Критерии оценивания знаний
Баллов
· полное выполнение всех обязательных и выборочных заданий;
· фундаментальные знания по теории и истории памятников древнерусской письменности;
· понимание и умение анализировать поэтические тексты памятников древнерусской письменности;
· знание ключевых теоретических проблем истории и теории памятников древнерусской письменности, освещаемых в современной научной литературе;
· понимание и умение анализировать основные тенденции межжанровой диффузии памятников древнерусской письменности;
· умение систематизировать учебный материал;
· аргументированное обоснование научных положений текстовыми материалами, материалами исследований ученых различных школ и направлений;
· владение категориальным аппаратом на современном уровне;
· последовательное изложение материала с выводами в конце ответа;
· свободное владение нормами современного русского литературного языка и научной терминологией медиевистики;
Допускается 1-3 неточности в изложении материала, которые не влияют на верные выводы и обобщения, полученный высокий результат.
Баллов
· полное выполнение всех обязательных заданий;
· правильное выяснение основного содержания материала в соответствии с определенными заданиями;
· умение выделять главные этапы эволюционных изменений жанровых форм;
· фундаментальные знания из истории становления жанровых форм памятников древнерусской письменности;
· знание ключевых проблем современного состояния медиевистики и освещение их в научной литературе;
· владение категориальным аппаратом на современном уровне;
· последовательное изложение материала;
· свободное владение нормами современного русского литературного языка и научной терминологией;
Баллов
· выполнение не менее 50 - 70% обязательных заданий;
· содержание материала изложено частично, с нарушением в отдельных случаях последовательности;
· студент поверхностно использует теоретические знания для решения кокретной практической задачи;
· фрагментарные знания по курсу «Древнерусская литература»;
· ошибки при выяснении понятий;
· раскрытие сути вопроса вообще, невзирая на вышеуказанные упущения;
· недостаточное владение нормами современного литературного языка.
Баллов
· выполнение 30 – 50% обязательных заданий;
· неумение раскрыть основное содержание задания;
· необоснованность выводов;
· отсутствие знаний основных тенденций исторического развития жанров памятников древнерусской письменности;
· неумение владеть категориальным аппаратом;
· ограниченное владение нормами современного русского литературного языка.
Баллов
· выполнение менее 30% обязательных заданий;
· неумение раскрыть основное содержание задания;
· неспособность формулировать выводы;
· отсутствие элементарных знаний основных тенденций исторического развития жанров памятников древнерусской письменности;
· отсутствие умений и навыков владения категориальным аппаратом;
· слабое владение нормами современного литературного языка.
Примерные темы докладов и курсовых работ по древнерусской литературе
1. Объединяющий жанр летописи и его композиционные особен-
ности (на примере одного из летописных памятников).
2. Формирование жанра воинской повести в древнерусской лите-
ратуре XI—XII вв.
3. Проблема жанрового своеобразия «Слова о полку Игореве».
4. Жанр воинской повести в летописях эпохи монголо-татарско-
го нашествия.
5. Жанр воинской повести в литературе эпохи Куликовской бит-
вы (на примере одного из памятников).
6. Традиции и новаторство в воинской повести XV в.
7. Воинские повести в Никоновской летописи XVI в. (на приме-
ре отдельных фрагментов).
8. Рассказы Степенной книги на воинские сюжеты.
9.Жанровое своеобразие «Казанской истории» как памятника
воинской традиции.
10.Традиционное и новое в «Повести об Азовском осадном си-
дении донских казаков».
11.Традиция воинской повести в «Сказании» Авраамия Палицына.
12.Типы композиции воинских повестей.
13.Проблема идеального героя и средств его изображения в во-
инской повести на разных этапах ее развития.
14.Пространство и время в произведениях жанра воинской по-
вести (на примере одного-двух произведений).
15.Система художественных средств воинской повести.
16.Своеобразие и функции эпитетов в воинских повестях разных
эпох.
17.Функции сравнений в памятниках воинского жанра.
18.Метафора и символ как художественные средства воинской
повести.
19.Пейзаж в жанре воинской повести (на отдельном примере или
обзор проблемы).
20.Свет и цвет как поэтические средства воинских повестей.
21.Изображение врагов Руси в воинской повести.
22.Особенности жанра повестей о княжеских преступлениях.
23.Жанровая природа повестей о князьях, убитых в Орде.
24.Средства изображения внутреннего мира человека в повестях
о княжеских преступлениях и о князьях, убитых в Орде.
25.Портрет в исторических жанрах древнерусской литературы (на
примере отдельных памятников или жанров).
26.Летописная статья как композиционная единица летописи, ее
особенности.
27.Символический пейзаж в исторической литературе Древней
Руси.
28.Функции ретроспективной исторической аналогии и библей-
ских цитат в произведениях исторических жанров (на примере одного
памятника).
29.Особенности композиции жанра жития (на примере одного из
типов житий или отдельных памятников).
30.Своеобразие пространства и времени в житиях.
31.Герой житий и средства его изображения.
32.Система изобразительно-выразительных средств в житиях.
33.Повествователь житий и способы выражения его позиции.
34.Своеобразие композиции хождений.
35.Эстетические представления средневековой Руси в хождениях.
36.Пейзаж в хождениях.
37.Пространство и время в хождениях.
Вопросы
К зачету по курсу
«История древнерусской литературы»
(список вопросов для студентов, которые по результатам двух текущих модульных контролей набрали менее 50 баллов и для получения зачета желают повысить свой суммарный рейтинг)
1. Сюжет и композиция «Слово о полку Игореве». Род, жанр, фольклорные и книжные традиции в «Слове о полку Игореве».
2. Периодизация древнерусской литературы.
3. Система жанров древнерусской литературы.
4. Образная система, язык «Слова о полку Игореве».
5. Древняя русская литература – начальный этап развития русской литературы. Специфика древнерусской литературы.
6. Литература «Смутного времени». Повести о Михаиле Скопине-Шуйском.
7. Памятники Куликовского цикла как отражение борьбы русского народа за освобождение Руси от монголо-татарского ига.
8. Стихотворство второй половины XVIII века.
9. «Поучение» Владимира Мономаха.
10. «Житие Юлиании Лазаревской». Трансформация житийного жанра в бытовую повесть.
11. «Житие Феодосия Печерского»: поэтика и проблематика.
12. Композиция «Повести временных лет». Погодный принцип повествования.
13. Торжественная проповедь. Особенности поэтики «Слова о Законе и Благодати» Илариона.
14. «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище». Языковая и поэтическая параллели со «Словом о полку Игоревом».
15. Традиции древнерусской литературы в последующем развитии русской литературы.
16. Житийная литература. «Сказание о Борисе и Глебе»: поэтика и проблематика.
17. Жанровое своеобразие «Хождения за три моря» Афанасия Никитина.
18. «Моление Даниила Заточника». Социальная направленность памятника и сатирические элементы в нем.
19. «Повесть о Петре и Февронии Муромских»: поэтика и проблематика.
20. Хождение как жанр. «Хождение» игумена Даниила в святую землю.
21. Переводная повесть XVIII века. Повести о семи мудрецах, о Бове-королевиче.
22. Литература периода феодальной раздробленности XIII-XIV веков. Общая характеристика.
23. Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Язык и стиль.
24. «Повесть о Горе и Злочастии»: поэтика и проблематика.
25. Историческая повесть XVII века. «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков».
26. Зарождение театра и его репертуар в XVII веке.
27. «Повесть о Фроле Скобееве»: поэтика и проблематика.
28. «Слово о полку Игореве». История его открытия и опубликования.
29. «Повесть о Савве Грудцыне»: поэтика и проблематика.
30. Старообрядческая литература XVII века. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».
31. «Домострой» как памятник русской литературы XVI века.
32. Открытие ценности человеческой личности в бытовой повести XVII века.
33. «Слово о гибели земли русской»: жанровое и идейное своеобразие.
34. Сатира XVII века («Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о бражнике»).
35. Новаторство Аввакума в области языка и стиля в «Житии протопопа Аввакума».
36. «Повесть о разорении Батыем Рязани»: изображение князей и княжеской дружины.
37. «Киево-печерский патерик». История создания, его основные редакции.
38. «Житие Александра Невского». Своеобразие стиля. Гражданский и патриотический пафос, поэтические формы его выражения.
39. Раскол в русской церкви, его сущность и значение.
40. Древнехристианская книжность на Руси. Канонические книги и апокрифы.
41. Силлабическая поэзия Симеона Полоцкого.
42. «Повесть о Карпе Сутулове». Сатирические приемы изображения духовенства. Особенности жанра.
43. «Повесть об Иверской царице Динаре». Соотношение исторического факта и художественного вымысла.
44. «Житие Аввакума» как образец раннего автобиографического жанра. Эстетическая позиция Аввакума в современных ему спорах об иконописании.
45. Проблема жанра «Слова о полку Игореве».