Формирование модели сетевой организации методической работы в сельской базовой (опорной) школе.

Ночевка Г.И.

Современная общеобразовательная школа, независимо от того городская она или сельская, для реализации основных направлений модернизации образования, должна располагать учителем с новым педагогическим мышлением, высокой информационной культурой, способного к рефлексии, постоянному анализу результатов собственной деятельности, стремящегося к непрерывному развитию и саморазвитию. Компетентностная парадигма в образовании влечет за собой в первую очередь внесение кардинальных изменений в организацию методической работы.

Одним из главных инструментов (моделей) объединения образовательных ресурсов и обеспечения равного доступа к качественному образованию, является, в соответствии с правительственной концепцией реструктуризации, создание и функционирование базовых (опорных) школ с сетью филиалов, расположенных в сельской местности. Что же такое базовая (опорная) школа и каково ее основное предназначение в работе с кадрами?

По определению А. И. Адамского, базовая (опорная) школа - общеобразовательная организация, реализующая программы общего образования, оснащенная современным телекоммуникационным и компьютерным оборудованием, обеспечивающая транспортную доставку детей из близлежащих населенных пунктов. Базовая школа может иметь в этих пунктах филиалы.

Сеть – это совокупность учреждений, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления. Образовательная сеть - совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга. Основные ресурсы сети: кадровые, программно - методические, информационные, материально – технические.

Меняется образовательное пространство, и каждая школа стремится найти в нем свое место. Не являемся исключением и мы - МОУ « Средняя общеобразовательная школа с.Волотово Чернянского района Белгородской области». Сегодня, в связи с реструктуризацией сельских школ, меняется статус образовательных учреждений, а соответственно и их функции, в частности МОУ «СОШ с.Волотово» как базовой школы, по отношению к ученику:

· организация и координация предпрофильной и профильной подготовки, профессионального обучения, для школ, входящих в школьных округ;

· организация досуговой и внеурочной деятельности детей, обучающихся в других образовательных учреждениях школьного округа;

· организация массовых мероприятий с детьми и родителями, проживающими на территории школьного округа.

по отношению к общественности:

· осуществление взаимодействия с социальными партнерами;

· обеспечение открытости и гласности для родителей и общественности.

по отношению к педагогам округа:

· аттестация педагогических работников, входящих в школьный округ, на вторую квалификационную категорию (по согласованию);

· оказание консультативной помощи школам в организации учебно-воспитательной работы;

· предоставление возможности использования материально-технической базы и оборудования базовой школы;

· организация методической работы и деятельности по повышению профессиональной компетенции педагогических кадров округа;

· сбор, анализ и систематизация опыта работы сельской базовой школы по вопросам организации качественного учебно-воспитательного процесса;

Изменение функций базовой школы в сравнении с обычной, повлекло за собой и изменения в системе распределения ресурсов, взаимодействии и управлении по основным направлениям деятельности образовательного учреждения, в первую очередь методической работе. На современном этапе развития методической службы, в качестве основной, администрацией школы определена следующая. ЦЕЛЬ: обеспечение условий для непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогов округа на основе сетевого взаимодействия

Реализация данной цели обеспечит решение следующих задач:

· создание единого образовательного пространства

· подготовка кадрового состава всех школ для работы в новых условиях

· обеспечение педагогам округа широкого доступа ко всем ресурсам сети

· обеспечение педагогов постоянной консультационной поддержкой по различным вопросам

· систематизацию, передачу и распространение актуального педагогического опыта учителей округа.

Рассматривая методическую работу как целостную, основанную на достижениях науки, педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, методический совет видит необходимость модернизации подходов к ее организации.

МОУ « СОШ с.Волотово» на протяжении своего существования в статусе средней школы (с 1961года), была опорной школой для общеобразовательных учреждений села с. Лубяное, с. Новоречье, с.Александровка и с.Андреевка. В течение всего этого временишкола - центр методической работы округа . На базе МОУ «СОШ с.Волотово» успешно функционируют межшкольные методические объединения учителей –предметников, школьное методическое объединение классных руководителей и воспитателей ГПД.
Методический совет МОУ « СОШ с.Волотово», проанализировав реальную ситуацию, сложившуюся в образовательных учреждениях нашего округа на начало 2008-2009 учебного года, начал работу по реорганизации системы методической работы по модели сетевого взаимодействия между школами МОУ « СОШ с.Волотово», МОУ « ООШ с.Лубяное», МОУ « ООШ с.Новоречье». Между образовательными учреждениями давно установились прочные профессиональные связи и благоприятные дружеские отношения. Но, оценивая сложившуюся ситуацию, мы ощущаем необходимость в кооперации усилий всех школ по созданию единого образовательного пространства. Это связано, прежде всего, с особенностями профильного обучения на старшей ступени. У школ появились общие образовательные задачи по предпрофильной подготовке учащихся, их мотивации на продолжение обучения в общеобразовательном учреждении, в повышении качества знаний учащихся и т.д. Результаты анализа свидетельствуют о том, что МОУ « СОШ с.Волотово» в настоящее время располагает благоприятными условиями для модернизации системы методической работы. К названным условиям можно отнести следующее:

· создание структурного подразделения в качестве Межшкольного методического совета (МежМС)

· владение информационными технологиями и постоянным использованием их в профессиональной деятельности администрацией школы

· достаточный уровень мотивации к применению информационных технологий в организации учебно-воспитательного процесса большинства педагогов школы

· наличие автоматизированных рабочих мест у всех учителей школы в каждом учебном кабинете (в т.ч начальных классах), библиотеке(создано 12 АРМ учителя+1АРМ библиотекаря + 3АРМ администрации школы )

· начата систематизация и аннотирование медиатеки образовательных ресурсов учебного назначения

· наличие доступа к высокоскоростной сети Интернет.

Все эти условия позволят , на наш взгляд, кардинально изменить работу с педагогами, создавая новые сетевые педагогические сообщества, обеспечивающие непрерывный рост мастерства учителей школ. Администрация МОу « СОШ с.Волотово» заинтересована сегодня не только в сохранении контингента учащихся и подтверждении статуса школы, но и в сохранении кадрового состава - « золотого» запаса всех школ, в реализации его творческого потенциала, личностном росте.
В течение многих лет в школе методическая работа координируется методическим советом, в состав которого входят руководители межшкольных методических объединений, представители администрации школы, творчески работающие педагоги. Проанализировав кадровый состав школ, члены МежМС пришли к выводу о необходимости создания модели методической службы на базе МОУ « СОШ с.Волотово», позволяющей организовать сетевое взаимодействие педагогов. Структура методической службы школы расширилась за счет создания Межшкольного методического совета, который координирует работу руководителей межшкольных методических объединений, аналитико-диагностического отдела, библиотечно-информационной службы, аттестационной комиссии. Вся работа концентрируется вокруг работы над единой методической темой округа, которая реализуется через работу МежМС, МежМО и творческих групп: временных и 2 постоянных, работающих на базе школ с. Лубяное и с.Новоречье и выходит на методические мероприятия (коллективные и индивидуальные). Важной составляющей нашей модели является реализация индивидуального подхода к методической работе. Предполагая появление в школах молодых коллег, члены МежМС предложили ввести в структуру отдельным звеном наставничество и организацию школы молодого педагога. На организации работы межшкольных методических объединений хотелось бы остановиться подробнее.

Исходя из количественного состава педагогов, условий формирования МежМО и наличия совмещенных предметов, мы организовали работу 4 предметных МежМО ( учителей русского языка и литературы, учителей математики, учителей начальных классов, учителей истории) на базе МОУ « СОШ с.Волотово» и создать вместо трех школьных методических объединений одно межшкольное методическое объединение классных руководителей и воспитателей ГПД (19 человек). Поскольку работой МежМО при этом охватить всех учителей округа нет возможности, то межшкольный методический совет выступил с предложением к ОМИЦ Управления образования Чернянского района объединить этих педагогов в районные методические объединения. Это поможет скоординировать деятельность всех учителей- предметников прежде всего для решения специфических предметных задач. Тесное взаимодействие МежМС, МежМО и РМО с ОМИЦ позволит создать адаптивную образовательную среду, позволяющую максимально реализовать потенциал педагогов в соответствии с социальными и личностными запросами.

Такая структурированность дает возможность обеспечить целенаправленное и результативное сотрудничество всех составляющих системы методической службы школы, которая обеспечивает взаимодействие всех руководителей межшкольных методических объединений, с одной стороны, и членов Меж МС с ОМИЦ, РМО учителей –предметников с другой. Взаимодействие между руководителями МежМС и учителями-предметниками происходит аналогично и таким образом обеспечивает активное участие всего коллектива в методической работе.

Изменение структуры методической работы повлекло за собой и изменения в содержании работы с кадрами. Исходя из сложившейся ситуации, педагогический коллектив МОУ «СОШ с.Волотово» в 2008/2009 учебном году начал работу над единой методической темой «Создание адаптивного образовательного пространства в целях развития личности школьника». Педагогические коллективы школ, объединившись в творческие группы продолжат работу над темами:
- «Формирование устойчивого нравственного поведения и учебной деятельности учащихся в системе личностно ориентированного обучения» МОУ « ООШ с.Лубяное», 4 год работы, практический этап);

-«Индивидуализация и дифференциация обучения в условиях адаптивной школы» (МОУ « ООШ с.Новоречье», 3год работы, практический этап), которые рассматриваются методическим советом как составляющие работы над обозначенной темой.

Важным звеном в организации сетевого взаимодействия педагогов, способствующим реализации компетентностного подхода в работе с педагогами, созданию условий для профессионального роста учителей, и в целом эффективности учебно-воспитательного процесса в школах округа будут, способствовать следующие способы взаимодействия педагогов в сети:

· профессиональное общение;

· информационный обмен;

· публикация авторских уроков и методических наработок на сайте

· аттестация

· разработка инновационных программ;

· методическая поддержка;

· наращивание собственного АППО и мастерства

· участие и проведение семинаров, мастер-классов;

· дистанционное обучение ( в перспективе)

Способы сетевого взаимодействия педагогов предполагают, прежде всего, активные формы работы, которые определены исходя из результатов диагностики педагогов, основных задач реализации комплексно-целевой программы методической работы и представлены на следующей схеме:


Формирование модели сетевой организации методической работы в сельской базовой (опорной) школе. - student2.ru

Таким образом, проектируя работу при сетевом взаимодействии, мы стремимся соблюдать принципы целостности, системности, добровольности, учитывать особенности, традиции, кадровый состав каждой школы округа, индивидуальные запросы каждого педагога. Предлагая учителям активные формы методической работы, члены МежМС надеются создать условия для формирования и развития профессиональной обучающей среды, для которой характерны взаимообучение, совместное изучение, обсуждение, обмен опытом, исследование.

Сетевая организация методической службы - это необходимость сегодняшнего дня. Надеемся, что она позволит создать благоприятные условия для развития кадров, повышения потенциала образовательных учреждений за счет разработки и реализации программ их поддержки, обеспечить полноту действий, необходимых для достижения поставленных целей, согласованность связей между всеми субъектами сетевого взаимодействия. «Люди живут в сообществе благодаря тому общему, что есть между ними, а общение - тот способ, благодаря которому они обретают это общее»,- писал Джон Дьюи в своей книге «Демократия и образование» задолго до появления глобальных сетей. Сегодня к этим словам я обращаюсь неслучайно. Когда общение доставляет радость и удовлетворение, когда человек ощущает себя сопричастным к общему делу и его успехи признаны окружающими, он чувствует себя увереннее во всех своих делах , в том числе и профессиональной деятельности. Это мощный толчок для непрерывного саморазвития , самосовершенствования и самореализации педагога, а значит, и для решения глобальных задач стоящих перед базовыми(опорными) школами в условиях модернизации образования.

Наши рекомендации