Рабочая программа дисциплины
Министерство образования и науки Российской Федерации
ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Исторический факультет
УТВЕРЖДАЮ: _________________проф. А.А. Корников, декан исторического факультета «__2__»_____июня_____2015__ г. |
Рабочая программа дисциплины
Введение в работу с международной информацией
Уровень высшего образования: | бакалавриат |
Квалификация выпускника: | Бакалавр международных отношений со знанием иностранного языка |
Направление подготовки: | 41.03.05. Международные отношения |
Направленность (профиль) ОП: | Мировые политические процессы |
Тип ОП: | программа академического бакалавриата |
Форма обучения: | очная |
Срок освоения ОП: | 4 года |
Иваново, 2015 г.
1. Цели и задачи освоения дисциплины:
Дисциплина «Введение в работу с международной информацией» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению 41.03.05 – «Международные отношения» и начинает готовить студентов-международников к организационно-административной, проектной, исследовательско-аналитической и учебно-организационной видам деятельности. Подготовка конкретно заключается в следующем:
v организационно-административная: в рациональной организации и планировании своей деятельности в соответствии с требованиями работодателя и умении грамотно применять полученные знаний, а также во взаимодействии и сотрудничестве с другими участниками профессионального коллектива по месту работы;
v проектная: в участии в работе групповых проектов в качестве исполнителя и нахождении профессионально ориентированной информации при помощи электронных средств;
v исследовательско-аналитическая: в ведении первичной аналитической работы с использованием материалов на иностранных языках и применении полученных навыков владения основами международно-политического анализа;
v учебно-организационная: в ведении учебно-вспомогательной работы в высших учебных заведениях, имеющих международные связи; в выполнении функций исполнителей со знанием иностранного языка в профессиональной работе подразделений государственных учреждений, корпораций и неправительственных организаций.
Многофакторная цель дисциплины – сформировать у студентов знания, умения и базовые навыки аналитической работы с международной информацией, выработать умения написания разновидовых итоговых научных работ, а также научить работать над одной проблемой в коллективе.
Для достижения этой цели преподавание дисциплины призвано решить следующие задачи:
v познакомить первокурсников-международников с основными (преимущественно, русскоязычными) источниками информации по истории международных отношений и мирополитическим процессам;
v познакомить первокурсников с основными хранилищами соответствующей информации на бумажных и электронных носителях, с методами ее поиска, первичной обработки и фиксирования;
v сформировать у студентов первичные навыки информационно-аналитической работы, необходимые для подготовки к текущим практическим занятиям и для написания зачетных работ;
v сформировать навыки рациональной организации и планирования своей деятельности в соответствии с предъявляемыми требованиями;
v сформировать навыки взаимодействия и сотрудничества с однокурсниками при разработке группового проекта;
v сформировать навыки устного и письменного изложения результатов информационно-аналитической работы;
v сформировать у студентов компетенции, необходимые для бакалавра-международника.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Курс «Введение в работу с международной информацией» является составной частью обязательных дисциплин вариативной части профессионального цикла (Б.3.В.ОД.) учебного плана по направлению подготовки «Международные отношения» профилю «Мировые политические процессы». Осваивается в первом и втором семестрах. Полученные при освоении дисциплины знания, умения и навыки на протяжении последующих лет обучения должны лишь углубляться и расширяться.
На первом курсе наша дисциплина наиболее тесно сопряжена
с дисциплиной гуманитарного, социального и экономического цикла вариативной части «Русский язык и культура речи»,
с дисциплиной математического и естественнонаучного цикла базовой части «Информатика и базы данных»,
с дисциплиной профессионального цикла вариативной части ««Введение в мировые политические процессы» и «Международные отношения (1648—1900)».
Для освоения дисциплины «Введение в работу с международной информацией» студент должен отвечать следующим характеристикам:
v в указанные сроки и в полном объеме выполнять получаемые задания;
v уметь работать в группе, рационально использовать время, четко распределять поручения с целью получения максимального результата;
v осуществлять под руководством преподавателя и самостоятельно поиск необходимых источников информации, знать места их хранения в бумажном и электронном видах;
v уметь критически анализировать получаемую информацию, выделять в ней наиболее существенное;
v аргументировано и лаконично отвечать на вопросы преподавателя;
v аргументировано обосновывать свой взгляд на проблему.
Ведущими требованиями, предъявляемыми к студенту первого курса направления «Международные отношения» является его готовность к саморазвитию, освоению новых знаний, умений и навыков, к несению ответственности за свою собственную работу и работу коллектива.
Дисциплина «Введение в работу с международной информацией» логически связана со всеми дисциплинами профессионального цикла, так как ее основное содержание составляют элементарные базовые знания, умения и навыки по библиографии, историографии, источниковедению, технике умственного труда, методологии и методике научного исследования, работе с электронными ресурсами.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
Процесс обучения направлен на развитие следующего комплекса общекультурных и профессиональных компетенций:
v системно мыслить, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение выявлять международно-политические и дипломатические смыслы проблем (ОК-1);
v логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
v иметь готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
v иметь способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);
v иметь умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
v иметь стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
v иметь умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
v иметь осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
v иметь навыки использования основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, стремление найти практическое применение своим научно-обоснованным выводам, наблюдениям и опыту, полученным в результате познавательной профессиональной деятельности в сфере мировой политики и международных отношений (ОК-9);
v способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
v владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);
v способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14);
v готовность на практике использовать знание правовых аспектов обеспечения работы международника в сфере деятельности государственных структур, бизнеса, третьего сектора (ПК-1);
v навыки рационализации своей исполнительской работы под руководством опытного специалиста с учетом накапливаемого опыта (ПК-10);
v умение работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по заданным темам, находить, собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы (ПК-14).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
v основы готовности к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
v социальную значимость своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
Уметь:
v - использовать принципы системного мышления (синтез интуитивного и аналитического методов) при анализе международных отношений (ОК-1);
v логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
v использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
v критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
v работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по заданным темам, находить, собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы (ПК-14);
Владеть:
v способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);
v стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
v методами социальных гуманитарных и экономических наук для достижения поставленных целей (ОК-9);
v способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
v компьютерными технологиями для поиска и обработки информации, создания мультимедийных презентаций (ОК-13);
v способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14);
v готовностью на практике использовать знание правовых аспектов обеспечения работы международника в сфере деятельности государственных структур, бизнеса, третьего сектора (ПК-1)
v навыками рационализации своей исполнительской работы под руководством опытного специалиста с учетом накапливаемого опыта (ПК-10).
Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы – 108 часов.
Аудиторная нагрузка (лекции и семинары) – 36 часов.
Самостоятельная работа студентов – 72 часа, из которых:
подготовка к лекционным, семинарским занятиям, докладам и презентациям – 36 часов.
Подготовка к экзамену – 36 часов