Традиционализм как новое направление общественной мысли

Современный глобализационный вызов предполагает несколько возможных вариантов ответа. Первый путь заключается в согласии с предложенным форматом глобализации, а соответственно, в отказе от многообразия цивилизационных идентичностей. Межкультурный диалог замещается в данном случае монологом. Противоположный подход связан с национальным консерватизмом и заключается в самоизоляции и локализации культур. Цивилизационная идентичность в этом случае, казалось бы, сохраняется. Но перспективы такого самосохранения призрачны. Силы явно не равны. Национально изолированная культура не сможет длительно противостоять всему глобализированному миру. При всей видимой оппозиционности национального консерватизма к глобализму, он, как и последний, исходит из монологичного типа коммуникативности. Актуальным в этой связи представляется выдвижение такого проекта, который, сглаживая крайности обоих указанных подходов, смог бы синтезировать цивилизационные идентичности и мировую интеграцию. От коммуникативного монологизма следует перейти даже не к диалогу, подразумевающему дуальный характер взаимодействия, а к полилогу культур.

Для спасения цивилизаций необходимо выдвижение альтернативного по отношению к глобализации и сопоставимого по масштабам мега-проекта. Должна быть найдена основа альтерглобализационного единства мира. Постановка такого рода задачи заставляет с самым пристальным вниманием отнестись к генезису нового идейного направления в мировой общественной мысли – синергийному традиционализму.

При партийном многообразии современного мира остро ощущается дефицит политической идеологии. Синергийный традиционализм является в этом отношении принципиально новой доктриной.

Парадокс заключается в том, что при широком представительстве традиционалистов традиционализма, как идейного течения, в собственном смысле слова до настоящего времени не сложилось. Традиционалистской идеологии в России в чистом виде никогда не существовало. Нет ее и сейчас. Традиционализм предполагает полицентричность. Он есть единственное учение, отстаивающее цивилизационную вариативность, тогда как другие пропагандируют приоритет одной из цивилизаций над прочими.

Принципы традиционализма не тождественны традиционности. Прилагательное «синергийный» подчеркивает отличие нового традиционализма от традиционализма архаического, дорефлекторного. В отличие от последнего, он ориентирован не на консервацию, а на развитие. Синтезируя модернизационный потенциал он мог бы быть определен и как «синергийный модернизм». Но главное в данном случае, что развитие осуществляется на основе цивилизационных традиций, а соответственно, именно производное от них понятие и должно было составить идентифицирующую лексическую конструкцию.

Наши рекомендации