Современное общество это общество в движении.
Lash and Urry. Globalization and Modernity. Mobility, Modernity and Space.
Современное общество это общество в движении.
В современном урбанистическом обществе с развитием технических транспортных средств кардинальным образом меняется представление о мобильности, движении.
Два аспекта выделенные авторами:
-Мобильность в современном обществе больше подразумевается на длинные расстояния
-Мобильность не хаотическое передвижение, существующее само по себе, оно должно быть развито и организовано.
2) Для того чтобы иметь успех и главенствовать в рамках определенного исторического периода, транспортные технологии, однако, должны повлечь за собой соответствующие организационные инновации.
Например в конце 19 в. ЖД и пароходов требовали усовершенствование системы ваучеров для развития потенциала международного рынка.
3) В этом смысле важна социальная организация передвижения. Передвижения(travel) это огромная индустрия, которая служит организации современного опыта.
Указывается на недостаток изучения движения в социологии. Причем внимание уделяется больше передвижениям, связанным с работой, а не свободным временем человека, производством, а не потреблением. Также не исследовалась мобильность между городскими пространствами. Хотя Мобильность – центральная детерминанта природы урбанистической жизни.
4) Следует отметить рост профессиональной экспертизы в сфере передвижения, который позволил сократить риски и опасности, связанные с передвижением.
5) Мобильность изменяет способ переживания человеком современного мира, изменяет его субъективность и коммуникабельность (subjectivity and sociability), даже его эстетического понимания природы, пейзажей, других сообществ.
6) Макконел утверждает, что мобильность является эффектом легитимации современного общества. Современные путешествия сопоставимы с паломничеством в традиционном обществе: и поездки к главным туристическим центрам мира выказывают почтение собственному современному обществу. Макконел, однако не учитывает, рефлексивность как основную характеристику современного общества.
7) Рефлексивная модернизация означает возрастающую в условиях модернизации способность индивида оценить свое общество, его положение в мире в историческом и географическом планах.
8) Авторы говорят не только о нормативной, когнитивной стороне рефлексивности, но и об эстетическом ее аспекте. Последний включает распространение оперирования символами и образами на уровне чувств, в объединении их вокруг суждения и разграничения различных сообществ и происхождений. Открытость к рефлексии в отношении различных мест, сообществ, как в прошлом, так и в будущем, готовность брать риски и быть открытым к движению составляют эстетический космополитизм.
9) В развитии путешествий и туризма отражается переход от модернизма к постмодернизму. Это выражается в главенстве интерпретаций над определенностью. Задача Эксперта не указать, куда, когда и на что смотреть, а проинтерпретировать значение различных артефактов для туриста. Турист получает свободу выбора, свободу рефлексии.
10) Lash ànd Urry утверждают, что различные конфигурации путешествий и туризма связаны с конкретными историческими формами капитализма: либеральный, организованный и дезорганизованный. Исторический сдвиг в паттернах мобильности коррелирует с переходом к дезорганизованному капитализму. (Люди выступают в качестве туристов постоянно, в буквальном смысле или же за счет постоянного переживания симулированной мобильности в связи с текучестью образов). То есть процесс социальной организации путешествий связан с изменениями в социальной и экономической сферах.