Словарь реликтовых названий тканей
Биссус – вуаль, тонкая прозрачная ткань, в которую египтяне укутывали мумии в эпоху фараонов. Ее носили и египетские женщины поверх нижней одежды.
Буркуа – в Египте – сетка, покрывающая лицо женщины наподобие чачвана. Это длинный узкий кусок черной ткани, сотканной из конского волоса, в котором сделана прорезь для глаз. Полоска на лбу соединялась с нижней частью маски с помощью нанизанных одно на другое блестящих колечек.
Виссон – тонкая драгоценная льняная пряжа золотистого цвета, из которой ткалась ткань с аналогичным названием.
Газ – лекая полупразрачная ткань особового «газового» реоеплетения (от фр. Gaze – название г. Газ в Палестине). Ткань характеризуется очень тонкими нитиями 5-6 текс с низкой плотностью по основе и утку. Переплетение могло біть полотнянім, саржевім, атласнім. Не редко в одном полотне сочеталось несколькопереплетений. Типі обработки исходного сірьяи характер орнаментации определяли вид єтой ткани.
История моді знает немало случаев, когда старіе названия давали новім видам тканей.
Газ-марабу – обладает золотистім цветом. Основніе и уточніе нити из шелка- сірца вісокой крутки. Сочетание переплетения и крученіх нитей создовало орнамент, напоминающий по внешнему виду перья аиста марабу.
Gaze a plumez – по белому шелковому фону вытканы маленькие перья, расположенные в виде султанов верхушками впрозь.
Газ-рис – ткался из шелка-сырца, но не из крученой пряжи, поэтому отличался большой мягкостью.
Газ-кристал – ткался из цветных шелковых нитей, что придавало ткани переливающийся блеск (туше «шан-жан»).
Газ – Донна Мария – белая поверхность ткани, затканная серебром (переплетение атлас + сатин).
Газ –Шамбери – по белому полотну вытканы цветные атласные полосы.
Haze Gephise – по затканному ветвистым узором полю разбросаны большие листья.
Люкзор
Бамбуциновые ткани – полупрозрачные ткани из хлопка и шелка ?
Краткая историческая справка
Ткачество в Древнем Египте.Египетский метод мумификации сохранил до нашего времени множество памятников культуры, в том числе и ткачества. Археологами найдены останки льняных тканей, деревянных и глиняных фигурок с изображениями ткачей и сновальщиков за работой. Ткани, в которые были завернуты египетские мумии, свидетельствуют, что в Египте владели в совершенстве ткацким мастерством. При современном оборудовании мы не можем достичь результатов, полученных когда-то древними мастерами. Например, в отдельных тканях египетских мумий плотность нитей достигает по основе: Ро=200-213 н/см; при поверхностной плотности Мм2=5 г/м2.
Интересна ткань, датированная 16-15 в. до н.э. Эта ткань состоит из 4-х слоев:
- 1слой - полотно, пропитанное прозрачным веществом желто-охристого цвета;
- 2 слой - белый грунт, напоминающий по цвету и блеску рыхлый снег;
- 3слой - краски зеленого, красного и желтого цветов;
- 4 слой - позрачный лак светловато-серого цвета.
Ткань полотняного переплетения с плотностью по основе Ро=24 н/см; по утку - Ру=13 н/см.
Найденный образец ткани свидетельствует о том, что египтяне могли изготавливать прочные полотняные ткани, знали способ их предохранения от тления, им был известен лак, сохраняющий яркость и свежесть красок длительное время.
Орнаментация тканей. С дошедших до наших времен памятников материальной культуры можно систематизировать виды орнамента, которые наиболее часто использовали египтяне для украшения своих тканей.
Например, ковер гробницы фараона Тутмоса (4 в до н. э.) имел орнаментацию в виде цветов лотоса, полукругов, крестообразного амулета. Подушки с изображением дочерей фараона Эхнатона были украшены параллельно расположенными ромбами голубого цвета на розовом фоне. Узор ткани из гробницы Пареннефера выполнен в виде дорог из ромбов разных размеров.
В основном египтяне использовали геометрический и растительный золотой орнамент, с темно-синими полосами по краям.
Окрашивание пряжи. Наиболее часто в орнаменте древних египтян встречаются следующие цвета: голубой, желто-коричневый, темно-коричневый, черный цвет применялся только лишь для контрастности орнамента.
В гробнице Тутанхомона обнаружено несколько изделий из цветной гобеленовой льняной ткани.
Дизайн тканей. Египтяне владели мастерством гофрирования льняных тканей. В гробницах найдены образцы ткани с двойной плиссировкой под прямым углом.
Ткани различных структур использовались египтянами для изготовления одежды и как украшения на различных празднествах. Из них делали драпировку, шили знамена. Основа была крученой в 2,3 и даже 4 сложения, уток – одиночный.
Новых высот достигает ткацкое искусство Египта в грекоримский и особенно коптский периоды развития Древнего Египетского Царства. Среди дошедших до нашего времени тканей - гладкие ткани полотняного и саржевого переплетения; мелкоузорчатые ткани; крупноузорчатые, махровые ткани и даже ткани, выполненные в гобеленовой технике.
Наиболее распространенной одеждой египтян Позднего Царства были туники. Они ткались на станке целиком в виде прямоугольных полотен. Интересной была технология изготовления туник. Работу начинали с рукава, пробрасывая челнок в средней части основы по ширине рукава, и оставляли свободными крайние участки основы. Дойдя до плеч, ткач начинал прокидывать челнок по всей ширине основы. Для выработки ворота использовались два челнока пробрасываемых попеременно в левой и правой частях основы. После снятия ткани со станка, висящие нити основы обрезались или связывались. Обрабатывали тунику по линии ворота и сшивали по боковым сторонам. Если станок был недостаточно широк, по линии пояса пришивали еще два лоскута необходимой длины.
В зависимости от размера и количества узорных частей схема ткачества усложнялась. Узорные части делали в основном накладными, в виде аппликаций. Большинство узорных тканей были уточнонастилочными (с длинными прокидками утка).
Вырабатывали также махровее ткани. Техника ткачества очень похожа на современную. Ее суть заключается в следующем. Через определенное число грунтовых уточных нитей прокидывали уточную нить, которая обвивала специальные стержни. После вытаскивания стержней на поверхности оставались петли.
Среди многих видов ткачества существовало ткачество ремизных и двухслойных тканей.
Для ткачества египтяне использовали вертикальные гобеленовые станки, горизонтальные льноткацкие станки, в том числе станок с педалями.
Ткачество было царской монополией.
На Ниле тоже встречали по одежке. Древние египтяне изготавливали свою одежду как из шкур животных, так и из растительных материалов. Из последних использовали, как правило, хлопок и лен, которые перерабатывались в ткани, от самых грубых до тончайших. Некоторые второстепенные принадлежности одежды изготавливались из твердых волокон различных волокон, но чаще всего из кожи. Насколько можно судить, в древнейшие времена для одежды использовались преимущественно хлопчатобумажные ткани. Такого рода одежда считалась «ненастоящей» и называлась «шенти» (сплетённое). Ей противопоставлялась «настоящая» одежда, которая называлась «пек» и шилась, вероятно, из полотна. Первое упоминание о ней найдено в надписях 19-й династии (2000 г до н.э.), где так назван египетский передник.
Ткачеством на Ниле занимались с незапамятных времен. Однако высшей степени развития оно достигло не ранее начала Нового царства, когда египтяне научились выделывать ткани, не уступающие по своему качеству тюлям и тончайшему батисту. В древнейшие времена ткани красили в красный, голубой или зеленый цвета. Позднее стали использовать и другие оттенки. Это положило начало украшению одежды разноцветными узорами и металлическими вышивками. Несмотря на это, во все времена египетского царства натуральная блестящая белизна полотна оставалась любимым цветом жителей.
Передник – древнейшая и первоначально единственная одежда – стал традиционной деталью туалета египтян. Ткань и размеры передника были разными, в зависимости от сословия и звания носящего. Низшие классы или рабы прикрывали свою наготу куском кожи или бумажной материи, одежда же знатных людей состояла из большого продолговатого куска ткани, который плотно оборачивали вокруг поясницы и верхней части ног и придерживали поясом. В период процветания Древнего царства вошла в употребление одежда, похожая на рубашку, которая почти полностью прикрывала верхнюю часть тела. Однако долгое время она была большой редкостью, и только после войны с Азией, когда царство было восстановлено, эта одежда стала широко распространяться, преимущественно среди высоких сословий. Рубашки же из тонких тканей носила только знать.
Обувь египтяне носили двух разновидностей: сандалии и полубашмаки. И те, и другие либо делались из кожи, либо плелись из разрезанных на узкие полоски листьев папируса. Судя по изображениям на древних памятниках, представители знатных сословий носили только сандалии с золотыми или позолоченными украшениями.
Одежда женщин значительно отличалась от мужской одежды, особенно в древнейшие эпохи. Требовалось, чтобы женщины закрывали свое тело полнее, чем мужчины. Однако со временем, стремясь к большей роскоши, одежду начали украшать разноцветными узорами, а знатные женщины начали носить тонкие и прозрачные ткани. Любовь к пышности и тщеславие доходили до того, что в богатых домах женскую прислугу наряжали в такие же прозрачные одежды. Правда, чаще всего, особенно на пиршествах прислужницы являлись без всякого платья, но зато с множеством украшений.
Судя по некоторым изображениям на древнейших памятниках, мужчины тогда брили головы наголо. Со временем восстановления царства этот обычай обусловленный спецификой климата, стал правилом предписываемым чистоплотностью. Геродот рассказывает, что детям тоже обривали голову. Волосы отпускали по религиозным причинам только во время путешествий.
Однако не следует думать, что из гигиенических соображений древние египтяне так легко отказались от своего природного украшения. Они заменили его искусственным, и парик стал обычным головным убором представителей господствующих сословий. Появились высокие парики со свернутыми в трубку локонами, большие накладки с буклями и с длинными спускающимися вдоль спины косами, парики, гладкие по середине и завитые по сторонам и т.п. Мода на парики прижилась, и даже мужчины носили их по два сразу – один на другом.
Любовь к парикам доходила до того, что мужчины брили бороды, а вместо них прикрепляли искусственные. Форма бороды была знаком отличия различных сословий. Знатные люди, а также некоторые жрецы носили маленькие бородки, остриженные в форме куба, фараоны предоставляли право украшать подбородок либо сплетенным в косу и затянутым пучком волос, либо более или менее широкой бородой особой формы. Дети вместо париков носили накладные косы.
Женщины стали брить голову и носить парики гораздо позже мужчин, причем представительницы высших слоев решались последовать новой моде; женщины же среднего и рабочего сословия до самых времен царства обходились собственными волосами.