Понятие цивилизации и культуры в современном мире

Что же такое цивилизация?

У философов XX века разные взгляды на это:

  • цивилизация – это определенная ступень в развитии культуры народов и регионов (А.Тойнби, П.Сорокин);
  • цивилизация – это ценность всех культур, носящая общий характер для всех народов (К.Ясперс);
  • цивилизация – это конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона – это его «закат» (О.Шпенглер)
  • цивилизация – высокий уровень материальной деятельности человека, орудий труда, технологии (Н.Бердяев).

Согласно словаря русского языка «цивилизация» - уровень общественного развития, материальной и духовной культуры, достигнутый той или иной общественно-экономической формацией [7,с. 645].

В бытовом значении цивилизация – это то, что дает нам «комфорт», это удобство, предоставляемое в наше распоряжение техникой.

В своем фундаментальном труде Шпенглер выделил восемь культур в истории человечества: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, «апполоновскую» (греко-римскую), «фаустовскую» (западноевропейскую), византийско-арабскую, культуру майя.

При этом он отождествляет культуру с биологическим организмом: «всякая культура переживает возрасты отдельного человека». Жизнь отдельно взятой культуры ограничена 1000 лет, в течение которых она проходит основные фазы своего развития: рождение и детство, молодость и взрослость, старость и «закат». Никто до Шпенглера не заявлял с такой определенностью: «Живые культуры умирают!».

На основе этой динамики О.Шпенглер выделяет два главных этапа в общем развитии любой культуры:

1) этап восхождения, который он назвал культурой,

2) этап нисхождения, называемый им цивилизацией.

В созданной теории замкнутых культур О.Шпенглер, подчеркивая самобытность каждой культуры, отрицал их диалог, возможность их познания, их взаимодействие друг на друга, отрицал существование общих исторических законов. Однако сама книга, в которой он рисует картины ушедших и современных ему культур, опровергает его теорию.

Теории единства и преемственности мировой истории Шпенглер противопоставляет учение о множестве завершенных, разобщенных в пространстве и во времени «культур». Нет никакой прямолинейной приемственности в истории. Новая культура впитывает из опыта прошлого лишь то, что отвечает ее внутренним потребностям, а значит, в определенном смысле она не наследует ничего.

Под цивилизацией он понимает итог, завершение, исход всякой культуры. О.Шпенглер называет цивилизацией одряхлевшую культуру, реализовавшую свои цели, подошедшую к своему новому существованию. В цивилизациипроисходит как бы окостенение органической жизни культуры. Она есть симптом и выражение отмирания целого культурного мира как организма, затухания одушевлявшей его культуры, возврат в «небытие» культуры, этнический хаос. Цивилизация обладает одними и теми же признаками везде. Главный признак цивилизации три, четыре мировых города, мегаполис. Он «всасывает» лучших людей, превращая их в массу, толпу. В цивилизации господствуют техника, машины, политика, бюрократия, деньги.

На этапе цивилизации не может возникнуть ничего принципиально нового. Цивилизация означает конец науки, искусства, творчества. Процесс развития прекращается, постепенно дух угасает, культура гибнет, наступает застой, ведущий, в конце концов, к распаду.[8, с. 406.]

Как же рисует Шпенглер возникновение, эволюцию и гибель культур? Зарождение культур, говорит он, происходит в тот момент, когда «из первобытно-душевного состояния детского человечества пробуждается и выделяется великая душа, некий образ из безобразного»[5].

Ранний период существования культуры – время поисков средств выражения, время определения, формулировки идей. «Чем больше культура приближается к зрелости, тем более мужественным, резким, властным, насыщенным становится язык форм, тем яснее становятся ее черты». Наконец, завершив все, что можно было сделать, «усталая, вялая и остывшая» душа культуры «теряет радость бытия и стремится …из тысячелетнего света обратно в потемки перводушевной мистики» [10]

Гибель культуры происходит после того, как «эта душа осуществит полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, верований, искусств,…и, таким образом, вновь возвратится в первичную душевную стихию». «Когда цель достигнута и идея, т.е. все изобилие внутренних возможностей, завершена и осуществлена во внешнем, тогда культура вдруг застывает, отмирает, ее кровь свертывается, силы ее надламываются - она становится цивилизацией»

2.Цивилизационный подход Тойнби. Цивилизованный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889-1975). Центральное понятие, используемое его сторонниками, - цивилизация.

Цивилизация, по Тойнби, - устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.

История – нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли.

Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках.

К основным цивилизациям относятся (относились):

  • шумерская;
  • вавилонская;
  • минойская;
  • эллинская (греческая);
  • китайская;
  • индусская;
  • исламская;
  • христианская;
  • некоторые другие цивилизации.

Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т.д.).

Движущими силами истории согласно Тойнби являются:

  • вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия);
  • ответ цивилизации в целом на вызов;
  • деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей).

Развитие всей истории строится по схеме «вызов-ответ».

По своей внутренней структуре цивилизация состоит из: творческого меньшинства; инертного большинства.

Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации.

Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно «тушить» энергию меньшинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой.

Цивилизации кончены в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают.

Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:

  • зарождение;
  • рост;
  • надлом;
  • дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

3, Тоффлер выделяет в истории цивилизации три волны: первая волна - аграрная (до XVIII века), вторая - индустриальная (до 1950-х гᴦ. XX века) и третья - пост- или супериндустриальная (начиная с 1950-х годов). Во введении автор подчеркивает, что его книга - это "не объективный прогноз, и она не претендует на то, чтобы быть научно обоснованной" и далее определяет основание своей работы, как полусистематическую модель цивилизации и наших взаимоотношений с ней. Тоффлер описывает процесс отмирания индустриальной цивилизациии в терминах "техносферы", "социосферы", "информационной" и "властной сферы", показывает какие революционные изменения в сегодняшнем мире претерпевает каждая из этих сфер.
Размещено на реф.рф
Особое внимание уделяется показу взаимоотношений между этими сферами, а также между "биосферой" и "психосферой". "Психосфера" для Тоффлера - это та структура психологических и личностных отношений, благодаря которым перемены, происходящие во внешнем мире, влияют на нашу частную жизнь. Основная метафора, используемая Тоффлером, - это столкновение волн, приводящее к переменам. По мнению автора, идея волны - это не только способ организовать огромные массы весьма противоречивой информации, она помогает видеть то, что находится под "бушующей поверхностью перемен".

Первая волна, по Тоффлеру, началась примерно 10 тыс. лет назад с переходом от собирательства и охоты к сельскохозяйственной жизни и появлению первых ростков цивилизации. Цивилизации в течение тысячелœетий росли и приходили в упадок, воевали и вступали в союзы, сливались, образуя причудливую смесь, однако всœе они обладали некоторыми фундаментальными сходствами - везде основой жизни была земля и деревенское посœелœение служило источником основного продукта. Господствовало простое разделœение труда и небольшое количество четко определœенных каст и классов: знать, духовенство, воины, рабы (или крепостные). Власть была авторитарной и положение человека определялось фактом его рождения. И во всœех странах экономика была децентрализованной и замкнутой - каждое сообщество производило большую часть того, что потребляло. При этом были и исключения - к примеру фактории, выпускавшие массовую продукцию в Древней Греции и Риме, которые Тоффлер определяет как отдельные намеки на то, что должно придти вслед за сельскохозяйственной цивилизацией - предвестники Второй волны.

Первая волна перемен еще не исчерпала своего потенциала, когда в конце XVII в. в Европе возникла индустриальная революция (вторая волна планетарных перемен). Новый процесс индустриализации начал двигаться по странам и континентам уже гораздо быстрее. "Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, два отдельных, явно отличающихся друг от друга процесса перемен распространялись по земле одновременно, но с разной скоростью".

Столкновения двух волн привело к возникновению многих политических и военных конфликтов, начиная от акций протеста сельскохозяйственных производителей по поводу индустриализации жизни, до Гражданской войны между севером и югом в Америке. Тоффлер показывает, как американские поселенцы изгоняя индейцев со своей земли, перемещая фермы все дальше и дальше к Тихому океану создавали цивилизацию Первой волны. При этом за ними вслед шли агенты Второй волны - индустриализаторы и в середине XIX века на Северо-Востоке возник быстро растущий индустриальный сектор, интересы которого через неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время вступили в непреодолимое противоречие с социально-экономическими отношениями рабовладельческого юга. Многим кажется, пишет Тоффлер, что Гражданская война велась по причинам нравственного характера, как борьба против рабства. "Борьба шла за решение более широкого вопроса: кто будет управлять богатым новым континентом - фермеры или индустриализаторы, ᴛ.ᴇ. силы Первой или Второй волны? Будет ли грядущее американское общество в базе своей сельскохозяйственным или индустриальным? Когда победу одержали северяне, жребий был брошен. Индустриализация Соединенных Штатов была гарантирована".

Вторая волна вызвала к жизни три определяющие социальные структуры (главные институты) - малая семья, обучение фабричного типа и гигантские корпорации. "Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, повсюду в мире Второй волны... большинство людей двигалось по одной и той же стандартной жизненной траектории: воспитанные в малых семьях, они шли в потоке через школы фабричного типа, а затем поступали на службу в крупную корпорацию, частную или государственную. На каждом этапе жизненного пути человек находится под контролем одного из главных институтов Второй волны".

Индустриализация, внедрение новых технологий, совершенствование энергетической базы создали условия для массового производства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ вызвало к жизни новую систему распределœения. В случае если в обществах Первой волны превалировало распределœение товаров, изготовленных на заказ, то теперь наступила эпоха массового распределœения и массовой торговли. Постепенно всœе сферы жизни подчиняются производственно-рыночным интересам. Все социальные институты (правительственные учреждения, школы, больницы ...) приобретают черты фабричности - разделœение труда, иерархическая структура и обезличенность.

Обращаясь к "инфосфере" Тоффлер прослеживает основные принципы фабричного производства и в средствах массовой информации, которые штампуют одинаковые сообщения, точно аналогично тому, как фабрика штампует один и тот же товар.
Причем, без системы информационного обслуживания индустриальная цивилизация не смогла бы оформиться и надежно функционировать. Таким образом выросла хорошо разработанная инфосфера - коммуникационные каналы, через которые индивидуальные и массовые сообщения могут распределяться так же эффективно, как товары и сырье. Инфосфера переплелась с техно- и социосферами, которые она обслуживает, помогая интегрировать экономическое производство с поведением отдельных людей.

В своей книге Тоффлер подробно и последовательно анализирует систему из шести ведущих принципов, действующих во всех странах Второй волны: стандартизация, специализация, синхронизация, концентрация, максимизация и централизация. Причем он отмечает, что эти принципы как некая программа Второй волны "приложима как к капиталистическому, так и к социалистическому крылу индустриального общества, поскольку они неизбежно выросли из одного и того же базового разрыва между производителем и потребителем, а также благодаря всевозрастающей роли рынка". Эти же принципы, усиливая друг друга, создали самые крупные, жесткие и могущественные бюрократические организации, элиты и суперэлиты Второй волны.

В конце-концов, утверждается в книге Тоффлера, наступает глубокий кризис принципов и структур Второй волны и на ее смену поднимается Третья волна, несущая новые взгляды на мир и новые научно-технологические достижения в области информатики, электроники, молекулярной биологии, которые позволяют выйти за пределы ограниченных жизненных и философских концепций индустриального периода и создают условия для устранения его главного противоречия - между производством и потреблением. По мнению Тоффлера, точкой поворота можно считать 1955 ᴦ., когда в США впервые количество "белых воротничков" и работников сферы обслуживания стало превышать число "синих воротничков". Это было десятилетие, когда началось широкое внедрение компьютеров и новых технологий доступных населению.

Цивилизация Третьей волны противоречит старой традиционной индустриальной цивилизации, т.к. является одновременно и высокотехнологичной, и антииндустриальной. Она несет с собой новый строй жизни, основанный на возобновляемых источниках энергии, на методах производства, исключающих фабричные сборочные конвееры, на новой не-нуклеарной семье, на новой структуре, которую Тоффлер назвал "электронным коттеджем", на радикально измененных школах и объединениях будущего. Возникающая цивилизация ведет нас за пределы стандартизации, синхронизации и централизации. Новая цивилизация, по мнению Тоффлера, будет опрокидывать бюрократию, уменьшать роль национального государства, способствовать росту полуавтономных экономик постимпериалистического мира.

Тоффлер акцентирует внимание на явлении, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он назвал "демассификацией масс-медиа". В частности, говоря о тенденциях развития средств массовой информации, он отмечает повышение их интерактивности благодаря внедрению новых сетевых компьютерных технологий. Тоффлер утверждает, что наступает эпоха не массовых средств информации, при этом наряду с новой техносферой появляется новая инфосфера, и это будет иметь далеко идущие последствия во всœех сферах жизни, включая наше сознание. Тенденции демассификации масс-медиа Тоффлер иллюстрирует процессом снижения тиражей американских и британских "больших газет", который зафиксирован в 1970-х гᴦ. Тот же процесс происходит и с "большими журналами", в частности, при росте населœения США с 1970 по 1977 гᴦ. на 14 млн. человек, общий тираж базовых 25 американских журналов упал на 4 млн. экз. Одновременно с этим в США произошел буквально взрыв интереса к мини-журналам и газетам. "Такие потери, отмечает Тоффлер, объясняются не только расцветом телевидения. Каждая ежедневная массовая газета встречает все большую конкуренцию со стороны набирающих силу малотиражных еженедельников, газет, выходящих два раза в неделю, так называемых "газет для потребителей", служащих не для столичного потребительского рынка, а в округе и общинам внутри него и дающих более узкую рекламу и новости. Полностью насытив рынок, крупные столичные ежедневники находятся в глубоком кризисе, менее массовые издания заменяют их".

Демассификация затрагивает не только печатные издания - происходит постоянный рост количества радиостанций, которые начинают обращаться к своей собственной аудитории. У централизованного телœевещания появился мощный конкурент - системы кабельного телœевидения, которые параллельно с показом видео начинают транслировать местные новости.

К. Ясперс

Теория осевого времени, впервые введенная Карлом Ясперсом, является концепцией осмысления цельности, единства и неделимости истории. Также, осевое время принято рассматривать как один из периодов во всемирной истории человечества. Ясперс условно поделил историю на разные этапы. Согласно его теории, вначале была некая «прометеевская эпоха». В этот период человек начинает постепенно осмыслять окружающий мир. Он учиться добывать огонь, пользоваться орудиями труда. Вскоре появляется первая человеческая речь. Происходит становление нынешнего человека.

Позже, «прометеевская эпоха» сменяется эпохой «великих исторических культур древности». В нее входят шумерская, египетская(IV тысячелетие до н. э), китайская(3000 лет до н. э), и другие культуры. История, как таковая, началась с изобретения человеком письменности, с возведения сложных систем орошения земли, с началом осознания и понимания единства своей культуры, своего языка.
«Осевое время» включает в себя почти весь период первого тысячелетия до н.э. Это время открытий, появления первых философских трактатов, великих книг, гениальных мыслителей, таких как Конфуций и Лао-Дзы, Гомер, Гераклит, Платон, Архимед, Заратустра. В это время люди познают самих себя и пределы своих возможностей. Человек осознает бесконечность мира и свою беззащитность перед ним. Он начинает желать свободы и спасения, думает о сотворении всего сущего.

В эпоху «осевого времени» зарождались первые постулаты мировых религий, основы человеческого мировоззрения.
В своей теории Карл Ясперс выделяет своеобразную ось(800-200 г. до н. э), которая изменила историю, благодаря чему появился на свет такой тип людей, который продолжает существовать по нынешний день.

По мнению Ясперса «осевое время» имеет так же и пространственные границы. Те регионы, которые остались за пределами «осевого времени», являются и сейчас сильно отстающими в своем развитии.

Приверженцами духа «осевого времени» сначала считались Китай, Индия, Ближний Восток. Затем, спустя 2000 лет этот список пополнил Запад.

История Запада развивалась скачкообразно. Здесь были и взлеты, и падения. В этом смысле средние века вошли в историю человечества с неоднозначной оценкой. К средневековью так же относят зарождение «великого прорыва». В это время появляются гениальные произведения Моцарта, Баха, Шекспира, Микеланджело, Рембрандта, Канта и других. По мнению Ясперса это своеобразная вторичная ось. Идеи, принадлежащие к вторичной оси, более глубоки и осмыслены по сравнению с первой. Но это происходит лишь по тому, что в основе их залегает «первая ось». Это естественный исторический базис западной культуры. Роль вторичной оси, безусловно, огромна для истории Европы, но в целом для всего мира она не может являться существенной.

Двадцатый век разрушил иллюзорные планы Запада о мировом господстве. Ясперс, создатель теории «осевого времени» предугадал возникновение в мировой политике новых участников, таких как, Китай и Индия. Он был очевидцем национально-освободительного шествия на Ближнем Востоке во время второй мировой войны. Это, в целом, и обусловило ход дальнейшего послевоенного существования мира.

По его теории, в будущем прогресс человечества будет напрямую зависеть от развития техники и науки. Ясперс считал науку универсальной, и применимой ко всем сферам жизни человечества. Технические достижения помогают людям вырваться из оков природы, улучшить внешнюю среду, облегчить и сделать более продуктивным труд, содействует быстрому обмену информацией, ускоряет коммуникационные процессы.

Предстоящая научно-техническая, четвертая по счету эпоха будет соединять в себе и «прометеевскую эпоху», и начало следующего «осевого времени». В первую доисторическую эпоху в основном формировались такие процессы как: происхождение человеческой речи, создание первых орудий труда и быта, применение огня и воды с целью приготовления пищи или получения тепла. Нынешней эпохе науки и техники свойственны те же процессы. Только они во многом значительно превосходят все то, что было ранее. Следующая «прометеевская эпоха» ведет подготовку для происхождения новых развитых культур. Их мировое историческое значение трудно будет переоценить. Они, подобно древним цивилизациям древности, создадут основной фундамент для второго «осевого времени».
Таким образом, в истории человечества появляется некое второе дыхание. Первое берет свое начало из «прометеевской эпохи» древности, и, создавая великие цивилизации, твердо направляется к первому «осевому времени». Второе дыхание начинает проявляться в научно-техническую эпоху, и вероятно, приведет нас к следующему «осевому времени», где и произойдет истинное становление человечества.

Наши рекомендации