо всегда следить за смысловой разбивкой строк, а также стремиться избегать предлогов и односложных слов в конце строки. При этом степень значимости акцидентных строк находится в прямой зависимости от строгости правил. Чем более акцентирован текст, тем строже эти правила. Впрочем, этот принцип относится практически ко всем остальным правилам классической Типографики.
И в заключение еще пара замечательных цитат из Чихольда о титульном наборе, каждая из которых, однако, может быть отнесена ко всей классической Типографике в целом. «Жестких правил здесь дать нельзя, так как набор титулов - это задача, при решении которой необходимо вполне сложившееся чувство формы» (18, с. 91-92). «Титульный набор -это искусство пункта, даже половины пункта» (18, с. 108). Таким образом, «чуть-чуть», на котором, как известно, держится искусство, в Типографике получает весьма точную единицу измерения (напомним, что один пункт составляет 0,376 мм в европейской Типографике и 0,351 - в английской и американской).
Следующее задание позволит поупражняться в этой точности. В его рамках необходимо разработать и оформить титульный лист собственной книги. Указанное на титульном листе издательство -вымышленное, но название и книги, и издательства, а также графика издательской марки должны соответствовать классическому стилю.
Задание 6.
Проектирование собственной визиткой карточки в духе классической эстетики. В качестве фирмы и фирменного знака используются издательство и издательская марка из предыдущего задания, должность — тоже, разумеется, вымышленная. Цель: освоение принципов классической гармонии в некнижных жанрах классической типографики