Учалы: Традиционализм и действительность.

Наследие предков

Учалы: Традиционализм и действительность.

©Иршат ЗИАНБЕРДИН. Рисунки автора, фотографии А.Мухаметова и Н.Гиляжевой

(№1. Начало, продолжение следует)

Предисловие к истории земель Учалинского района.

В своих граффитиологических экспедициях, проведенных в 2010-2013 гг., мы с единомышленниками не смогли исследовать все населенные пункты Учалинского района. Поэтому, пока будет уместным, вести речь только о тех землях района, где мы побывали и зафиксировали доступные древние акты (граффити).

Как же описывают историю этих населенных пунктов представители классической, традиционной историографии Башкортостана. Для наглядности примера общей точки зрения традиционалистов на историю сел и деревень Учалинского района размещаем некоторые, составленные ими, данные:

Байрамгулово. (Старобайрамгулово). Основали жители Мулдакаево. Они переселились в 1824 г. на новое место, на берег озера Аушкуль. 49 мужчин и 64 женщины. Старшинский помощник Баирамгул Габдулзалилев дал ей свое имя.

Батталово. Возникло в конце XVIII в. В то время там было 5 дворов и 47 жителей, в 1850 г. в 34 домах проживало 197 человек, в том числе старшина Баттал.

Ишмекеево. (Сурагулово). Деревня возникла в 60-е годы XVIII в. В 1795 г. в деревне 19 дворов с 101 жителем, в 1850 г. – 237 человек в 50 дворах, в 1920 г. – в 79 дворах 399 человек. Назван в честь Кинзебулата Ишмекеева – участника войны 1812 года и взятия Парижа, имел 2 серебрянные медали.

Казаккулово. Возникла в 20-х гг. XVIII в. В 1795 г. в 24 дворах проживало 75 мужчин и 74 женщины, в 1859 г. – в 49 домах 134 мужчин, 130 женщин, в 1920 г. – 72 дома с 385 жителями. Деревня носит имя первопоселенца Казаккула. Известен сын Казаккула – Мурзагул (1753-1840). В 1859 г. – 23 семьи из 120 человек из д. Казаккулово основали новую деревню при озере Узун-куль, получившую его название. Здесь обосновался Аюп Казаккулов.

Каипкулово. В 1859 г. в деревне было 35 домов с 168 жителями, в 1920 г. – 50 домов и 229 жителя. Возраст сына первопоселенца Мухаметжана Каипкулова (с 1788 г. рождения), подсказывает приблизительное время возникновения деревни.

Кулушево. В 1795 г. в 30 дворах насчитывалось 120 мужчин и 118 женщин, в 1859г. на каждой из 52 дворов приходилось 1,7 жителя. В 1920 г. там проживало 547 человек в 116 дворах.

Кутуево. Возникло в начале XIX в. Тогда в 8 дворах было 68 человек, в 1920 г. в 67 дворах 354 человека. Известен сын первопоселенца – Биктимир Кутуев.

Москово. Деревня носит имя Московбая Мамбеткулова. В 1795 г. – 46 дворов и 285 жителей, в 1859 г. – 132 дворов и 550 человек, в 1920 г. – 143 двора и 648 жителей.

Наурузово. В 1795 г. – 26 дворов и 149 жителей, в 1859 г. – 59 дворов и 309 человек, в 1920 г. 102 двора и 513 жителей. В переписях значатся сыновья Науруза и его внуки. Старший сын воевал прапорщиком против Наполеона, в составе 14 полка. За героизм награжден орденом св. Анны IV степени и двумя медалями.

Сураманово. Основал деревню Сураман Абдулвагапов, влиятельный вотчинник. В 1795 г. – 17 дворов с 66 мужчинами и 55 женщинами, в середине XIX в. население выросло в 3 раза. В 1920 г. – 444 жителя.

Далее мы проверим эти данные, опираясь на фактические документы из этих населенных пунктов.

Что же касается географических названий, то по мнению традиционалистов происхождение топонима Урал существует в нескольких версиях:

1) От мансийского «урр» – гора или «урал» – вершина горы;

2) От эвенкийского «Урал» – горы, горные системы.

Анализ картографических данных средневековья опровергает состоятельность традиционного подхода к изучению происхождения данного топонима.

Координально новая точка зрения на эту проблематику такова:

На карте мира Аль Идриси 1154 года издания (фото 1) Уральские горы названы двояко – «Таг Ура» и «Арл Туба».

Географические названия карты Аль Идриси перенесем на современную карту-схему (фото 2), чтобы сравнить древнюю топономику с современной.

Переводы топонимов таковы:

Qebel Taq Ura\\Горы «Таг Ура» – слова «Таг\\гора» и «Ура\\возвышенности» заимствованы с языка средневековых башкир, а «Гебел\\горы» с литературного хазарского.

Qebel Arl Tuba\\Горы «Урал Туба» – слова «Урал\\Высокая страна» и «Туба\\вершина» заимствовано с языка средневековых башкир, а «Гебел\\горы» с литературного хазарского.

Qurqan\\Гурган – название населенного пункта (города), где слова «Гур» со значением «погребение; могила» и «ган(т)» со значением «город» заимствовано с языка средневековых башкир. Это средневековое название города Аркаима!

Asafil Basqird min al atturk\\Асафил башгирд мин ал аттурк – слова заимствованы из литературного хазарского языка и местных самоназваний народов. Означает «Подлые башкиры из рода тюрков». Так обозначены северные владения башкирского народа.

Basqird al hariqa\\Башгирд ал hарига – город, в названии которого слова хазарского и местного языков со значением «Башкирская столица».

Nahr Atil\\Наhр Атил – средневековое хазарское и местное название реки «Агидель\\Белая», именно она считалась тогда истоком Большой Идели (Волги).

Qenas al ard al Mantine\\Генас ал ард ал Мантине\\Родовые земли Муйтенов – средневековое хазарское и местное название владений бека Муйтена башкир усерганцев.

Nahr Aikan\\Наhр Айкан – средневековое хазарское и местное название реки «Яик\\Урал».

Ard Burtas\\Ард Буртас – средневековое хазарское и местное название территории. Значение «Земля Буртасов».

Basqird al dahlia\\Башгирд ал даhила – средневековое хазарское и местное название столицы южных башкир со значением; «гениальные (талантливые) башкиры».

Nahr Ambe\\Наhр Амбе – средневековое хазарское и местное название реки «Жим» (Эмба).

Qebel Mazqar\\Гебел Мазгар – средневековое хазарское и местное название современных гор «Мугоджары».

Ard Basqird al dahlia –средневековое хазарское и местное название земель южных башкир со значением; «земли гениальных (талантливых) башкир».

Mutasil ard hozar\\Мутазил ард хозар – средневековое хазарское и местное название территории. Имеет следующее значение – «независимая земля хазар».

Bahr al hozar\\Баhр ал хозар – средневековое хазарское и местное название Каспийского моря. Имеет следующее значение – «море хазарское».

Исследования древних карт показывают, что географическое название «Урал» всегда упоминается вместе со словом «башгирд\\башкорт».

Выявив гипотетичность теории мансийского и эвенкийского происхождения топонима «Урал», мы вынуждены задуматься: «А правы ли традиционалисты в своих высказываниях о точности датировки времени существования населенных пунктов Башкортостана?»

Не научность одного объяснения происхождения топонима «Урал» вынуждает нас проверять уместность ссылок традиционалистов на доступные им источники. В целях поиска ответов на эти вопросы мы начинаем изучение истории Учалинских земель, опираясь на местные, документальные (граффитиологические) источники и фактические артефакты (палеоостанки в том числе).

ВРЕМЕНА ХАЗАРСКОГО КАГАНАТА

Хазарский каганат возник на западных землях Тюркского каганата в 639 г. н. э, который распался на Западную и Восточную части. Хазары были разгромлены князем Мстиславом Владимировичем в 1016 г. н. э.

1. Рунописьменная эпитафия из с. Кулушево, датированная 177 г. хиджры (793 г. н. э.). Фото 27.

Транскрипция: «177 Уарит стр(н)».

Глоссарий: «177(-нсе hижри йыл) барып етте Сатиранга».

Перевод: «В 177 году хиджры приобщился к Всевышнему».

2. Уйгурописьменная эпитафии из с. Кутуй. Фото 28.

Транскрипция: «Бнау».

Глоссарий: «Баныу (антропоним)».

Перевод: «Бану (антропоним)».

3. Уйгурописьменная эпитафии с. Кулушево. Фото 29.

Транскрипция: «Збган».

Глоссарий: «Забиган».

Перевод: «Забиган (антропоним)».

4. Хазарописьменная эпитафия могильника Кугарсен Куз, 80 г. хиджры (699 г. н. э.). Фото 30.

Транскрипция: «80 зил».

Глоссарий: «80 (-нсе) йыл».

Перевод: «80-ый год хиджры».

5. Арабописьменная эпитафия села Москово 198 г. хиджры (814 г. н. э.). Фото 31 и 32.

Транскрипция: «198 снэ. Мрхума(т) 68».

Глоссарий: «198 (-нсе hижри) йыл. Мэрхумэгэ 68 (йэш)».

Перевод: «198-ый год хиджры. Покойнице 68 лет от роду».

ВРЕМЕНА ХАЗАРСКОГО КАГАНАТА

6. Билингва, каменный географический указатель на полевой дороге между населенными пунктами Узункуль и Сураманово. Тексты выполнены хазарским письмом и тюркской руникой. Фото 33 и 34.

Транскрипция № 1 (Хазарский вариант прочтения): «Шмик».

Транскрипция № 2 (Восточно-тюркский вариант прочтения): «Тртс».

Глоссарий № 1 (Хазарский вариант прочтения): «Шэмик».

Глоссарий № 2 (Восточно-тюркский вариант прочтения): «Тыйр таш».

Перевод на русский един: «Поташный камень».

7. Арабописьменная эпитафия села Кутуево. Текст гласит: «306-ой год хиджры». Соответствует 919 году по новому летосчислению. Фото 35.

8. Уйгурописьменный текст на эпитафии из села Кулушево. Фото 36.

В ранних публикациях об этой надписи мы писали, что это уйгурско-тюркская билингва, исполненная уйгурскими и руническими знаками. На текущий момент мнение изменилось. Стало ясно, что этот письменный памятник полностью выполнен на одной из разновидностей уйгурского письма.

Транскрипция: «Тд ткн».

Глоссарий: «Тад тэкин»

Перевод: «Принц Тад».

Тад – мужское имя, возможно, произошло с пратюркского языка.

ВРЕМЕНА ЭПОХИ ДЕШТ-И-КИПЧАК

Половецкое Государство (Кипчаков) 1016-1220 гг. н. э.

По́ловцы – кочевой народ тюркского происхождения. В начале XI в. они переместились из Заволжья, вытеснили с причерноморских степей печенегов и торков, став хозяевами Великой Степи от Дуная до Иртыша, которая с этого времени в восточных источниках стала называться Дешт-и-Кыпчак , а в русских источниках – «Поле Половецкое».

О документах этого времени в землях Учалинского района история умалчивает. Потому считаем возможным ознакомить читателя с кумбазом из Баймакского района, который использовался как отличительный учительский знак. Этот знак носили на одежде люди с образованием, так же он давал возможность преподавать различные дисциплины. Подобные знаки были распространены в Башкортостане повсеместно, и Учалинский район не является исключением. Фото 37.

Текст знака выполнен двумя видами письменностей. Стандартная часть текста выполнена письмом брахми и гласит – «Гасапhа\\Кэсебе\\Удостоверение; профессия». Вторая часть текста выполнена хазаро-каритским круглым письмом – «Субук\\hабак\\Обучение; преподавание».

ВРЕМЕНА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

Государство возникло из улуса Джучи-хана Монгольской империи и просуществовало с 1220 по 1520 гг. н. э. Причем, период с 1220 по 1422 гг. существования этого государства сами Золотоордынские историки относят к эпохе «А Мат хаммиат хин».

1. Арабописьменная эпитафия из с. Москово. Фото 38.

Транскрипция: «808-нчи ил» (1405 год от рождества Христова).

Глоссарий: «808-нсе (hижри) йыл».

Перевод: «808-ой год хиджры».

2. Эпитафии с барельефами Чингизидов на горе Ауш у села Аушкуль (Старо-Байрамгулово).

Предположительно, что на фото 39 барельеф – Бату-хана, отца протодьякона Сартака и опекуна Александра Невского, а на фото 40 барельеф его сына. Сартак известен в истории как побратим князя Невского, что подтверждает то, что его барельеф выполнен в виде иконы, но это изображение выскоблено вандалами и до наших дней дошло лишь обрамление.

3. Арабописьменная эпитафия из с. Кулушево. Текст гласит – «911-ый…» (1505 г. н. э.). Фото 41.

ВРЕМЕНА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

4. Арабописьменная эпитафия на вершине горы Ауш у села Аушкуль (Старо-Байрамгулово). Фото 42 и 43.

Транскрипция: «hза мркд алших мхмдд мhнан алауши …алшбани Нжматдин алгбри. Туфати кфчаг. 651 hжриэ снэ. Фи гср Бркэ хан бани Сраи».

Глоссарий: «Ошо мэркэз шэйхененг Мохэммэт оммэhененг (алауши)…Шэйбэн токомонан Нажметдин Алгебраныкы. Тайфэhе кыпсак. 651(-нсе) hижри сэнэ. Гасырынан Сарайзы бина иткэн Бэркэ хандынг».

Перевод: «Эта могила шейха приверженцев пророка Мухамада….(Он) из рода Шайбанидов, (зовут его) Наджметдин Алгебра. (Он) из племени кипчаков. 651-ый год хиджры (1253 год от рождества Христова). (Он) из эпохи государства Барка хана, столицей которой был город Сарай».

ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД

1. Эпитафия из с. Кутуево. Фото 69.

Транскрипция: «1928. Март. Садик».

Глоссарий: «1928(-нсе йылдынг) март (айында уафат булды) Садик».

Перевод: «В марте 1928 года умер Садик».

ВЕРНОСТЬ ТРАДИЦИЯМ

Жители учалинского района остаются верными своим историческим традициям. На фото 70 «а» и «б» – реверс и аверс (соответственно) монеты, использованной в виде элемента национальной одежды из с. Килмяково.

В районе возрождаются народные промыслы производства войлока и пошива национальной одежды. Продукция этих промыслов широко используется в обиходе учалинцев.

Хочется надеятся, что приведенные нами документальные подтверждения многовековой истории Учалинских земель, послужат отправной точкой возрождения достоверных традиций, неподдельного интереса к сохранению и изучению наследия предков.

Наследие предков

Учалы: Традиционализм и действительность.

©Иршат ЗИАНБЕРДИН. Рисунки автора, фотографии А.Мухаметова и Н.Гиляжевой

(№1. Начало, продолжение следует)

Предисловие к истории земель Учалинского района.

В своих граффитиологических экспедициях, проведенных в 2010-2013 гг., мы с единомышленниками не смогли исследовать все населенные пункты Учалинского района. Поэтому, пока будет уместным, вести речь только о тех землях района, где мы побывали и зафиксировали доступные древние акты (граффити).

Как же описывают историю этих населенных пунктов представители классической, традиционной историографии Башкортостана. Для наглядности примера общей точки зрения традиционалистов на историю сел и деревень Учалинского района размещаем некоторые, составленные ими, данные:

Байрамгулово. (Старобайрамгулово). Основали жители Мулдакаево. Они переселились в 1824 г. на новое место, на берег озера Аушкуль. 49 мужчин и 64 женщины. Старшинский помощник Баирамгул Габдулзалилев дал ей свое имя.

Батталово. Возникло в конце XVIII в. В то время там было 5 дворов и 47 жителей, в 1850 г. в 34 домах проживало 197 человек, в том числе старшина Баттал.

Ишмекеево. (Сурагулово). Деревня возникла в 60-е годы XVIII в. В 1795 г. в деревне 19 дворов с 101 жителем, в 1850 г. – 237 человек в 50 дворах, в 1920 г. – в 79 дворах 399 человек. Назван в честь Кинзебулата Ишмекеева – участника войны 1812 года и взятия Парижа, имел 2 серебрянные медали.

Казаккулово. Возникла в 20-х гг. XVIII в. В 1795 г. в 24 дворах проживало 75 мужчин и 74 женщины, в 1859 г. – в 49 домах 134 мужчин, 130 женщин, в 1920 г. – 72 дома с 385 жителями. Деревня носит имя первопоселенца Казаккула. Известен сын Казаккула – Мурзагул (1753-1840). В 1859 г. – 23 семьи из 120 человек из д. Казаккулово основали новую деревню при озере Узун-куль, получившую его название. Здесь обосновался Аюп Казаккулов.

Каипкулово. В 1859 г. в деревне было 35 домов с 168 жителями, в 1920 г. – 50 домов и 229 жителя. Возраст сына первопоселенца Мухаметжана Каипкулова (с 1788 г. рождения), подсказывает приблизительное время возникновения деревни.

Кулушево. В 1795 г. в 30 дворах насчитывалось 120 мужчин и 118 женщин, в 1859г. на каждой из 52 дворов приходилось 1,7 жителя. В 1920 г. там проживало 547 человек в 116 дворах.

Кутуево. Возникло в начале XIX в. Тогда в 8 дворах было 68 человек, в 1920 г. в 67 дворах 354 человека. Известен сын первопоселенца – Биктимир Кутуев.

Москово. Деревня носит имя Московбая Мамбеткулова. В 1795 г. – 46 дворов и 285 жителей, в 1859 г. – 132 дворов и 550 человек, в 1920 г. – 143 двора и 648 жителей.

Наурузово. В 1795 г. – 26 дворов и 149 жителей, в 1859 г. – 59 дворов и 309 человек, в 1920 г. 102 двора и 513 жителей. В переписях значатся сыновья Науруза и его внуки. Старший сын воевал прапорщиком против Наполеона, в составе 14 полка. За героизм награжден орденом св. Анны IV степени и двумя медалями.

Сураманово. Основал деревню Сураман Абдулвагапов, влиятельный вотчинник. В 1795 г. – 17 дворов с 66 мужчинами и 55 женщинами, в середине XIX в. население выросло в 3 раза. В 1920 г. – 444 жителя.

Далее мы проверим эти данные, опираясь на фактические документы из этих населенных пунктов.

Что же касается географических названий, то по мнению традиционалистов происхождение топонима Урал существует в нескольких версиях:

1) От мансийского «урр» – гора или «урал» – вершина горы;

2) От эвенкийского «Урал» – горы, горные системы.

Анализ картографических данных средневековья опровергает состоятельность традиционного подхода к изучению происхождения данного топонима.

Координально новая точка зрения на эту проблематику такова:

На карте мира Аль Идриси 1154 года издания (фото 1) Уральские горы названы двояко – «Таг Ура» и «Арл Туба».

Географические названия карты Аль Идриси перенесем на современную карту-схему (фото 2), чтобы сравнить древнюю топономику с современной.

Переводы топонимов таковы:

Qebel Taq Ura\\Горы «Таг Ура» – слова «Таг\\гора» и «Ура\\возвышенности» заимствованы с языка средневековых башкир, а «Гебел\\горы» с литературного хазарского.

Qebel Arl Tuba\\Горы «Урал Туба» – слова «Урал\\Высокая страна» и «Туба\\вершина» заимствовано с языка средневековых башкир, а «Гебел\\горы» с литературного хазарского.

Qurqan\\Гурган – название населенного пункта (города), где слова «Гур» со значением «погребение; могила» и «ган(т)» со значением «город» заимствовано с языка средневековых башкир. Это средневековое название города Аркаима!

Asafil Basqird min al atturk\\Асафил башгирд мин ал аттурк – слова заимствованы из литературного хазарского языка и местных самоназваний народов. Означает «Подлые башкиры из рода тюрков». Так обозначены северные владения башкирского народа.

Basqird al hariqa\\Башгирд ал hарига – город, в названии которого слова хазарского и местного языков со значением «Башкирская столица».

Nahr Atil\\Наhр Атил – средневековое хазарское и местное название реки «Агидель\\Белая», именно она считалась тогда истоком Большой Идели (Волги).

Qenas al ard al Mantine\\Генас ал ард ал Мантине\\Родовые земли Муйтенов – средневековое хазарское и местное название владений бека Муйтена башкир усерганцев.

Nahr Aikan\\Наhр Айкан – средневековое хазарское и местное название реки «Яик\\Урал».

Ard Burtas\\Ард Буртас – средневековое хазарское и местное название территории. Значение «Земля Буртасов».

Basqird al dahlia\\Башгирд ал даhила – средневековое хазарское и местное название столицы южных башкир со значением; «гениальные (талантливые) башкиры».

Nahr Ambe\\Наhр Амбе – средневековое хазарское и местное название реки «Жим» (Эмба).

Qebel Mazqar\\Гебел Мазгар – средневековое хазарское и местное название современных гор «Мугоджары».

Ard Basqird al dahlia –средневековое хазарское и местное название земель южных башкир со значением; «земли гениальных (талантливых) башкир».

Mutasil ard hozar\\Мутазил ард хозар – средневековое хазарское и местное название территории. Имеет следующее значение – «независимая земля хазар».

Bahr al hozar\\Баhр ал хозар – средневековое хазарское и местное название Каспийского моря. Имеет следующее значение – «море хазарское».

Исследования древних карт показывают, что географическое название «Урал» всегда упоминается вместе со словом «башгирд\\башкорт».

Выявив гипотетичность теории мансийского и эвенкийского происхождения топонима «Урал», мы вынуждены задуматься: «А правы ли традиционалисты в своих высказываниях о точности датировки времени существования населенных пунктов Башкортостана?»

Не научность одного объяснения происхождения топонима «Урал» вынуждает нас проверять уместность ссылок традиционалистов на доступные им источники. В целях поиска ответов на эти вопросы мы начинаем изучение истории Учалинских земель, опираясь на местные, документальные (граффитиологические) источники и фактические артефакты (палеоостанки в том числе).

Наши рекомендации