Предмет истории как науки.

ТЕМА: №1. «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ИСТОРИИ.

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

Введение. 3

1. Предмет истории как науки. 4

2. Сущность, формы и функции исторического сознания. 7

3. Концептуальные модели истории. 10

Заключение. 23

Литература: 24

Введение

История – одна из древнейших наук об обществе. Ей около 2500 лет. Её основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.), написавший книгу, которая так и называлась: “История”. Древние очень ценили историю и называли её наставница жизни, а историка уважительно именовали передатчиком времени. Признаком уважения древних к истории было то, что в древнегреческой мифологии одна из девяти муз (Клио) была покровительницей искусств и наук.

История – это людская жизнь, которая уже закончилась, её никто не в состоянии вернуть или переделать. У России была своя сложная и противоречивая, героическая и драматическая история. История России внесла достойный вклад в мировую культуру и цивилизацию.

Изучение отечественной истории осложняется целым рядом факторов:

1. В советское время преподавание отечественной истории страдало излишней идеологизированностью, что приводило к догматизму и мифологизации многих явлений, событий и фактов прошлого, страдало полуправдой.

2. Сейчас уже много сделано для преодоления догм и штампов, однако, появилось немало крайне тенденциозных публикаций, отличающихся конъюнктурностью оценок даже непрофессионализмом.

3. Современная история России стала полем политической борьбы различных партий и группировок. Это приводит к тому, что вместо одних мифов появляются другие, вместо знания – незнание.

Задача изучения отечественной истории в современных условиях – это объективный показ истории во всех её противоречиях, с её светлыми и трагическими сторонами.

История нашего Отечества всегда была частью мировой цивилизации. Поэтому необходимо изучать пути развития России в контексте мировой истории.

Предмет истории как науки.

Изучение любой науки начинается с определения понятий и предмета науки. Мы будем изучать историю как науку о развитии человеческого общества во всём его многообразии. История общества представляет собой совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных людей, человеческих сообществ, находящихся в определённой взаимосвязи, составляющих всё человечество. Следовательно, предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.

Известный русский историк В. О. Ключевский так писал об истории как науке: “В научном языке слово “история” употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому всё, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т. е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в её развитии и результатах”[1].

Предмет истории определился не сразу. В ходе поступательного развития истории шёл процесс совершенствования материального производства, изменялся и усложнялся политический строй общества и его социальная структура, развивалась наука и культура. По мере развития общества развивалась и история как наука, вбирая в себя опыт многих человеческих поколений, расширялось и обогащалось её содержание, происходил процесс всё возрастающего накопления знаний.

Основа исторической науки – собирание, систематизация и обобщение фактов, рассмотрение их в тесной связи и совокупности. Современная история состоит из разнообразных отраслей исторических знаний: политической истории, экономической истории, военной истории, истории государства и права, истории культуры и искусства, археологии.

Кроме того, сложился ряд вспомогательных исторических дисциплин: источниковедение (приёмы и методы изучения исторических источников), палеография (история письма), геральдика (история гербов), сфрагистика (история печатей), нумизматика (история монет, медалей и орденов), топонимика (изучение названий географических пунктов). Всё это свидетельствует о достаточно высоком уровне развития исторической науки.

История – наука конкретная, требующая точного знания хронологии фактов и событий. История характеризуется тем, что предметом её познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. Многие проблемы современности, которыми занимаются экономисты, социологи, политологи и другие специалисты гуманитарного цикла, могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе проделанной историками работы по сбору, систематизации и обобщению огромной совокупности фактов, позволяющих выявить тенденции общественного развития.

Задача изучения истории в современных условиях – исследовать историю во всех её сложностях и противоречиях, с её светлыми и трагическими сторонами, строго соблюдая объективность и историческую правду. Только такой подход может исправить пороки прошлого, дать представление о подлинных исторических событиях и явлениях.

Необходимо знать историю своего отечества, жизнь и дела своих предков. Необходимо знать кто жил на родной земле до нас, помнить об их трудах, славе, заблуждениях и ошибках. Мы получили не только материальное, но и духовное наследие.

Усвоение исторического опыта, знаний, выработанных предшествующими поколениями, позволяет направлять всю практическую деятельность настоящего. Наше прошлое – это наша интеллектуальная собственность.

Изучение истории выполняет целый ряд функций. Прежде всего, история обладает огромным воспитательным воздействием. Знание отечественной истории, истории своего народа формирует национальное достоинство, позволяет показать роль личности в истории, понять истоки национальной культуры и её достижения.

Изучение истории решает задачи не только воспитания, но и просвещения. Приобретение исторических знаний поможет понять место отечественной истории в мировом историческом процессе.

Наши рекомендации