III. Основные направления деятельности музея

Работа с фондами.

Принципиальными моментами в работе с фондами мы считаем следующие:

1. Комплектование фондов осуществлять на основе перспективного плана комплектования, осуществлять строгий отбор предметов для музея.

2. В связи с ограниченными площадями музея в фондах необходимо содержать оптимальное количество музейных предметов. Дубликаты следует периодически передавать на постоянное хранение в школьные музеи города, области и России, наиболее ценные музейные предметы передавать на государственное хранение.

3. Обеспечивать оптимальные условия хранения фондов музея.

4. Максимально использовать фонды музея в организации передвижных выставок и экспресс-выставок, в научно-исследовательской деятельности. Для этого – вести тематические картотеки (в том числе в компьютерном варианте).

5. Вести научно-исследовательскую деятельность по изучению фондов.

Экспозиционно-выставочная деятельность

Для расширения экспозиционно-выставочной деятельности необходимо периодически пополнять существующую экспозицию, включая в нее новые экспонаты, новые средства показа (турникеты), а также организовывать передвижные выставки и экспресс-выставки.

Тематика выставок определяется:

· юбилейными датами истории России и истории Череповца;

· наиболее «острыми» событиями истории России ХХ века;

· наличием в собрании музея тематических коллекций музейных предметов;

· поступлением в музей новых материалов (например, по итогам летних экспедиций).

Все это позволит включить в культурный оборот музейные предметы, хранящиеся в фондах музея, а также расширить музейную аудиторию.

Каждая выставка должна быть оригинальным и неповторимым экспозиционным проектом.

Научно-просветительская деятельность.

Для оптимизации научно-просветительской деятельности считаем необходимым осуществить:

1. Научно обоснованный показ исторической реальности.

2. Целенаправленное изучение потенциальной музейной аудитории и ее потребностей методами анкетирования, опроса, расширение целевой аудитории путем подготовки новых музейных программ.

3. Диалоговое взаимодействие с музейной аудиторией во время проведения научно-просветительских мероприятий.

4. Учет возрастных особенностей при работе с музейной аудиторией.

5. Постоянное совершенствование форм и методов научно-просветительской деятельности.

6. Использование возможностей музея для преподавания предметов «История Отечества», «Истоки» и других предметов через тематические выставки, разработку музейных уроков и внеклассной работы по предметам.

Программа развития

Музея-клуба «Исток»

«Времен связующая нить»

(Исторический музей клуба «Исток» ДДиЮТ

им. А.А. Алексеевой г. Череповца)

Обоснование программы:

В течение 25 лет члены клуба записывали воспоминания, собирали музейные предметы. В первые годы существования коллектива все собранные музейные предметы передавались в Музей истории городской пионерской организации, а с 1985 года – аккумулировались в фондах клуба «Исток», поэтому и создание исторического музея стало закономерным. Идея оформилась в канун подготовки к 60-летию Победы, тогда же была сформулирована цель – способствовать связи разных поколений.

Исторический музей не должен быть оторван от исторической науки. У исторической науки и музея общие задачи – приближение к истине, сохранение социальной памяти и социального опыта. Но есть отличие: историческая наука хранит знание в вербальной форме, музей – в овеществленной; каждый имеет и собственные средства и методы в поиске истины, в сохранении и передаче опыта и знаний. Общность целей и различие методов делает не только возможным, но и необходимым сотрудничество исторической науки и музея. Они нужны друг другу, их взаимодействие способствует наиболее эффективной деятельности обоих социальных институтов.

Исторический музей клуба «Исток» отражает современную тенденцию исторической науки – изучение повседневной истории. Это предполагает поворот к изучению жизни простых людей в историческом контексте эпохи.

Данный музей имеет статус «Школьного музея». Это значит, что он создается для школьников и руками школьников.

Изучая опыт деятельности школьных музеев города, области, России, хотелось бы отметить, что школьные музеи мало используют новые технологии в своей работе. Экспозиции музея чаще всего построены по стендо-витринному принципу, основной формой работы чаще всего является экскурсия, обработка и хранение фондов отстают от обязательных требований, комплектование фондов не имеет целенаправленного характера и, чаще всего, носит форму случайных поступлений. Поэтому цель данной программы – выбрать верный вектор развития музея с самого начала его существования, учитывая названные недостатки.

Цель программы: сохранение исторической памяти и формирование исторического самосознания подрастающего поколения через музейные формы работы.

Задачи:

  1. Наиболее полное привлечение школьников к деятельности музея, допрофессиональная подготовка школьников на музейных предметах.
  2. Расширение целевой аудитории музея.
  3. Совершенствование форм фондовой работы.
  4. Использование новых технологий в экспозиционной и научно-просветительской деятельности.
  5. Максимальное использование фондов музея для научно-просветительской и научно-исследовательской деятельности.

Характеристика экспозиций музея:

Исторический музей клуба «Исток»был создан в 2004 году по инициативе членов клуба методом социального проектирования. Экспозиция музея «Одна на всех», посвященная 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне и состоит их двух разделов:

1. Жилой интерьер начала 40-х годов.

2. Участие земляков в боевых действиях.

Наши рекомендации