Как читать древнерусскую воинскую повесть?
Воинская повесть как особый жанр древнерусской литературы XI – XVII веков выделяется, во-первых, на основании своеобразного содержания (она посвящена реальным событиям военной истории Древней Руси), во-вторых, в связи с тем, что она сильно отличается от духовной литературы, фольклора и прочих жанров светской словесности (летописи, хронографа, поучений, «хождений» и др.).
Воинская повесть отражает специфику светской литературы Древней Руси. Главной чертой этой литературы является ее ориентированность на канон. Средневековый автор не рассматривался как оригинальный сочинитель и вдохновенный художник слова. Он был, прежде всего, мастером, который блестяще владеет ремеслом рассказчика и умеет излагать рассказываемое на письме. Правила этого ремесла он черпал в традиции, а не выдумывал сам. Канон воинской повести подразумевал, что по определенным принципам выстраиваются все уровни произведения. Определить эти принципы и выявить своеобразие текста по отношению к ним – и есть цель, которую мы ставим перед собой, приступая к анализу древнерусской повести.
1. В центре фабулы и сюжета повести – батальные сцены, битвы, воинский походы, в которых участвовал князь и дружина. Изложение в повести, как правило, линейное. На уровне сюжета события фабулы могут быть тщательно детализированы, снабжены отступлениями, вставными «речами», рассуждениями. «Слово о Полку Игореве», жанровая природа которого неоднозначна, но во многом связана с жанром воинской повести, рассказ о походе князя Игоря неоднократно прерывается различными риторическими отступлениями, поэтическими зарисовками и т.д.
2. Пространство и время повести полностью определяются предметом изображения: в центре внимания – изображение битв и их исход. Например, «Повесть об Азовском осадном сидении» в пространственно-временном отношении сосредоточена на подробностях военной осады Азова турками в 1641 году.
3. Персонажи, действующие в повести, преимущественно – профессиональные военные Древней Руси – князь и его дружина. Средневековый книжный этикет и особенности мышления предписывают изображать персонажей с точки зрения их соответствия своей героической роли – миссии. С этим и связан пафос воинской повести. Князь Игорь с дружиной вступает в заведомо обреченную военную кампанию. Но этот поступок не оценивается с точки зрения здравого смысла: миссия князя – сражаться, и он выполняет ее с бесстрашием и отвагой. А значит он – герой, несмотря на то, что потерпел неудачу в бою.
4. Конфликт воинских повестей, как правило, весьма прост: есть враги (половцы, татары, турки), претендующие на захват родной земли, и есть русские воины – герои, которые им противостоят. Соответственно, в тексте обычно воспроизводится точки зрения этих сторон, и точка зрения повествователя, оценивающего злодеяния врагов и доблесть русских воинов.
5. Стилистика древнерусских повестей также обусловлена ролевым мышлением их авторов и читателей. Повествование обычно состоит из вариаций на одни и те же клише. Например, нападение врага или поражение в повестях объясняют устойчивой формулой «грех ради наших», то есть божественным возмездием за грехи. Битва часто описывается словами: «бысть сеча зла». Читая древнерусские повести, необходимо обращать внимание на роль подобных устойчивых словосочетаний для понимания смысла повествования.
Ю.Л. Троицкий «Школа понимания: инструменты для гуманитарного исследования»
Как понимать жития святых?
Средневековые жития святых создавались в связи с причислением церковью человека к лику святых после его смерти. Житие — это произведение, написанное по строгим законам и трафаретам:
Автор жития создает дистанцию между героем, которого он описывает, и собой. Это делается для того, чтобы подчеркнуть святость персонажа. Вот почему автор самоуничижается и подчеркивает свою греховность, которая контрастирует со святостью героя.
Автор просит прощения у читателей за то, что ему не хватает слов, чтобы передать степень святости того, о ком он повествует.
Родители будущего святого — люди богоугодные, а сам он уже в детстве отличается от других детей тем, что не играет в игры, а занимается чтением душеполезных церковных книг.
Житие наполнено видениями, которые посещают отмеченных Богом людей, и чудесами, которые совершает будущий святой.
Смерть святого, как правило, сопровождается чудесами, подтверждающими его святость и избранность.
Великий русский историк В.О. Ключевский, посвятивший этому жанру книгу «Жития святых как исторический источник», пришел к выводу, что жития очень трудно использовать в качестве источника, потому что они не содержат реальной информации о своих персонажах — слишком много общих мест (топосов). Эти тексты как будто сделаны по одному шаблону. В.О. Ключевский заметил, что житие отличается от биографии так же, как икона отличается от портрета. И все же, для понимания ментальности людей далекого прошлого жития дают богатый материал.