IV. Изучение нового материала
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания
- Прочитайте словосочетания с прилагательными в винительном падеже. Докажите.
— Прочитайте словосочетания с прилагательными в родительном падеже. Докажите.
— Какие слова из словаря вы записали? Назовите орфограммы в этих словах.
— Прочитайте предложения, которые вы составили с этими словами.
— Запишите слова в два столбика.
Лож.., сторож.., калач.., помощ.., борщ.., гореч...
— По какому признаку вы распределили слова?
— Какое правило нужно вспомнить, чтобы правильно написать слова?
— Найдите слова с этой же орфограммой в загадках. Запишите их в соответствующие столбики. Назовите отгадки.
Ночь. Но если захочу,
Щелкну раз — и день включу. (Выключатель.)
Круглая, да не мяч, Жёлтая, да не масло, Сладкая, да не сахар, С хвостом, да не мышь. (Репа.)
По синему небу мелочь рассыпана. (Звёзды.)
III. Мотивация учебной деятельности
— Прочитайте предложение.
Лучи солнца скользили по холодн.. снегу и слепили глаза ярк.. блеском.
— Найдите в предложении имена прилагательные.
— На какие вопросы они отвечают? Определите их падеж.
— Какие окончания будут иметь прилагательные? Как это определить? (Ответы детей.)
— Сформулируйте задачи урока. (Узнать, какие окончания могут иметь имена прилагательные в творительном и предложном падежах, и научиться правильно их писать.)
IV. Изучение нового материала
Работа по учебнику
Упр.50 (с. 25).
— Рассмотрите схему.
— Как отличить имена прилагательные в творительном и предложном падежах? (По вопросам и окончаниям.)
— Какие окончания могут иметь имена прилагательные в творительном падеже? На какой вопрос они отвечают?
— Какие окончания могут иметь имена прилагательные в предложном падеже? На какой вопрос они отвечают?
Упр. 51 (с. 25).
(Письмо по памяти, выполнение заданий. Самопроверка, самооценка.)
Физкультминутка
Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр. 52 (с. 25).
(Самостоятельное выполнение. Один ученик работает на откидной доске. Проверка, самооценка.)
Упр. 53 (с. 26).
— Прочитайте предложения.
— Можно ли их назвать текстом? Почему?
— Озаглавьте текст. Назовите его основную мысль.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Один ученик выполняет на доске разбор предложения по членам. Самооценка.)
Работа по карточкам
— Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж.
За окошком в бел. поле —
Сумрак, ветер, снеговей...
Ты сидишь, наверно, в школе,
В светл. комнатке своей.
М. Исаковский
А по двору метелица
Ковром шелков. стелется,
Но больно холодна.
С. Есенин
Зимн.. холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярк.. пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
И. Бунин (Проверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
V. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Как отличить имена прилагательные в творительном и предложном падежах?
VI. Домашнее задание
Упр. 54 (с. 26).
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
4 класс
02.02.2017
Тема: Жизнь древних славян.
Цели:приобщать младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков, знакомить с социальным и нравственным опытом предшествующих поколений, раскрыть значение знания истории своего народа, формировать представление о том, как была организована жизнь наших далеких предков;развивать историческое, наглядно-образное и логическое мышление, речь, интерес к прошлому, развивать воображение и творческие способности, умение проводить сравнительный анализ, делать выводы;воспитывать уважение к старине, уважительное отношение к своим предкам, желание следовать нравственным принципам наших предков, гордость за свой талантливый народ, трудолюбие, положительную мотивацию к учению
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний. (Слайд 1)
– Какой раздел окружающего мира мы с вами изучаем? (история: как жили наши предки)
– Что изучает наука история? (жизнь наших предков)
– На какие 5 эпох делят историю ученые?
– Какая из них самая длинная?
– Какая самая короткая?
– Новейшая история – это какое время? (почему её называют “жестоким временем”, “мудрым временем”?)
– Мы продолжаем путешествие по дороге истории. И путь наш лежит по страницам истории нашего Отечества.
– Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будет стихотворение Н. Кончаловской из произведения “Наша древняя столица” (Слайд 2)
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Времена теперь другие,
Как и мысли и дела –
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперёд,
А преданья старины
Забывать мы не должны.
III. Мотивация учебной деятельности
Сообщение темы и цели урока. (Слайд 3).
– Историки считают, что государство у наших предков появилось в IX веке. А как они жили до этого времени? Где жили? Чем занимались? Во что верили? На эти вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке.
– Найдите на карте нашей страны восточно-европейскую равнину. Что означает слово “равнина”? что о поверхности равнины говорят цвета на карте? (встречаются возвышенности). Мы с вами знаем, что Восточно – Европейская равнина умеренного климатического пояса, и только ее северная часть заходит в холодный пояс. Здесь берут начало такие крупные реки, как Днепр, Волга, Дон.
– Именно эти территории начали заселять в 6 веке восточные славяне, от которых произошли русские, украинцы, белорусы. Заселение шло по берегам реки Днепр и его притокам.
– Прочитайте отрывок из “Повести временных лет”, в котором говорится о расселении славянских племен.
– Подчеркните названия племен в тексте. Рассмотрите карту расселения славян.
Учебник с.35
– Найдите и прочитайте на карте названия славянских племен, которые вы встречали в летописи (поляне, дреговичи, словене, древляне, северяне)
– Попробуйте прочитать незнакомые вам названия других славянских племен (родимичи, волыняне, вятичи, уличи, кривичи и др.)
– Обратите внимание на то, как появились названия некоторых славянских племен: (Слайд 4)
Ильменские славяне – жители у озера Ильмень
Вятичи – основатель рода Вятко
поляне – жители полей
древляне – жили среди “дерев”
дреговичи – догадайтесь, если слово “дрягва” означает болото
– Значит, они жили у … (болот)
IV. Изучение нового материала
Кто такие славяне?
– Так кто же они такие, славяне?
– Слово “славяне” означает – “люди, живущие у воды”.
– Попробуем найти ответ на этот вопрос в документе, письменном источнике древних византийских путешественников. Прочтите этот текст
Письменный источник древних византийских путешественников.
«Они (славяне) сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никаким образом нельзя склонить к рабству, или подчинению… … Они очень высокого роста и огромной силы, … это неплохие и совсем не злобные люди. Они гостеприимны, радушны…. … Они выносливы, мужественно переносят жару, холод, дождь, голод. Мужественно выдерживают пребывание в воде … … В бой идут с двумя небольшими копьями, а некоторые имеют прочные тяжелые щиты. Вооружение их составляют луки и стрелы. В сражении славяне избегают открытых местностей, встречая врага в лесах или у обрывов; при этом они широко пользуются искусством засады»
– Так какие же были наши предки? Опишите их внешний вид.
– А какие они были по характеру?
– Если они были радушными, гостеприимными, а могли ли они постоят за себя и близких? Утро, пробуждается природа (Слайд 5)
Первые рассветные лучи
На ворота древнего посёлка
Отблески оставили свои.
Здесь живет народ,
Высокий и красивый, –
Светлоокие и сильные мужи,
Женщины, изящные как ивы,
Дети, словно крепкие дубы”.
Поселения славян. (Слайд 6)
– Славяне заселяли обширные земли по живописным берегам рек. Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту. Но не только это привлекло первых поселенцев. Время тогда было беспокойное: очень много воевали. Поэтому славяне селились в труднодоступных местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами, водой, густым лесом и непроходимыми болотами. На крутых пригорках создавались укрепленные поселения. Жили славяне родами и племенами.
– Что такое род? (Слайд 7)
– Что такое племя?
– Выжить в суровых природных условиях, защититься от врагов легче сообща. Поэтому семьи объединялись в рода, а те в свою очередь в племена.
Занятия славян.
– Как вы думаете, живя у воды, чем могли заниматься славяне?
– Ловили рыбу.
– Чем еще могли заниматься предки русских, белорусов, украинцев.
Чтение текста, выяснение занятий славян (стр.36-37)
– Объясните значения слов "собирательство", "бортничество", используйте иллюстрации (бортничество — сбор меда и воска диких пчел.)
– Еще раз назовите занятия славян, с которыми вы познакомились.
Жилища славян
– А теперь, ребята, узнаем, где же жили наши предки. (Слайд8)
– Ученым – археологам удалось восстановить внешний вид жилищ, в котором жили наши предки. Каменных домов совсем не было, да и деревянные-то избы строились кое-как, больше на шалаши походили. Жилища почти до половины уходили в землю. Крышу землянки делали из тонких стволов деревьев. Сверху слоями укладывали ветви елей или сухую траву, смешанную с глиной. Снаружи жилище было похоже на зеленый холм. Рядом в загонах и хлевах держали домашний скот.
– Неприхотливым было убранство дома: деревянные лавки, столы, печь из камней и глины. Топилась изба по-чёрному, без трубы. Дым выходил наружу через дверь и небольшие открытые окошки (от холода их прикрывали досками, соломой, ветками) и низенькую дверь. (Слайд 9)
– Посудой служили глиняные горшки да сковороды, деревянные бочонки. (Слайд 10)
– Древние славяне носили одежду из льна и шерсти. И мужчины, и женщины носили рубахи из грубого холста (льняной ткани) (Слайд 11) Рубахи украшались вышивкой. Рубаху подпоясывали узким поясом.
– Женский народный костюм– это, прежде всего сарафан. Для изготовления сарафанов использовали льняную ткань. Сарафан украшался тесьмой, а низ сарафана – разноцветными лентами.
– Основной обувью у большинства русского населения были лапти своего плетения. Женщины носили их с шерстяными чулками, мужчины – с портянками.
Боги.
– Не безоблачной была жизнь древних славян. Часто случались засухи, наводнения, болезни, неурожаи. Кроме того, славяне не могли объяснить многие явления природы: гром, молнию, дождь, лето, зиму, ночь, день. Поэтому все, что происходило в природе, самом человеке они приписывали таинственным силам.
– Славяне считали, что лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер – все это живое и всеми повелевают боги.
– Славян называют язычниками. Что такое язычество? (Слайд 12)
– Каким же богам поклонялись славяне? Давайте подумаем: чтобы вырастить урожай, накормить скот, какие условия необходимы? (свет, влага, тепло)
– Вот славяне и верили, что есть бог солнца, бог грома и молнии, огня, бог неба и богиня земли.
– По мнению славян, боги похожи на людей, и у них есть родословная. Небо и Землю славяне считали супружеской парой, чья любовь породила всё живое на земле.( Слайд 13)
Великий Сварог –богу неба и богиня Земли Макошь и их сыновья – Даждьбогу и Стрибогу – богам солнца и ветра. Со временем все большую роль начинает играть Перун – бог грозы, “творец молний”, который особенно почитался как бог войны и оружия
Перун – славянский Бог грозы, Бог грома и молнии. Его представляли немолодым, разгневанным мужем с рыжей бородой и чёрно – серебряными волосами. Рука его управляла громом и молнией. Славяне видели своего Бога мчавшимся среди туч в повозке. Отчаянно гремят колёса по неровностям туч – вот откуда появляется гром.
– Это были высшие боги, от которых зависела жизнь людей и все их занятия. Мы узнали не обо всех богах, ведь ещё были:
Бог скота – Велес
Бог весны – Ярило
Бог лета – Купала
Богиня красоты – Лада
Праздники древних славян. (Слайд 14)
– Чтобы боги были добрее к людям, славяне устраивали в их честь праздники. Главному богу – Солнцу – посвящали Масленицу. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины – символ Солнца.
– Самый большой праздник – Иванов день, или Иван Купала, проходили в ночь с 23 на 24 июня. (Слайд 15). Парни и девушки собирались у реки, надевали на головы венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.
– А в жаркие июльские дни для славян был особенно страшным Перун – ведь он мог уничтожить урожай, и тогда люди погибли бы от голода. Поэтому 20 июля, в день Перуна, парни и девушки не водили веселых хороводов, не пели песен – они молили о милости грозное божество.
Закрепление изученного материала.
– Вот так жили и трудились древние славяне. Чтобы узнать, как вы усвоили сегодняшнюю тему урока, ответим на вопросы этого небольшого теста. (слайд 16)
Тест по теме: «Жизнь древних славян».
1. Какую территорию заселяли славяне?
с) Восточно – Европейскую равнину;
д) Западно – Сибирскую равнину;
р) Среднесибирское плоскогорье.
2. Древние славяне жили:
к) семьями; п) в одиночку; л) племенами.
3. Слово «славяне» означает:
а) Живущие у воды;
б) Живущие в лесу;
в) Живущие в поле.
4. Древние славнее были:
б) мусульманами; г) буддистами; в) язычниками.
5. Богом грома и молнии у древних славян был:
е) Зевс; я) Перун; ю) Марс.
6. Дома строили:
п) из камня; м) из кирпича; н) из стволов деревьев.
7. Праздник Ивана Купала в честь:
а) воды; е) Солнца; и) Земли.
– А теперь внизу листика выпишите все буквы с правильными ответами. Какое слово получилось? (славяне)
V. Итог урока. (Слайд 17)
– Что нового вы узнали на уроке, что вспомнили, чему удивились?
– Что нового вы узнали на уроке, что вспомнили, чему удивились?
VI. Домашнее задание: Читать параграф «Жизнь древних славян».