Экспертизы по делам о дорожно-транспортных происшествиях

Автотехническая экспертиза. Основными задачами автотехнической экспертизы являются:

а) исследование технического состояния транспортных средств в целях установления:

- исправности и выходных параметров систем, агрегатов, узлов;

- характера, причин и времени возникновения неисправностей;

- возможности обнаружения неисправности до момента наступления ДТП;

- причинной связи между обнаруженной неисправностью и событием происшествия;

- обстоятельств, связанных с техническим состоянием транспортных средств, которые способствовали или могли способствовать возникновению ДТП;

б) исследование обстоятельств, характеризующих механизм ДТП, в целях установления:

- скорости движения транспортных средств;

- направления движения транспортных средств;

- направления действия сил между столкнувшимися транспортными средствами;

- расположение транспортных средств и других объектов на дороге относительно друг друга в момент контакта и в другие моменты времени;

- последовательности и причины образования повреждений на транспортных средствах;

- времени преодоления транспортным средством определенных участков траектории;

- момента объективного возникновения препятствия или опасности для движения, если при этом необходимы специальные познания для проведения исследования на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей;

в) исследование действий водителей транспортных средств и обстановки ДТП в целях установления:

- какими техническими требованиями Правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель, и как он должен был действовать в сложившейся дорожной ситуации с точки зрения обеспечения безопасности движения;

- технических возможностей водителя совершить в течении определенного промежутка времени действий, предписанных Правилами дорожного движения;

- технической возможности водителя предотвратить ДТП в момент возникновения препятствия или опасности для движения, которые он был в состоянии обнаружить;

- соответствия (несоответствия) действий водителя техническим требованиям Правил дорожного движения;

- причинной связи между действиями (бездействием) водителя при управлении транспортным средством и событием происшествия на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей.

Действия водителя оцениваются с точки зрения техники вождения с учетом технических возможностей управляемого транспортного средства, дорожной обстановки и требований безопасности движения и поэтому требуют специальных познаний. В тех случаях, когда дознаватель, следователь или суд могут дать им оценку, не используя специальные познания, то автотехническая экспертиза не назначается. Например, если водитель управлял транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, то для решения вопроса, нарушил ли он правила безопасности движения, не требуются специальные познания. Эксперт дает действиям водителя только техническую оценку. Вопрос юридической оценки является прерогативой органов следствия и суда. Иногда техническая оценка действий водителя не совпадает с юридической оценкой. Заключение эксперта о недопустимости в конкретных условиях действий водителя, с точки зрения требований безопасности движения, еще не означает виновности водителя. В ходе юридической оценки действий водителя техническая оценка эксперта учитывается в совокупности с субъективной стороной, наличием причинной связи между действиями водителя и наступившими последствиями, данными о личности водителя и т.д. Таким образом, техническая оценка, даваемая экспертом, уже по своему содержанию, чем юридическая оценка, даваемая в последствии органами следствия и суда.

Следователи зачастую недооценивают значение этапа подготовки к назначению автотехнической экспертизы, направляя на экспертизу все имеющиеся у них материалы. При ознакомлении с этими материалами эксперт выясняет, что каких-либо данных не хватает и вынужден сообщать следователю о невозможности проведения экспертного исследования.

Для успешного проведения автотехнической экспертизы необходимо своевременно осуществить ряд следственных действий: осмотр места происшествия, в ходе которого должен быть проведен осмотр транспортного средства и составлена схема места происшествия; допрос свидетелей и водителя. В некоторых случаях проведение экспертизы невозможно без предварительного проведения следственного эксперимента. В этом эксперименте зачастую участвует эксперт, который проводит автотехническую экспертизу.

Если в результате проведения указанных следственных действий не будут установлены конкретные обстоятельства: зафиксированы следы транспортных средств, взаимное расположение машин, повреждения на них, то эксперт не сможет провести автотехническую экспертизу и ответить на вопросы следователя.

Кроме этого, на автотехническую экспертизу должны быть направлены и результаты исследований, проводимых по другим экспертизам (криминалистическим, судебно-медицинской), задача которых, наряду с другими вопросами, выяснить обстоятельства происшествия.

Например, судебно-медицинская экспертиза по дорожно-транспортным происшествиям помимо ответов на вопросы о причинах смерти и характере телесных повреждений может установить, имел ли место переезд человека или телесные повреждения получены в результате удара; в каком положении находился потерпевший в момент наезда.

Одним из главных источников необходимой информации для автотехнической экспертизы является протокол осмотра места происшествия и прилагаемые к нему схемы и фототаблицы. Иногда, во время осмотра места происшествия, не представляется возможным зафиксировать тормозной след, место наезда, что делает невозможным проведение автотехнической экспертизы. В этих случаях следователь должен восполнить данные пробелы в ходе проведения других следственных действий – допроса свидетелей, проведения следственного эксперимента.

Перед назначением экспертизы целесообразна предварительная консультация с экспертом о достаточности собранных материалов и возможностях экспертизы в конкретной ситуации.

Транспортно-трасологическая экспертиза. Такая экспертиза при расследовании дорожно-транспортных происшествий чаще всего назначается для решения вопросов о механизме следообразования на машине при столкновении, наезде, опрокидывании, следов на одежде потерпевшего, следов износа, возникшего в ходе эксплуатации транспортного средства, следов излома узлов и деталей.

Следователя при этом интересуют следующие вопросы:

- последовательность возникновения следов;

- направление приложения сил при образовании следов;

- взаимное расположение объектов во время их контакта (удара, скольжения, разрыва, излома);

- угол, под которым произошло столкновение;

- направление движения автомашины по следам, обнаруженным на проезжей части;

- причины и время износа деталей машины;

- установление тождества машины по отпечаткам протектора, отдельным частям и деталям, отломившимся во время аварии.

ЛИТЕРАТУРА

Андреев, И.С. Курс криминалистики / И.С. Андреев, Г.И. Грамович, Н.И. Порубов; под ред. Н.И. Порубова. – Минск: Вышэйшая школа, 2000. – 335 с.

Возможности судебных экспертиз при расследовании дорожно–транспортных происшествий / Стешиц В.К., Янушко В.И., Ермолович В.Ф., Гурский В.П. – Минск, 1994.

Гурский В.П. Дорожно-транспортные происшествия: методика расследования: Учеб. пособие. Минск, 1992.

Жулев В.И. Предупреждение дорожно–транспортных происшествий. М., 1989.

Зотов Б.Л. Расследование и предупреждение автотранспортных происшествий. М.,1972.

Иванов Г.Е. и др. Подготовка материалов для производства судебной дорожно-транспортной экспертизы. (Пособие для практ. работников). Саратов, 1970.

Нургалиев Б.М. Особенности осмотра места происшествия и возможности судебных экспертиз по делам о столкновениях транспортных средств: Учебное пособие. Караганда, 1993.

Наши рекомендации