Синтаксические упражнения со словарными словами
1. К словам из левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Составьте предложения.
шофер подосиновик медведь сорока комната береза | в лесу в квартире около машины на полянке на дереве под деревом |
2. Составьте предложение с данными словами.
Горизонт, ребята, дорога, береза.
3. Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.
4. составьте предложения с данными словосочетаниями.
Детская одежда, кривая лестница, теплый месяц, удивительный праздник.
5. Замените предложения одним словарным словом. Составьте с этим словарным словом свое предложение.
Центральная площадь Москвы.
Узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду.
Зверек отряда грызунов с длинными ушами.
Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями, кустарником.
Комната для занятий.
6. Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова. Составьте с этими словами свои словосочетания.
Рисунок в книге – … (картинка).
Килограмм – это тысяча … (граммов).
Мать родимая – … (Родина) любимая.
7. Из слов составьте предложение. В словарных словах подчеркните орфограммы.
Огород, растет, в, картофель.
Берлога, зима, в, медведь, спит.
Рыжая, курица, украла, лисица.
Карандаши, убирать, ручки, пенал, надо, в.
8. Выпишите из данных предложений словосочетания со словарным словом. Определите, какое слово от какого зависит. Поставьте вопрос.
В поле стояла кудрявая березка.
Рано утром звонко запел соседский петух.
Мой папа дал объявление в газету.
9. Расположите предложения в определенном порядке, чтобы получился рассказ.
а) В гости иду к моему другу петуху. Встретил еж лисицу. Он пригласил меня. Куда путь держишь? Здравствуй, лисичка-сестричка!
б) Шли долго и очень устали. Она была очень красивая. Когда мы возвращались с вязанкой хвороста, то увидели вербу. Мы пошли на экскурсию. На берегу реки росло много деревьев. Мы с девочками побежали за хворостом для костра.
в) Вдруг Валя вскрикнула: «Ой, крапива! Жжется!»
г) Вдруг едет грузовик: мы попросили шофера подвезти нас к реке. Я сказала: «Наверное, нет красивее этой вербы».
10. Разделите текст на предложения. Каждое предложение прочитайте отдельно. Расставьте знаки препинания. Запишите предложения в соответствии с правилами.
а) Кусты сирени с кистями душистых цветов на фоне темно-зеленых сердцевидных листьев издавна украшают наши сады парки скверы есть города где особенно много сирени так поздней весной серые стены и башни старого Таллинна сливаются с лиловыми цветами сирени больше всего разводят сирень в Финляндии и Норвегии.
б) Летит дятел несет сосновую шишку прилетел и уселся на осину сунул свежую шишку в расщелину осины а старую вытащил клювом и выбросил потом уселся поудобнее оперся на растопыренный хвост и стал долбить шишку выклевывать из нее семена расправился с этой полетел за другой.
в) На этом месте раньше была дремучая тайга теперь здесь вырос город широкие проспекты залиты асфальтом в городе много зелени в центре площади бьет фонтан в городе есть библиотеки музеи театры на берегу построена пристань.
11. Пунктограмма. Восстановите предложение по рисункам.
12. Смоделируйте предложение по схеме (можно во мн. числе).
Кто ___ (что делает?) ____ (когда?) ____ (где? в чем?) ___.
Н а п р и м е р: Медведи спят зимой в берлоге.