Просодические (интонационные) средства и их реализация
Просодические или интонационные средства делятся на:
- тональные,
- тембровые (фонационные),
- количественно-динамические.
Тональные просодические параметры (мелодика) являются основным интонационным средством и связаны с изменениями частоты основного тона. У каждого говорящего свой средний тон речи. Но в некоторых местах синтагмы и фразы говорящий делает повышение или понижение тона.
В русском языке в наиболее компактном виде выделяется шесть основных интонационных конструкций (сокращенно — ИК [ика]). Каждая из них имеет центр — слог, на который падает основное ударение (синтагменное, фразовое или логическое). Выделяются также предцентровая и постцентровая части синтагмы, которые в ряде случаев могут отсутствовать. Например: Наступило лето; Дверь не заперта; Где книга? - Здесь. Предцентровая часть обычно произносится на среднем тоне. Основными различительными признаками ИК являются направление движения тона в центре и уровень тона постцентровой части. Интонационные конструкции можно схематически изобразить линиями движения тона.
ИК-1 —
на звуках центра происходит понижение тона, тон постцентровой части ниже среднего. ИК-1 обычно встречается при выражении завершенности в повествовательном предложении: Поздняя о\сень. Грачи\ улетели, лес\ обнажился, поля\ опустели... (Н. Некрасов) — интонационный центр в примерах отмечен жирным выделением, падение тона в центре показано знаком \ после ударного слога.
ИК-2
звуки центра произносятся в пределах диапазона предцентровой части, на следующем после центра слоге понижение тона ниже среднего уровня. ИК—2 обычно встречается в вопросительных предложениях с вопросительным словом и в предложениях с обращением, волеизъявлением: Куда ты\ идёшь? Серёжа\, там опасно\! Падение тона показано знаком \ после слога, где оно происходит.
У ИК-1 и ИК-2 один и тот же мелодический контур: от среднего тона резкое понижение, а затем тон ниже среднего. Различие в этих ИК в месте падения тона: у ИК-1 оно происходит в центре, а у ИК-2 на следующем после центра слоге. Так, фразы Грачи улетели и Куда ты идёшь? можно произнести с ИК-1: падение тона на выделенном ударением центре ИК — Грачи\ улетели, Куда\ ты идёшь? Эти фразы можно произнести и с ИК-2: падение тона на первом после центра слоге — Грачи у\летели, Куда ты\ идёшь?
ИК-3 —
на звуках центра резко восходящее движение тона, тон постцентровой части ниже среднего. ИК-3 характерна для выражения незавершенности речи. Так, ИК-3 обычно встречается в вопросительных предложениях без вопросительного слова: А/нна\ пьёт сок? Анна пьёт/ сок\? — повышение тона в центре показано знаком / после ударного слога. Типична ИК-3 для неконечной синтагмы во фразе: Когда Каштанка опо/мни\лась, | музыка уже не играла (А. Чехов). Встречается ИК-3 и при обращениях, выражении просьбы: Мари/но\чка, \ позвони/ за\втра. При отсутствии постцентровой части в некоторых случаях наблюдается восходяще-нисходящее движение тона: Ва-ань/\! Иди сюда\. Однако в большинстве подобных случаев тон прерывается на верхнем уровне: Анна пьет сок/? Сдам зачет/| — поеду домой.
ИК-4 —
на звуках центра нисходящее движение тона, тон постцентровой части выше среднего. ИК-4 обычно встречается в неполных вопросительных предложениях с сопоставительным союзом а, в вопросах с оттенком требования: А Ната\ша/? Ваше и\мя/? Фами\ли/я? Повышение тона в постцентровой части может происходить на первом заударном слоге: А Ба\ри/нова? — или на последнем: А Ба\ринова/? — либо равномерно повышаться на всей заударной части. При отсутствии постцентровой части нисходяще-восходящее движение тона происходит на звуках центра: А мы\/?
ИК-5—
имеет два центра: на звуках первого центра восходящее движение тона, на звуках второго центра или на следующем за ним слоге — нисходящее, тон между центрами выше среднего, тон постцентровой части ниже среднего. ИК-5 обычно встречается при выражении высокой степени признака, действия, состояния: Какой/ у неё го\лос? или Какой/ у неё голос\! Как/ она танцу\ет! или Как/ она танцует\! Настоя/щая весна\! ИК-5 часто встречается и в вопросительных предложениях с вопросительным словом: Куда/ ты идёшь\? Какой/ у нее го\лос? ИК-5 может быть и на фразе, состоящей из одного слова с побочным ударением, обычно при выражении эмоции: В`е/ликоле\пно! В`о/ схити\телъно!
ИК-6 —
на звуках центра восходящее движение тона, тон постцентровой части выше среднего. ИК-6 обычно встречается при выражении неожиданного обнаружения высокой степени признака, действия, состояния: Какой компот/ вкусный! Как она танцу/ет! Сколько воды/ набралось! При отсутствии постцентровой части ИК-3 и ИК-6 обычно не различаются, нейтрализуются; ср. Сколько воды/? и Сколько воды/!
Общий уровень тона фонетической синтагмы или фразы может в некоторых случаях сдвигаться вверх или вниз. В связи с этим выделяются:
- средний регистр тона, на котором произносится большинство речевых тактов и фраз: Он такой вялый, грустный, ленивый;
- верхний регистр:Он такой хорошенький, пухленький, курносенький! Он типичен для переспросов: Куда, ты сказал, тебе надо ехать!;
- нижний регистр:Он такой грубый, грязный, хмурый; в нижнем регистре обычно произносятся вставные слова и предложения, сообщающие факультативную информацию: У Саввы, пастуха (он барских пас овец), вдруг убывать овечки стали (И. Крылов); переспросы-припоминания: Как ее зовут? — Как ее зовут? Не знаю. Слова автора, стоящие после прямой речи или внутри нее, обычно отличаются от прямой речи регистром. Так, если прямая речь произнесена в среднем регистре, то слова автора — в нижнем или верхнем: Вот хороший выстрел, — сказал я, обращаясь к графу. — Да, — отвечал он, — выстрел очень замечательный (А. Пушкин).