VII. Особенности проведения экспедиций в сельской школе.
Ученики сельских школ совершают экспедиции под руководством педагога, изучающего историю деревень, находящихся в микрорайоне школы по заданию школьного музея. Особое внимание уделяется исчезнувшим деревням.
Факторы, благоприятствующие поисково-собирательской работе в сельской школе:
· возможность встретиться несколько раз с наиболее информированными людьми;
· родственное отношение с людьми пожилого возраста облегчают учащимся сбор предметов музейного значения.
Возможные ошибки при проведении экспедиции:
· воспоминаниям не придается статус документа;
· документы не сдаются в архив, что приводит к их утрате, а также они не могут быть введены в научный оборот;
· опрос информантов ведет педагог, а школьники занимают пассивную позицию, при этом теряется воспитательная значимость данной работы;
· при сборе предметов музейного значения не оформляются необходимые поисковые документы. В таком случае памятники истории и культуры изымаются из среды обитания без должного описания, что затрудняет введение их в научный оборот.
Приложения
Приложение № 1
Полевая документация.
Полевой дневник.Ведется в общей тетради. Заполняется на правой стороне листа. Поля оставляются слева, у корешка, что необходимо для последующей прошивки тетради. Нумеруются листы дневника, а не страницы. На 1-ом листе в заголовочной части указываются полное название музея, поискового отряда и его принадлежность к определенной школе или внешкольному учреждению с полным названием населенного пункта и его местонахождения, указанием ведомственного подчинения школы или внешкольного учреждения; тема поисковой работы; маршрут следования или объект исследования; сроки проведения экспедиции; руководители экспедиции; ответственный за ведение полевой документации. На 2-ом листе помещается список поискового отряда с указанием полных имен и обязанностей в группе. Затем следуют подневные записи: дата, место работы (или маршрут продвижения), задача дня, ход ее выполнения, итоги дня, ф.и.о. и подпись ведущего дневниковые записи. В дневник вносятся сведения о предметах музейного значения, которых не удалось получить. В дневник не заносятся фактические сведения (рассказы, воспоминания), в нем содержатся только отсылки к конкретной тетради записей или описям, где зафиксированы сведения о событиях или предметах.
Тетрадь записей рассказов информантов. В ней записываются воспоминания и рассказы информантов и полевые наблюдения участников экспедиции. Записи ведутся от первого лица в тетради, на правой стороне листа, слева оставляют поля; нумеруются листы, а не страницы. В начале каждой записи указывают ф.и.о. информанта, год его рождения (возраст) и адрес. После беседы записи переписываются набело в одной тетради, с ними знакомят информанта при следующей встрече, во время которой информант делает в тетради запись о том, что с его слов все записано верно, ставит дату и расписывается.
Тетрадь фотофикаций (реестр фотосъемок).В ней указываются порядковые номера негативов (пленок), место, время, обстоятельства съемки, сюжет снимка, автор снимка.
Полевая опись.Ведетсяв отдельной тетради с пронумерованными листами. Если материал собирается несколькими группами школьников, каждая из них ведет свою полевую опись. Схема полевой описи следующая: 1. №п/п. 2.Дата и место обнаружения (место обнаружения предмета музейного значения фиксируется с указанием индекса и полного почтового адреса). 3.Наименование предмета (дается в формулировке собеседника с указанием его литературного произношения; если в названии есть прилагательное, оно пишется после имени существительного). 4. Количество (для рукописей и книг - количество листов). 5. Материал и способ изготовления (у предметов, изготовленных из нескольких материалов, указываются все материалы). 6. Размер (все измерения даются в сантиметрах, лишь размеры графики в миллиметрах). Вначале указывается высота предмета, затем ширина, а затем толщина; у круглых предметов указывается диаметр; для предметов неправильной формы параметры указываются по габаритам. 7.Назначение предмета и способ его использования. 8.Сохранность (степень сохранности описывается подробно с указанием всех утрат, повреждений, деформаций, ветхости, загрязнения, пожелтения, надрывов, проколов, ржавчины и др.). 9. Описание предмета (оно должно быть кратким, но достаточным для того, чтобы предмет был узнаваем). 10. Владелец или источник поступления (Ф.И.О. владельца или дарителя записываются полностью, без сокращений). 11. Историческая справка ("легенда") о предмете. 12. Примечания.
Акты приема-передачи. На предметы, поступающие в ходе комплектования от учреждений, организаций или частных лиц, составляются акты приема-передачи. При дарении дополнительно к акту заключается договор дарения. Владелец должен сделать в акте собственноручную запись, подтверждающую факт передачи им музею всех поименованных в акте предметов. Его подпись должна быть заверена подписями свидетелей. В акте должно содержаться такое описание предмета, по которому предмет был бы узнаваем. Акт заверяется подписью руководителя учреждения и скрепляется печатью учреждения.
В процессе сбора материалов в полевых условиях на предметах карандашом проставляются номера, под которыми они занесены в полевые описи, или к ним прикрепляются бирки с написанными на них номерами.
По завершении экспедиции все полевые документы нумеруются в правом верхнем углу каждого листа, а не страницы, прошиваются по корешку, заверяются печатью и подписью ответственного лица, шифруются. Все предметы регистрируются в Книге поступлений. Причем, предметы, составляющие единый тематический комплекс или коллекцию, регистрируются в КП под одним порядковым номером. Далее каждый предмет данного комплекса (коллекции) получает свой индивидуальный дробный номер. Например, 250/1, 250/2, 250/3 и т.д., где 250 - номер коллекции по КП, 1,2,3 - порядковые номера предметов в данной коллекции. Порядковые номера предметов соответствуют их номерам в полевой описи.
Приложение № 2
Самоуправление в экспедиции
Обязанности участников экспедиции.
1. Командир группы:
- координирует деятельность всех членов штаба экспедиции;
- ведёт заседание штаба экспедиции;
- в случае отсутствия руководителя принимает на себя срочные решения;
- собирает отчёты членов штаба и пишет общий отчет об экспедиции;
2. Ответственный за снаряжение:
- составляет список группового снаряжения, необходимого в экспедиции;
- берет в пункте проката снаряжение и выдает его членам экспедиции под расписку;
- в ходе экспедиции следит за сохранностью группового снаряжения, при необходимости даёт указания ремонтнику по ремонту снаряжения;
- после экспедиции собирает снаряжение, которое было использовано в экспедиции, проверяет его сохранность и сдает в пункт проката;
- пишет отчет, в котором указывает снаряжение, которое было использовано в экспедиции, а также степень его сохранности после экспедиции;
- контролирует деятельность ремонтника.
В помощь ответственному за снаряжение назначается ремонтник.
3. Ответственный за питание:
- составляет меню на каждый день экспедиции;
- пишет раскладку продуктов на экспедицию в соответствии с нормами питания;
- составляет смету на питание и включает в общую смету;
- руководит закупкой продуктов и их расфасовкой;
- распределяет продукты по рюкзакам участников экспедиции;
- в ходе экспедиции следит за соблюдением меню, регулирует расходование продуктов;
- при необходимости делает закупку продуктов в ходе экспедиции;
- вместе с ответственным за снаряжение составляет список группового снаряжения, необходимого для приготовления пищи и следит за его сохранностью;
- после экспедиции сдает отчёт, в котором указывает: 1.меню на каждый день, 2. раскладку продуктов, 3. смету на питание, 4. свои замечания по питанию в данной экспедиции, 5. оценку деятельности поваров и костровых в ходе экспедиции.
4. Ответственный за экспедиционную работу.
Вместе с командиром составляет план экспедиции по следующей форме:
Дата | Населенные пункты | Количество поисковых групп | Информанты |
- составляет список специального снаряжения (планшеты, бумага, пишущая машинка, диктофоны и т.д.), необходимого в экспедиции;
- занимается подготовкой снаряжения;
- занимается подготовкой походной документации (акт приема, полевая опись, полевой дневник);
- вместе с руководителем намечает тематику экспедиции и проводит с участниками учебу по составлению вопросников;
- при подготовке экспедиции проводит инструктаж новичков;
- вместе с руководителем назначает командиров поисковых групп;
- следит за правильностью оформления полевых документов;
- в ходе экспедиции ведет ежедневный учет собранных предметов музейного значения и сдает их руководителю. При необходимости вместе с руководителем корректирует работу поисковых групп;
- контролирует деятельность ответственных за фотосъемку и аудио запись;
- составляет отчет о поисковой работе по следующей форме:
Дата | Деревня | Поисковая группа | Ф.И.О. информанта | Краткое содержание | Приложение |
К отчету прилагаются: акты приема, полевая опись, полевой дневник, воспоминания. В отчете дается анализ проведенной работы (что получилось, что не получилось, почему, дается анализ деятельности командиров поисковых групп).
5. Ответственный за фотосъемку:
- возглавляет группу фотографов, если их несколько в экспедиции;
- при подготовке к экспедиции составляет примерный план фотосъемок;
-составляет смету на фототовары и фотоуслуги, включает в общую смету, закупает фотопленки;
-в ходе экспедиций ведет тетрадь фотофиксации;
-после экспедиции сдает тетрадь ответственному за поисковую работу, пишет анализ проведенной работы, сдает финансовый отчет;
-после экспедиции обеспечивает проявку фотопленки и печатание фотографий, распространение фотографий среди участников экспедиции;
-в ходе экспедиции обеспечивает сохранность фотоаппарата.
6. Ответственный за аудиозапись:
-при подготовке к экспедиции составляет смету на аудиокассеты, батарейки и включает в общую смету, закупает аудиотовары;
- в ходе экспедиции вместе с командиром поисковой группы выявляет наиболее интересных рассказчиков, производит запись;
- ведет тетрадь аудиофиксации, сдает ответственному за экспедиционную работу;
- в ходе экспедиции следит за сохранностью аудиоаппаратуры;
- после экспедиции пишет отчет о работе.
7. Комендант лагеря:
- при подготовке к экспедиции распределяет участников экспедиции по палаткам, составляет режим дня, вместе с зав.питом составляет график дежурства;
- принимает участие в выборе места лагеря, делает планировку лагеря;
- помогает участникам в установке палаток, отвечает за оборудование кухни и др. общественных мест, за их благоустройство;
- в ходе экспедиции следит за выполнением режима дня, за чистотой на территории лагеря и в палатках;
- в завершении экспедиции организует участников на очистку места лагеря;
- после экспедиции пишет отчет о выполнении режима дня, о чистоте и т.д.;
- указывает нарушителей, а также наиболее отличившихся ребят.
8. Ответственный за здоровье:
- перед экспедицией проходит инструктаж у врача по оказанию первой помощи;
- комплектует аптечку, при необходимости закупая недостающие лекарства, включая их стоимость в общую смету;
- в ходе экспедиции следит за личной гигиеной участников, а также за выполнением гигиенических правил при приготовлении пищи;
- при необходимости оказывает первую медицинскую помощь;
- после экспедиции составляет отчет о проведенной работе, дает анализ состояния здоровья участников.
9. Летописец:
- ведет летопись при подготовке к экспедиции, в ходе экспедиции, а также при подведении итогов экспедиции;
- дает задание участникам экспедиции описать те или иные события, включая их в общую летопись;
- после экспедиции сдает летопись командиру.
10. Культорг:
- при подготовке к экспедиции подбирает игры, конкурсы;
- в ходе экспедиции организует досуг участников;
- при подведении итогов пишет анализ проведенной работы.
11. Ремонтник:
- при подготовке к экспедиции комплектует ремонтное снаряжение, при необходимости докупая недостающие инструменты, внося их стоимость в общую смету;
- в ходе экспедиции при необходимости ведет ремонт группового снаряжения;
- после экспедиции пишет отчет о проделанной работе.
12. Казначей:
-вместе с командиром составляет смету экспедиции;
- изыскивает средства на экспедицию (родительские деньги, спонсоры);
- ведет сбор денег с участников по ведомости;
- распределяет деньги строго по смете;
- хранит деньги;
- в заключение дает полный письменный отчет об использованных средствах.
Приложение 3
Деловая игра
по обучению методике поисковой работы (игра была подготовлена в 1995г.)
Цель: обучение методике поисковой работы.
Деловая игра проводится в виде путешествия по станциям. Все участники делятся на четыре команды. Каждая команда получает маршрутный лист, где обозначен порядок прохождения станций. Время нахождения на каждой станции – 20 минут. Работа команды на станции не оценивается, т.к. игра носит не соревновательный, а учебный характер и рассчитана на учащихся 6-7 классов, которые только начинают поисковую работу.
Данная деловая игра была посвящена 50-летию Победы, но она может быть наполнена любым краеведческим содержанием.
Содержание игры
1 станция «Адреса поиска».
На этой станции участники игры знакомятся с первым этапом поиска. Они узнают, в какие государственные учреждения и общественные организации нужно обращаться краеведам, начинающим поисковую работу.
Оформление станции. На доске висит ватманский лист, на котором в центре написано «Поиск» и от центра ведут 6 лучей. В конце каждого луча - пустой кармашек. В кабинете 6 столов. За каждым столом сидит человек. Все они – представители «государственных учреждений», «общественных организаций» или «частные лица», которые могут помочь в поиске.
Задание 1.
Участники игры подходят к представителям и задают вопросы, на которые те дают утвердительные или отрицательные ответы. Как только участники догадаются, представитель какой «организации» или «учреждения» сидит за столом, они получают табличку с названием и кладут её в конверт. Когда все конверты заполнены, задание считается выполненным.
Представленные организации и учреждения: библиотека, музей, военкомат, архив, Дворец творчества, а также Совет ветеранов войны и труда.
Задание 2
Группа делится на 2-3 подгруппы, каждая из которых составляет план поиска по предложенной теме: «Наш земляк – герой Советского Союза», «Наша школа в годы Великой Отечественной войны», «Наши земляки – участники партизанского движения», «Предприятия Череповца – фронту». Через 5 минут группы зачитывают свой план. Идёт обсуждение.
2 станция «Вопросник».
Задание 1
Организаторы игры составили три вопросника по 12 вопросов в каждом. Темы вопросников: «Участники войны». «Труженики тыла», «Дети войны». Вопросники разрезаны и перемешаны. Участники должны разобрать таблички по темам. Если участников много, то они делятся на 2-3 команды. Каждой команде выдается комплект вопросов.
Задание 2.
Участники отвечают на вопросы викторины.
1. Как можно расположить собеседника к себе, чтобы он более откровенно и полно рассказывал о том, что вас интересует?
2. В каком случае записанные и оформленные документы являются историческим источником, научным документом?
3. Можно ли корректировать воспоминания?
4. От какого лица ведется запись воспоминаний?
5. Как сделать, чтобы запись была более полной и точной, не имея при себе магнитофона или диктофона?
6. Как зафиксировать отношение говорящего к тем или иным событиям, ведь оно передаётся не только словами, но и жестами, мимикой, интонацией?
3 станция «Этика поиска»
Задание 1. Участникам предлагается посмотреть сценку «Краевед у бабушки». Затем предлагается найти ошибки краеведа. Ошибки: I. Не поздоровался. 2. Не снял головной убор. 3.Прошёл и сел без разрешения. 4.Не представился. 5.Не взял ручку и тетрадь для записи. 6. Не подготовил вопросы для беседы. 7. Невнимательно слушал, перебивал. 8. Делал некорректные высказывания, типа «Этот ужасный?». 9 .Выпрашивал у бабушки последнее письмо с фронта от мужа. 10.Не оформил поисковые документы.
Задание 2. Участникам предлагается решить 4 ситуации. Ребята предлагают решения, а педагог комментирует их. Ситуации могут быть следующие.
- Краеведы во время поиска в своем городе нашли мать Героя Советского Союза-земляка. Она старая и очень больная женщина. Родственников у неё нет. Единственное, что осталось у неё в жизни – письма, фотографии, вещи сына. Имеют ли право ребята просить для музея эти исторические реликвии? Если нет, то, как поступить, чтобы они не пропали? (Для женщины слишком много значат эти письма, поэтому нельзя брать, но нельзя, чтобы после ее смерти соседи выбросили их) Ответ: надо окружить одинокую больную женщину заботой, вниманием, чаще навещать ее, помогать ей по хозяйству, после ее смерти взять эти реликвии, желательна передача их в государственный музей.
- Ребята пришли на встречу с женщиной, которая с 1943 по 1945 гг. находилась в фашистском концлагере и была организатором антифашистского движения. Во время встречи она не могла говорить и всё время плакала. Как быть ребятам? Ответ: необходимо оставить ей вопросник и договориться о следующей встрече.
- Во время экспедиции отряд краеведов нашёл уникальные документы и фотографии. Работники музея попросили передать им на хранение эти материалы. Ребята отказались. Правы ли они? Ответ: нет.
4 станция «Документы поиска»
Для того, чтобы материалы поиска можно было использовать в экспозиционной работе, на уроках и внеклассных мероприятиях, необходимо в походных условиях наиболее полно и точно описать эти материалы. На этой станции участникам раздаются предметы музейного значения: документы, фотографии, вещи. Они должны внести их в полевую опись, составить акт приёма и придумать легенду об этих предметах.
К 4-й станции «Документы поиска»:
Полевая опись
№ п/п | Дата и место обнару-жения предмета | Наимено-вание памятника истории и культуры | Материал и способ изготов-ления | Способ исполь-зования и сохран-ность | Краткое описание с указанием особен-ностей | Владелец или источник | Истории-ческая справка |
Приложение 4.
Примерный режим дня в экспедиции.
7.00 - | Подъем для дежурных | |
7.30 | Общий подъем | |
7.30 - | 8.00 | Зарядка, утренний туалет |
8.00 - | 8.30 | Завтрак |
8.30 - | 9.00 | Подготовка к работе. Распределение поисковых групп, задания на день. Утренний инструктаж. |
9.00 - | 13.00 | Экспедиционная работа |
13.00- | 14.00 | Обед, отдых |
14.30- | 18.30 | Обработка воспоминаний. |
19.00- | 19.30 | Ужин. |
19.30- | 22.00 | Отдых |
22.00- | 22.30 | Подведение итогов |
23.00- | Отбой. |
Примечания:
1. Дежурными назначаются все участники экспедиции по очереди. Дежурные, 2 - 3 человека, не ведут в этот день экспедиционной работы.
2. Обедают все участники экспедиции по мере возвращения.
3. В случае если члены поисковой группы не успевают размножить воспоминания в отведенное время, они могут выполнить эту работу после ужина.
Приложение 5