Общая характеристика учебного предмета. Изучение истории в средней (полной) школе строится на знании полученных учащимися в рамках учебного предмета «История
Изучение истории в средней (полной) школе строится на знании полученных учащимися в рамках учебного предмета «История. История России» в 6—9 классах основной школы. Предполагается, что учащиеся имеют определенный багаж знаний в этой области, поэтому цели данного курса:
- углубить и развить знания учащихся по истории России, полученные в рамках первого концентра исторического образования в основной школе, за счет более глубокого освещения актуальных проблем содержания курса, раскрытия многомерности исторического процесса;
- способствовать осуществлению гражданско-патриотического, нравственного воспитания учащихся как важнейшей задачи обучения в школе;
- помочь социализации учащихся, формированию у них основы для реализации ключевых компетенций.
Задачами изучения курса истории в средней (полной) школе являются:
- воспитание учащихся в духе патриотизма и любви к своему Отечеству как обществу и государству, обладающих неповторимой многонациональной историей и культурой;
- формирование умений анализировать текст учебника, исторического источника, сопоставлять данные из разных источников (включая электронные ресурсы и Интернет), решать проблемные задания, использовать исторические термины и понятия, знание важнейших дат исторических событий для углубления, расширения и обобщения знаний, определять место и роль России в мире;
- развитие способностей синхронизировать события мировой и российской истории, рассматривать историю как многофакторный процесс, уважать общечеловеческие ценности (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т. д.);
- формирование этических и эстетических потребностей (видеть красоту в культуре, архитектуре), гражданской позиции, общекультурной эрудиции, толерантного отношения к культурным традициям и представителям различных народов России и мира.
При изучении курса «История»в средней (полной) школе необходимо использовать межпредметные связи, что широко представлено в параграфах учебников и в поурочно-тематическом планировании курса. Прежде всего следует опираться на знания учащихся по обществознанию, литературе, географии, искусству (мхк) и др.
Содержание учебников, отражая сложность человеческих отношений и состояние постоянного выбора, в котором оказывается человек и общество, может служить основой для разнообразных по форме занятий. Акцент делается на развитие навыков самостоятельной индивидуальной работы, раскрытие творческих возможностей — это прежде всего исследовательская и проектная деятельность.
Предусмотрена также коллективная деятельность на уроке, проведение дискуссий, где каждый учащийся может отстаивать свою точку зрения, обосновывать и аргументировать свое мнение, приводить примеры. Параграфы учебников содержат рубрики: «Вопросы и задания», «Работаем с документами (10—11 кл.)», «Над чем подумать и что обсудить» (10 кл.), «Исследовательская деятельность», «Творческая деятельность» и др. (11 кл.). В конце учебников помещены «Хронология» и словарь терминов (10 кл.).
Таким образом, методический аппарат учебника позволяет реализовать принципы системно-деятельностного подхода. Предусмотрены также разноуровневые задания. Выполнение некоторых заданий требует использования дополнительных источников информации: словарей, справочников, специальной литературы, а также интернет-ресурсов.
Требования к результатам обучения и освоения курса «История»
Личностные результаты:
- формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
- осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- формирование эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
- сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
- владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
- сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
- владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
- сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Предполагается, что в результате изучения истории учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
- соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2.Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
3. Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
- осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
4. Описание (реконструкция):
- последовательно строить рассказ (устно или письменно) об.исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей их достижения в различные исторические эпохи;
На основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов памятников.
5. Анализ, объяснение:
- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- различать причину и следствие исторических событий явлений;
- выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятии;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
– способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Поурочное тематическое планирование по курсу «Истории России». 11 класс.
№ п/п | № урока | Даты проведения уроков | Тема раздела и урока | Содержание темы (урока) | Домашнее задание |
Раздел I. Россия во второй половине XIX века (5 часов) | |||||
3.09.15 | Россия в годы правления Александра II. | Начало правления Александра II. Осмысление поражения в Крымской войне (1853-1856). Подготовка к проведению крестьянской реформы. Отмена крепостного права (1861 г.) Великие реформы 60-70-х гг. XIX века. | § 19 – 21, стр. 186 – 209. | ||
10.09.15 | Россия в годы правления Александра III. | Политика контрреформ Александра III. Особенности внешней политики царя. | § 24, стр. 227 – 234. | ||
17.09.15 | Общественные движения в России в 50-90-е гг. XIX века. | Общественное движение середины 50-60-х гг. XIX века. Противостояние власти и революционеров в 1870-х – начале 1880-х годов. | § 22, § 23, стр. 210 – 224. | ||
24.09.15 | Внешняя политика России во второй половине XIX века. | - основные направления внешней политики Александра II и Александра III; - создание «Союза трёх императоров»; - создание «Тройственного союза» и «Антанты». | § 25, стр. 235 – 242. | ||
1.10.15 | Русская культура второй половины XIX века. | Просвещение. Печать, библиотеки, лицеи. Особенности русской литературы второй половины XIX в. Реализм, критический реализм. Архитектура: неорусский стиль, модерн, эклектика. Живопись: «передвижники». | § 26, стр. 243 – 255. | ||
Раздел II. Россия в начале XX века (5 часов) + 1 контрольный урок | |||||
8.10.15 | Российская империя в начале XX века. | § 1-3 | |||
15.10.15 | В годы первой революции. | Первая российская революция (1905-1907 гг.) Реформы политической системы. | § 4-5 | ||
22.10.15 | Социально-экономическое, политическое развитие России. Внешняя политика. | Экономические реформы, аграрные реформы П.А. Столыпина. Переселенческая политика. Новый избирательный закон. Нарастание революционных настроений. Начало Первой мировой войны. | § 6, § 7 | ||
29.10.15 | Репетиционная сессия. | Резервный урок (1) | |||
12.11.15 | Первая мировая война. | Россия в Первой мировой войне. Хроника событий. Начало боевых действий (1914). Военные действия в 1915-1916 гг. Брусиловский прорыв. | § 8 | ||
19.11.15 | Культура России в начале XX века. | Русская культура «серебряного века»: символизм, акмеизм, футуризм. Модерн и эклектика в архитектуре. Абстракционизм, кубизм, супрематизм в живописи. | § 9 | ||
26.11. 15 | Контрольный урок по теме «Россия во второй половине XIX — начале XX в.» | Сочетание тестовых заданий (с закрытым и открытым типом вопросов) + одно задание аналитического характера. | |||
Раздел III. Великая Российская революция. Советская эпоха (15 часов) | |||||
3.12.15 | По пути демократии. | § 10 | |||
10.12.15 | От демократии к диктатуре. | § 11 | |||
17.12.15 | Создание советского государства и первые социально-экономические преобразования большевиков. | § 12 | |||
24.12.15 | Гражданская война и интервенция. | § 13-15 | |||
14.01.16 | Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь в годы НЭПа. | § 16, 17 | |||
21.01.16 | Национально-государственное строительство, внешняя политика, культура в годы НЭПа. | § 18, 19 | |||
28.01.16 | Социально-экономические и политические преобразования в стране (конец 1920х - 1939). | § 20 – 23 | |||
04.02.16 | Советская страна. Накануне Великой Отечественной войны. | § 24 – 25 | |||
11.02.16 | Великая Отечественная война. Боевые действия на фронтах. | § 25 - 26 | |||
18.02.16 | Советский тыл, СССР и союзники в годы войны. | § 27-28 | |||
25.02.16 | Итоги и уроки Великой Отечественной войны. | § 27-28 | |||
03.03.16 | Последние годы Сталинского правления. Преобразования в экономике, политике и культуре. | § 29-31, § 32-35 | |||
10.03.16 | СССР и внешний мир. Нарастание кризисных явлений в советском обществе. Период перестройки. Внешняя политика 1985 – 1991 гг. | § 36, 37, 38 | |||
17.03.16 | Контрольный урок по теме «Советская страна в 1917-1991 гг.» | ||||
24.03.16 | Репетиционная сессия. | Резервный урок (1) | |||
Раздел IV. Российская Федерация (4 часа) | |||||
14.04.16 | Начало кардинальных переломов в стране. | §40-42 | |||
21.04.16 | Россия на рубеже веков. | §40-42 | |||
28.04.16 | Внешняя политика. | § 43-44 | |||
05.05.16 | Россия в новом тысячелетии — XXI век. | § 43-44 | |||
Раздел V. Итоговое обобщение (2 часа) | |||||
12.05.16 | Контрольный урок по теме «Российская империя — СССР — Россия в XX-начале XXI века». | ||||
19.05.16 | Итоговое обобщение |
Итого – 34 часа, из них резервных уроков – 2 - 29.10.15, 24.03.16 – репетиционные экзамены.