Основные свойства языкового знака. Проблема линейности языкового знака

Знак достаточно устойчивая структура, у знаков есть свои постоянные свойства:

1. Материальность (любой знак материален, должен восприниматься органами чувств). Различают несколько типов знака в зависимости от ПВ:

Основные свойства языкового знака. Проблема линейности языкового знака - student2.ru -слуховые (наиболее сложное);

-зрительные (наиболее информационные) языковые

-тактильные (первичные тактильные ощущения очень сильно эмоционально воздействуют);

-вкусовые;

-обонятельные на подсознание воздействуют больше всего);

2. Коммуникативность (знак передаёт информацию. Информация содержится не только в тексте, но в лексических и грамматических значениях);

3.Линейность (Следствие материальности знака, протяженность ПВ во времени и в пространстве; производство речи – линейный, последовательный процесс, субцессивный процесс (слово за словом, морфема, за морфемой); восприятие речи (смысла) – одновременный или симультанный процесс; на линейности основано вероятностное прогнозирование. Не линеен ПС, линеен ПВ (каждый элемент ПВ не линеен сам по себе). Нелинейность существует, так как ПВ состоит из фонем (фонема сама по себе не линейна это пучок ДП); ПС не линеен, так как является суммой семантических компонентов. Линейность у знака есть всегда);

4. Обобщенность (каждый знак обозначает не отдельный предмет, а ряд однородных предметов; знак обозначает предмет только в результате комбинаторики);

5. Относительная мотивированность (знаки могут быть сильно или слабо мотивированы; бывают знаки-иконы (сильно мотивированы), знаки-индексы, знаки символы (слабо мотивированы)

Мотивированность первичная (звукосимволизм) и вторичная:

-синхроническая (мотивированность, ситуации общения)

-дихроническая (словообразовательная – производные слова, которые не утратили внутреннюю форму, то есть словообразовательные дериваты - человеконенавистник, ванька-встанька) и семантическая (возникает в результате переноса значения слова. В сознании говорящих есть установка на мотивированность, поэтому немотивированные знаки, которые говорящие осознают как мотивированные (народная этимология).

Установка на мотивированность – установка на семиотичность (склоны люди всему приписывать знаковость); иногда знаком является текст, если это текст другой культуры, он может быть неправильно истолкован.

Знаки естественного человеческого языка относительно мотивированы);

6. Системность(значимость – условие вхождения в систему. Есть различия между единицами, но в различии есть общее – значимость между единицами одного уровня. Понятие значимости конкретизирует понятие инвариантность (единицы речи могут варьироваться до тех пор, пока не совпадут с другими единицами). Человеческий язык – знаковая система);

7. Воспроизводимость(не конструируются каждый раз заново, а актуализируются в готовом виде; основной знак языка – слово, слово воспроизводится, в производимых словах воспроизводится только словообразовательная модель, воспроизводится структурная схема предложения, которая потом наполняется сознательно компонентами – высказывания; предложение – сверхзнак, состоит из других знаков);

8. Социальность (знаковые системы существуют не для отдельного пользователя, знаки и знаковые системы существуют только в обществе и имеют конвенциальную природу). Существуют исторические, религиозные, психологические, политические обусловленность коннотации знака. В 17 веке Великобритания и Голландия были в конфликте: голландские слова имеют негативную коннотацию (in ducth-трудности, dutch treat- каждый за себя платит, best in dutch-ни в какие ворота не лезет, double dutch-тарабарщина).

Слова, обозначающие одну и ту же реалию, могут быть коннататированы или отсутствовать в языках (теща в русском коннотатировано).

Социальность знака часто выражается в табуированности (в основе табуирования лежит боязнь инцеста – согласно Фрейду: во многих племенах и народах мать сына называет на ВЫ, брат сестер не называет по имени; половозрастная специализация в использовании языка – на востоке женщина не должна приветствовать охотника, пахаря – стереотип поведения мужчин и жен);

9. Неситуативность (с помощью языка можно сказать всё или всё, что существовало в прошлом, настоящем и будущем, о событиях реальных и вымышленных);

10. Универсальность (знаки обслуживают все сферы человеческой жизни – бытовая, профессиональная, политическая сферы; язык передаёт логическую и эмоциональную информацию).

Наши рекомендации