Критерии оценивания знаний

Баллов

· полное выполнение всех обязательных и выборочных заданий;

· фундаментальные знания по теории и истории памятников древнерусской письменности;

· понимание и умение анализировать поэтические тексты памятников древнерусской письменности;

· знание ключевых теоретических проблем истории и теории памятников древнерусской письменности, освещаемых в современной научной литературе;

· понимание и умение анализировать основные тенденции межжанровой диффузии памятников древнерусской письменности;

· умение систематизировать учебный материал;

· аргументированное обоснование научных положений текстовыми материалами, материалами исследований ученых различных школ и направлений;

· владение категориальным аппаратом на современном уровне;

· последовательное изложение материала с выводами в конце ответа;

· свободное владение нормами современного русского литературного языка и научной терминологией медиевистики;

Допускается 1-3 неточности в изложении материала, которые не влияют на верные выводы и обобщения, полученный высокий результат.

Баллов

· полное выполнение всех обязательных заданий;

· правильное выяснение основного содержания материала в соответствии с определенными заданиями;

· умение выделять главные этапы эволюционных изменений жанровых форм;

· фундаментальные знания из истории становления жанровых форм памятников древнерусской письменности;

· знание ключевых проблем современного состояния медиевистики и освещение их в научной литературе;

· владение категориальным аппаратом на современном уровне;

· последовательное изложение материала;

· свободное владение нормами современного русского литературного языка и научной терминологией;

Баллов

· выполнение не менее 50 - 70% обязательных заданий;

· содержание материала изложено частично, с нарушением в отдельных случаях последовательности;

· студент поверхностно использует теоретические знания для решения кокретной практической задачи;

· фрагментарные знания по курсу «Древнерусская литература»;

· ошибки при выяснении понятий;

· раскрытие сути вопроса вообще, невзирая на вышеуказанные упущения;

· недостаточное владение нормами современного литературного языка.

Баллов

· выполнение 30 – 50% обязательных заданий;

· неумение раскрыть основное содержание задания;

· необоснованность выводов;

· отсутствие знаний основных тенденций исторического развития жанров памятников древнерусской письменности;

· неумение владеть категориальным аппаратом;

· ограниченное владение нормами современного русского литературного языка.

Баллов

· выполнение менее 30% обязательных заданий;

· неумение раскрыть основное содержание задания;

· неспособность формулировать выводы;

· отсутствие элементарных знаний основных тенденций исторического развития жанров памятников древнерусской письменности;

· отсутствие умений и навыков владения категориальным аппаратом;

· слабое владение нормами современного литературного языка.

Примерные темы докладов и курсовых работ по древнерусской литературе

1. Объединяющий жанр летописи и его композиционные особен-­
ности (на примере одного из летописных памятников).

2. Формирование жанра воинской повести в древнерусской лите-­
ратуре XI—XII вв.

3. Проблема жанрового своеобразия «Слова о полку Игореве».

4. Жанр воинской повести в летописях эпохи монголо-татарско-­
го нашествия.

5. Жанр воинской повести в литературе эпохи Куликовской бит-­
вы (на примере одного из памятников).

6. Традиции и новаторство в воинской повести XV в.

7. Воинские повести в Никоновской летописи XVI в. (на приме-­
ре отдельных фрагментов).

8. Рассказы Степенной книги на воинские сюжеты.

9.Жанровое своеобразие «Казанской истории» как памятника
воинской традиции.

10.Традиционное и новое в «Повести об Азовском осадном си-­
дении донских казаков».

11.Традиция воинской повести в «Сказании» Авраамия Палицына.

12.Типы композиции воинских повестей.

13.Проблема идеального героя и средств его изображения в во-­
инской повести на разных этапах ее развития.

14.Пространство и время в произведениях жанра воинской по-­
вести (на примере одного-двух произведений).

15.Система художественных средств воинской повести.

16.Своеобразие и функции эпитетов в воинских повестях разных
эпох.

17.Функции сравнений в памятниках воинского жанра.

18.Метафора и символ как художественные средства воинской
повести.

19.Пейзаж в жанре воинской повести (на отдельном примере или
обзор проблемы).

20.Свет и цвет как поэтические средства воинских повестей.

21.Изображение врагов Руси в воинской повести.

22.Особенности жанра повестей о княжеских преступлениях.

23.Жанровая природа повестей о князьях, убитых в Орде.

24.Средства изображения внутреннего мира человека в повестях
о княжеских преступлениях и о князьях, убитых в Орде.

25.Портрет в исторических жанрах древнерусской литературы (на
примере отдельных памятников или жанров).

26.Летописная статья как композиционная единица летописи, ее
особенности.

27.Символический пейзаж в исторической литературе Древней
Руси.

28.Функции ретроспективной исторической аналогии и библей-­
ских цитат в произведениях исторических жанров (на примере одного
памятника).

29.Особенности композиции жанра жития (на примере одного из
типов житий или отдельных памятников).

30.Своеобразие пространства и времени в житиях.

31.Герой житий и средства его изображения.

32.Система изобразительно-выразительных средств в житиях.

33.Повествователь житий и способы выражения его позиции.

34.Своеобразие композиции хождений.

35.Эстетические представления средневековой Руси в хождениях.

36.Пейзаж в хождениях.

37.Пространство и время в хождениях.

Вопросы

К зачету по курсу

«История древнерусской литературы»

(список вопросов для студентов, которые по результатам двух текущих модульных контролей набрали менее 50 баллов и для получения зачета желают повысить свой суммарный рейтинг)

1. Сюжет и композиция «Слово о полку Игореве». Род, жанр, фольклорные и книжные традиции в «Слове о полку Игореве».

2. Периодизация древнерусской литературы.

3. Система жанров древнерусской литературы.

4. Образная система, язык «Слова о полку Игореве».

5. Древняя русская литература – начальный этап развития русской литературы. Специфика древнерусской литературы.

6. Литература «Смутного времени». Повести о Михаиле Скопине-Шуйском.

7. Памятники Куликовского цикла как отражение борьбы русского народа за освобождение Руси от монголо-татарского ига.

8. Стихотворство второй половины XVIII века.

9. «Поучение» Владимира Мономаха.

10. «Житие Юлиании Лазаревской». Трансформация житийного жанра в бытовую повесть.

11. «Житие Феодосия Печерского»: поэтика и проблематика.

12. Композиция «Повести временных лет». Погодный принцип повествования.

13. Торжественная проповедь. Особенности поэтики «Слова о Законе и Благодати» Илариона.

14. «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище». Языковая и поэтическая параллели со «Словом о полку Игоревом».

15. Традиции древнерусской литературы в последующем развитии русской литературы.

16. Житийная литература. «Сказание о Борисе и Глебе»: поэтика и проблематика.

17. Жанровое своеобразие «Хождения за три моря» Афанасия Никитина.

18. «Моление Даниила Заточника». Социальная направленность памятника и сатирические элементы в нем.

19. «Повесть о Петре и Февронии Муромских»: поэтика и проблематика.

20. Хождение как жанр. «Хождение» игумена Даниила в святую землю.

21. Переводная повесть XVIII века. Повести о семи мудрецах, о Бове-королевиче.

22. Литература периода феодальной раздробленности XIII-XIV веков. Общая характеристика.

23. Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Язык и стиль.

24. «Повесть о Горе и Злочастии»: поэтика и проблематика.

25. Историческая повесть XVII века. «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков».

26. Зарождение театра и его репертуар в XVII веке.

27. «Повесть о Фроле Скобееве»: поэтика и проблематика.

28. «Слово о полку Игореве». История его открытия и опубликования.

29. «Повесть о Савве Грудцыне»: поэтика и проблематика.

30. Старообрядческая литература XVII века. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».

31. «Домострой» как памятник русской литературы XVI века.

32. Открытие ценности человеческой личности в бытовой повести XVII века.

33. «Слово о гибели земли русской»: жанровое и идейное своеобразие.

34. Сатира XVII века («Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о бражнике»).

35. Новаторство Аввакума в области языка и стиля в «Житии протопопа Аввакума».

36. «Повесть о разорении Батыем Рязани»: изображение князей и княжеской дружины.

37. «Киево-печерский патерик». История создания, его основные редакции.

38. «Житие Александра Невского». Своеобразие стиля. Гражданский и патриотический пафос, поэтические формы его выражения.

39. Раскол в русской церкви, его сущность и значение.

40. Древнехристианская книжность на Руси. Канонические книги и апокрифы.

41. Силлабическая поэзия Симеона Полоцкого.

42. «Повесть о Карпе Сутулове». Сатирические приемы изображения духовенства. Особенности жанра.

43. «Повесть об Иверской царице Динаре». Соотношение исторического факта и художественного вымысла.

44. «Житие Аввакума» как образец раннего автобиографического жанра. Эстетическая позиция Аввакума в современных ему спорах об иконописании.

45. Проблема жанра «Слова о полку Игореве».

Наши рекомендации