Общая стратегия изучения процесса языкового изменения
Уильям Лабов
О МЕХАНИЗМЕ ЯЗЫКОВЫХ ИЗМЕНЕНИЙ [1]
Введение
В настоящей работе намечаются подходы к объяснению механизма языковых изменений, рассматриваемых в контексте языкового коллектива. Сейчас уже ясно, что многие теоретические проблемы структуры языка не могут быть разрешены без учета данных о языковом коллективе[2] здесь же мы сосредоточим свое внимание на несколько ином тезисе — что языковые изменения не могут быть объяснены на основе фактов, касающихся одних лишь отношений внутри языковой системы, даже если признавать в качестве дополнительных обусловливающих факторов внешние, социолингвистические отношения. В механизме языковых изменений, наблюдавшемся нами, эти два вида отношений систематически взаимопроникают друг в друга.
Основой для наших выводов послужили исследования языковых изменений, проводившиеся на острове Мартас-Виньярд и в городе Нью-Йорке. Центром нашего внимания является процесс фонетического изменения. Методика исследования была описана нами ранее в нескольких публикациях; там же приведены некоторые факты и результаты[3]. Я полагаю, что настоящая работа отражает гораздо более обширный круг фактов и обнаруживает в них более глубокие корреляции.
Проблемы языковой эволюции. Несмотря на достижения исторического языкознания XIX века, многие подходы к решению проблемы языковой эволюции остаются неисследованными. В 1905 г. Мейе заметил, что все обнаруженные законы истории языка являются не более чем возможностями: «... нам остается еще обнаружить те переменные, кото-рые позволяют этим возможностям реализоваться, способствуют их реализации»[4].
Проблема, перед которой мы стоим сегодня, в точности совпадает с той, которая была выдвинута Мейе шестьдесят лет назад, поскольку наше понимание эмпирических факторов, обусловливающих языковую эволюцию, продвинулась с тех пор очень незначительно[5]. Основные проблемы изучения языковой эволюции могут быть сформулированы в виде следующих пяти вопросов:
1. Имеет ли языковая эволюция какое-либо общее направление?
2. Каковы универсалии языковых изменений?
3. Каковы причины непрерывного появления новых языковых изменений?
4. Каков механизм языковых изменений?
5. Имеет ли языковая эволюция приспособительную функцию[6]?
Один из подходов к изучению языковой эволюции состоит в исследовании изменений, совершившихся в прошлом. Это была, как известно, основная стратегия исторического языкознания, и это единственно возможный подход к решению первых двух вопросов – о направлении языковой эволюции и ее универсалиях. С другой стороны, механизм языковых изменений, первоначальные причины изменений и приспособительные функции изменений лучше всего поддаются анализу в том случае, если рассматривать языковые изменения в процессе их осуществления. Дальнейшее изложение будет посвящено в основном механизмам языкового изменения; однако многие выводы имеют непосредственное отношение к проблемам первоначальных причин и приспособительных функций языкового изменения, и совершенно очевидно, что более полные ответы на эти вопросы могут быть получены с помощью методов, аналогичных используемым здесь. Для нашего исследования существенна опора на принцип единообразия, а именно: мы полагаем, что широкомасштабные языковые изменения в прошлом осуществлялись с помощью тех же механизмов, что и текущие изменения, происходящие вокруг нас.
Общая стратегия изучения процесса языкового изменения
Хотя конечной целью данного исследования является получение ответов на три из названных выше вопросов, основная стратегия исследования определялась не этим. Задача эмпирического изучения процесса языкового изменения может быть разбита на три отдельные проблемы, решения которых в их совокупности составят ответ на поднятые вопросы.
(1) Проблема перехода состоит в том, чтобы определить, как, каким путем один этап языкового изменения сменяется другим, каков путь перехода от одного этапа к другому. Здесь необходимо восстановить достаточное число промежуточных этапов, чтобы можно было исключить все альтернативы, кроме одной. Таким образом, регулярность фонетических изменений, влияние на них грамматических факторов, противопоставление цепей отталкивания цепям притягивания (“push chains” vs. “pull chains”), медленного равномерного движения внезапному резкому сдвигу – все это разные аспекты проблемы перехода.
(2) Проблема контекста состоит в том, чтобы найти непрерывную матрицу социального и языкового поведения, в которую заключено языковое изменение. Основной путь решения этой проблемы состоит в обнаружении корреляций между элементами языковой системы, а также между этими элементами и экстралингвистической системой социального поведения. Эти корреляции устанавливаются на основе строгого доказательства обусловленного характера изменения, а именно того, что даже небольшое изменение независимой переменной регулярно сопровождается изменением зависимой переменной в предсказуемом направлении[7].
(3) Проблема оценки состоит в нахождении субъективных (или скрытых) коррелятов объективных (или явных) изменений, которые мы наблюдаем. Соотнесение общих установок и намерений информантов с их языковым поведением — это непрямой подход к проблеме. Более прямой подход состоит в измерении неосознанных субъективных реакций информантов на различные значения языковой переменной.
Имея предварительные решения по перечисленным проблемам, мы сможем затем получить объяснение языкового изменения, включая ответы на вопросы о первоначальных причинах, механизме и. приспособительной функции. Как и в любом другом исследовании, ценность объяснения повышается в зависимости от степени его общности, но лишь в той мере, в какой оно продолжает базироваться на надежных и воспроизводимых фактах.