Тема 18. культура как предмет философского анализа. человек в мире культуры, цивилизации и ценностей

(до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)

1. Введение (актуальность) темы:

Культура интересует философию не в своих частных, эмпирических проявлениях, а как феномен общественной жизни в целом. Этот философский взгляд на культуру важен потому, что именно философия может, отвлекаясь от всевозможных деталей, поставить вопрос о том, что такое культура как таковая, что дает ее изучение для истории, какую роль она играет в развитии человека и общества. Общие проблемы, имеющие мировоззренческое значение, и являются предметом философского анализа культуры.

2. Цель:Ознакомить студентов с философскими проблемами культуры.

3. Задачи:

Студент должен знать:

· специфику анализа культуры как меры развития человека;

Студент должен уметь:

· характеризовать взаимодействие общества и культуры;

Студент должен приобрести навыки и качества:

· уметь анализировать и интерпретировать основные категории и понятия теории культуры.

4. Основные учебные вопросы (план):

1.Культура и природа. Проблема понимания культуры. Человек как творец и творение культуры.

2.Сущность культурной деятельности.

3.Культура и цивилизация.

4.Социальная детерминация культуры.

5.Цивилизация как социокультурное образование.

6.Ценности и их роль в жизни человека и общества.

5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1. В чем специфика философского анализа культуры?

2. Охарактеризуйте основные подходы в современной литературе к анализу категории “культура”.

3. Какова структура культуры и механизм ее развития?

4. Назовите социальные функции культуры.

5. Что представляет собой проблема социализации индивида в культуре и каковы механизмы ее осуществления?

6. Перечислите факторы внутренней и внешней детерминации культуры.

7. Каково соотношение категорий “культура”, “мировоззрение”, “философия”?

8. На какие ценности ориентируется человек?

9. Какие ценности культуры принимает молодое поколение?

10. Охарактеризуйте основные подходы к истолкованию значения термина “цивилизация”.

11. Какие типы цивилизации Вы знаете?

12. В чем сходство и различие западной и восточной ветви развития цивилизации?

6. Задания для самоподготовки и УИРС:

1. Сущность “массовой культуры” и ее статус в современном обществе.

2. Феномен культурного текста, методология исследования культуры в постструктурализме.

3. Семья как социальный феномен, исторические типы и функции семьи в развитии общества.

4. Роль техники в развитии цивилизации.

5. Основные черты техногенной цивилизации.

6. Проблема модернизации в цивилизационном развитии.

7. Литература:

Основная:

1. Калмыков В.Н. Философия. - Гомель, 1997.

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. - М., 1997.

3. Мир философии: В 2-х ч. - М., 1991.

4. Спиркин А.Г. Философия. - М., 1998.

5. Философия / Отв. ред. В.П.Кохановский. - Ростов-на-Дону, 1995.

Дополнительная:

1. Ахиезер А.С. Социокультурные проблемы развития России. - М., 1992.

2. Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1995.

3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.

4. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. - М., 1990.

5. Ерыгин А.Н. Восток - Запад - Россия: Становление цивилизационного подхода в исторических исследованиях. - Ростов-на-Дону, 1993.

6. Искусство в системе культуры. - Л., 1987.

7. Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1995.

8. Конрад Н.И. Запад и Восток. - М., 1972.

9. Культура: теория и проблемы. - М., 1995.

10.Культурология. ХХ век: Словарь. - СПб., 1997.

11.Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М., 1992.

12.Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - Таллинн, 1992.

13.Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988.

14.Мир России - Евразия: Антология. - М., 1995.

15.Митрохин Л.Н. Философия религии. - М., 1993.

16.Моль А. Социодинамика культуры. - М., 1973.

17.Морфология культуры: структура и динамика. - М., 1994.

18.Проблемы философии культуры. - М., 1984.

19.Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев. - М., 1991.

20.Самосознание европейской культуры ХХ века. - М., 1991.

21.Сноу Ч. Две культуры. - М., 1973.

22.Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.

23.Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М., 1995.

24.Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991.

25.Философия культуры. - СПб., 1998.

26.Философия техники в ФРГ. - М., 1989.

27.Философия. Религия. Культура. - М., 1982.

28.Философия техники: история и современность. - М., 1997.

29.Швейцер А. Культура и этика. - М., 1973.

30.Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.

Рекомендуемые понятия для изучения темы 18:

Культура и природа, человек как творец и творение культуры, сущность культурной деятельности, культура и цивилизация, социальная детерминация культуры, цивилизация как социокультурное образование, ценности, структура культуры, «массовая культура».

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

При подготовке к учебным занятиям следует сначала ознакомиться с содержанием базисных тем программы и учебно-методических рекомендаций, плана семинара, а затем приступить к тщательной проработке материала.

Читая, задумывайтесь, выделяйте главное содержание, положение, вырабатывайте свое личное отношение к нему.

Стремитесь выражать ту или иную идею кратко, одним-двумя предложениями, но в то же время постарайтесь обнаружить как можно больше ее проявлений. Краткость является сестрой таланта лишь тогда, когда она объемлет собой многое.

Вообще, изучая философию, стремитесь к открытости, основательности, обоснованности выдвинутых положений, идей. На семинарских занятиях вступайте в дискуссию, полемику, обсуждение, отстаивая свои философские позиции, свою авторскую точку зрения. Добивайтесь философского самосознания.

Учитесь философствовать, философствуйте каждый день – это недостаточное, но необходимое свойство гражданина с высшим образованием. Впрочем, философия самодостаточна также и вне высшего образования.

Изучение же философии в вузе складывается из лекционного курса, самостоятельной работы студента и семинарских занятий.

Лекция занимает центральное место в изучении курса философии. Она определяет всю последующую работу студента. Главные, узловые проблемы темы излагаются именно в лекции. Поэтому настоятельно рекомендуем лекций не пропускать, внимательно слушать преподавателя и записывать их содержание, тем более, что почти каждая из них требует дальнейшей самостоятельной доработки.

Подготовка к семинарскому занятию осуществляется во время самостоятельной работы студента. Начинать ее нужно прежде всего в продумывании темы занятия и ее вопросов. Затем следует просмотреть записи лекции и соответствующую литературу, рекомендованную к семинару. Работая с источниками, рекомендованными к занятиям, советуем делать краткую запись их содержания.

Особого внимания требует подготовка реферата или доклада, который рассчитан примерно на 10-15 минут. Реферат должен иметь план, список литературы и содержать выводы по теме. Определяющим требованием к реферату является самостоятельное и оригинальное решение рассматриваемой проблемы. Для этого мало использовать лишь рекомендованную к семинару литературу. Необходимо привлечь и дополнительные источники, которые студент должен самостоятельно найти и переработать. Среди них нельзя забывать философские журналы, брошюры и статьи. Решить эту задачу помогут алфавитные, систематические каталоги библиотеки СГМУ, а также библиотеки города. Реферат только выиграет, если он будет содержать графики, диаграммы, таблицы и т.д., раскрывающие сущность рассматриваемой проблемы.

Реферат — это самостоятельная творческая работа. Его подготовка — это проба сил в научно-исследовательской деятельности. Как показала практика, студенты, творчески выполнившие рефераты, часто выступают с ними на различных по масштабу теоретических конференциях и семинарах, нередко становясь дипломантами республиканских и всероссийских конкурсов студенческих работ по гуманитарным наукам.

Важной стадией изучения темы является само занятие. Семинар по философии — это такой вид практических занятий, который позволяет не только проверить самостоятельную работу студента, а главное, дает возможность ему научиться самостоятельно мыслить и аргументированно защищать свою точку зрения. Ведущей характеристикой эффективности семинара является активность обсуждения рассматриваемых вопросов, качество и количество дополнений, замечаний и задаваемых студентами друг другу вопросов. Не следует оставлять без внимания вступительное и заключительное слово преподавателя, в которых определяется цель и порядок проведения занятия, делаются общие выводы по теме, дается оценка выступлениям студентов, конкретизируется домашнее задание на следующий семинар и лекцию.

Возьмите за правило: все новое, что вы узнали на семинаре, обязательно следует записать в тетрадь. После семинара у вас не должно быть неясных вопросов или непонятных категорий. Только полное выполнение всех наших рекомендаций гарантирует вам успех в изучении курса философии.

Планы семинарских занятий, формы их проведения, литература, творческие задания

Занятия могут проводиться в формах:

· собеседования, обсуждения основных проблем с выделением докладов и содокладов;

· «устного журнала» (создаются проблемные группы и идет обсуждение реферативных заданий);

· обсуждения основных проблем с выделением докладов (оппонентов);

· семинара-конференции, где заслушиваются доклады, выступления оппонентов, развертываются дискуссии;

· предметного моделирования;

· «малых групп»;

· проблемного обсуждения и т.д.

Наши рекомендации