Творческие задания, выполняемые студентами в течение семестра
Вопросы экзамена
1. Полемика по поводу происхождения Древнерусского государства в историографии XVIII-XIX вв.
2. Вопрос о происхождении Древнерусского государства в исторической литературе начала XX в. и советской историографии.
3. Вопрос о происхождении Древнерусского государства в постсоветской историографии.
4. Понятия «феодализм», «феодальный иммунитет», «рента».
5. Концепции феодализма Н.П. Павлова-Сильванского, М.Н. Покровского, С.В. Юшкова.
6. Концепции феодализма Б.Д. Грекова, Л.В. Черепнина, Б.А. Рыбакова, И.Я. Фроянова.
7. Проблемы образования Русского (Московского) единого (централизованного) государства в трудах историков дореволюционного времени.
8. Проблемы образования Русского (Московского) единого (централизованного) государства в советской и постсоветской историографии. Точки зрения М.Н. Покровского, А.А. Горского, А.А. Зимина. Оценка исторических личностей Ивана Калиты и Ивана III.
9. Основные подходы к оценке русско-ордынских отношений. Точки зрения Н.М. Карамзина, Б.Д. Грекова, Б.А. Рыбакова, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, В.Г. Вернадского, Л.Н. Гумилева, В.Л. Егорова.
10. Личность А. Невского и Куликовская битва в отечественной историографии.
11. Начальный период царствования Ивана IV в отечественной историографии.
12. Оценка опричнины в трудах дореволюционных историков и советской историографии.
13. Опричнина в трудах А.А. Зимина, В.Б. Кобрина, Д.Н. Альшица, Р.Г. Скрынникова.
14. Оценка Смутного времени в трудах дореволюционных историков и советской историографии.
15. Смута в трудах Р.Г. Скрынникова и других современных историков.
16. Политические деятели эпохи Смуты в современной историографи
17. История и причины современной всероссийской дискуссии об освободительном движении. Роль саратовской научной школы.
18. Походы в изучении народничества в современной отечественной историографии. Термин «Освободительное движение».
19. Ученые XX в. и научные школы в изучении освободительного движения XIX в.: советская и современная школа.
20. Основные положения теории социальной и политической модернизации Б.Н. Миронова.
21. Противники или критики модернистского подхода Б.Н. Миронова к истории России.
22. Сторонники Б.Н. Миронова: аргументы и доказательства.
23. Л.В. Милов, Н.И. Павленко. Поиск критериев сопоставимости истории России и Запада.
24. Модернист Б.Н. Миронов и компаративист Л.В. Милов.
25. Аргументы Б.Н.Миронова в споре со сторонниками Л.В. Милова.
26. Становление и развитие экономической истории.
27. Теория модернизации в истории России Нового времени.
28. Модернизация и капитализм: их критерии и особенности в истории России.
29. Историческое развитие России в свете концепций модернизации.
30. Превращение экономической истории в самостоятельную дисциплину. Институализация экономической истории.
31. Особенности историко-экономических исследований в России.
32. Современная экономическая история: сходства и различия в отечественной и зарубежной историографии.
33. Теория модернизации и социологическая марксистская теория формаций в изучении новой истории России.
34. Этапы изучения истории развития России в новое время в англоязычной науке.
35. Проблемы соотношения формационной и модернизационной теорий. Индустриализация.
36. Проблемы соотношения формационной и модернизационной теорий. Модернизация.
37. Критерии и этапы модернизации.
38. «Ассиметричность» (ненормальность) российской истории в советский период. Критерии нормальности, их измерение.
39. Новые подходы к изучению истории России конца Х1Х-начала ХХ в.
40. Основные концепции периода империализма в России в ленинской теории империализма в России и её современная критика.
41. Многомерность исторического процесса и объективная необходимость использования спектра научных парадигм.
42. Теоретические основы проблемы экономической модернизации Российской империи конца Х1Х-начала ХХ в.
43. Социально-правовой статус предпринимательства в России в начале ХХ в.
44. Проблема взаимоотношений рабочих и предпринимателей России конца Х1Х-начала ХХ в. с позиций новейшей историографии.
45. Незавершенность модернизационных процессов в России начала ХХ в как доминирующий фактор революционных потрясений.
46. Основные доминанты российской государственности конца Х1Х-начала ХХ в.
47. Переход от самодержавия к самодержавно-парламентской монархии в контексте развития революционного движения в начале ХХ в.
48. Россия в системе мировой цивилизации в конце Х1Х-начале ХХ в.
49. Революция 1917 г.: новые подходы и трактовки.
50. Дискуссионные проблемы истории гражданской войны.
51. Концептуальные представления о НЭПе в исследованиях конца ХХ - нач. ХХI вв.
52. Новейшая историография модернизационных процессов в СССР в 1930-е гг.
53. Сталинизм как социально-политическое явление: эволюция представлений в отечественной историографии
54. Новейшая историография Великой Отечественной войны
55. Послевоенное развитие СССР в современной историографии
56. «Эпоха брежневского застоя» в новейшей историографии
57. Основные подходы к анализу «эпохи перестройки» в СССР
58. История постсоветской современности
59. Проблема методологического плюрализма в современной отечественной историографии.
60. Источниковедческие проблемы новейшей истории России.
Творческие задания, выполняемые студентами в течение семестра
1. Составить библиографию по освободительному движению России XIX века за 1985–2008 гг.
2. Составить библиографию статей по освободительному движению России XIX века: ж-лы «Отечественная история»,
«Вопросы истории»; «Новая и новейшая отечественная история»; «Родина».
3. Составить аннотацию-конспект одной из работ по экономической истории России XIX века
4. Составить библиографию по революции 1917 г. и гражданской войне в России за 1985-2010 гг.
5. Составить библиографию статей по сталинизму за 2000-2010гг.: ж-лы «Российская история», «Вопросы истории»; «Новая и новейшая история»; «Родина», «Клио».
6. Составить библиографию статей по Великой Отечественной войне за 1985-2010 гг.)
7. Составить аннотацию-конспект одной из работ по проблемам политической истории России периода феодализма.
8. Составить аннотацию одной из работ по экономической истории России XVIII в.
РАСЧЁТ НАКОПЛЕНИЯ БАЛЛОВ ПРИ БАЛЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ | ||||||||
Модуль | Составляющие итоговой оценки | |||||||
Баллы тек. атт. | Итог вып. ТЗ | Экз | Сумма | |||||
ТЗ «Составить библиографию» | ТЗ «Аннотация» | Активность на практ. занятиях | Итог | |||||
Мин. | ||||||||
Мин (после 0) | ||||||||
Мак |
Шкала перевода накопленных баллов в 5-ти балльную систему: 0 – 49 – «неудовлетворительно» 50 – 74 – «удовлетворительно» 75 – 84 – «хорошо» 85 – 100 – «отлично» |