Образовательные технологии. Информационная лекция
- Информационная лекция.
- Лекция-визуализация.
- Проблемная лекция
- Творческий проект (рецензии).
- Семинар-дискуссия.
- Практическое занятие в форме практикума.
- Практическое занятие в форме презентации.
Самостоятельная работа студентов.
№п/п | Наименование раздела дисциплины | Вид самостоятельной работы | Труд-сть (в академ. часах) |
1. | Русская литература в эпоху религиозно-эстетического возрождения; переход от классического к модернистскому типу художественного творчества(1890-1910) | Чтение источников, конспектирование, подготовка рефератов | |
2. | Русская литература в эпоху революционного творчества жизни. Формирование и литературно-эстетический феномен «советской литературы» (1920-1980) | Чтение источников, конспектирование, подготовка материалов для докладов | |
3. | Литература русского зарубежья | Чтение источников, конспектирование, подготовка к коллоквиуму и тестированию | |
4. | Эпоха русского литературного «воссоединения» и его последствия; русская литература на рубеже XX-XXI веков: состояние и пути эстетической идентификации. | Чтение источников, конспектирование, подготовка к контрольному опросу, подготовка индивидуальных проектов | |
Тематика самостоятельных работ
- Сравнительный анализ поэтической и литературно-критической деятельности французских и русских символистов.
- «Художественный идеализм» в теории и практике «старших символистов».
- «Новое религиозное сознание» в творчестве Д.Мережковского и В.Розанова.
- Тема «жизнетворчества» в литературно-теоретическом творчестве А.Белого.
- Игровое начало в прозе Л.Андреева.
- Романтизм в творчестве русских поэтов и писателей на рубеже XIX и XX веков: сходства и различия.
- Основные тенденции в литературной критике 20-х годов ХХ века.
- Литературно-художественные журналы 900-х годов ХХ века.
- Мифы в русской литературе конца XIX- начала ХХ века.
- Мифотворчество в русской литературе советской эпохи.
- Тема художника в литературе 20-х годов XIX и ХХ века.
- Поэтический театр В.Маяковского и Е.Шварца.
- «Абсурдистские» тенденции в драматургии А.Чехова и обэриутов.
- «Брат Чичиков» в драматургии М.Булгакова и Н.Садур.
- «Бесконфликтность» и категория трагического в советской литературе.
- Типологический анализ основных черт литературно-художественного сознания на рубеже XIX - XX и ХХ-XXI веков.
Компетентностно - ориентированные оценочные средства
Средства оценивания:
Диагностирующий контроль
Тест на знание авторов и текстов изучаемых произведений
Пример тестового задания:
Назовите автора и произведение и ответьте на вопросы.
1) Тело же мертвого старика из Сан-Франциско возвращалось домой, в могилу, на берега Нового Света. Испытав много унижений, много человеческого невнимания, с неделю пространствовав из одного портового сарая в другой, оно снова попало наконец на тот же самый знаменитый корабль, на котором так еще недавно, с таким почетом везли его в Старый Свет. Но теперь уже скрывали его от живых - глубоко спустили в просмоленном гробе в черный трюм. И опять, опять пошел корабль в свой далекий морской путь. Ночью плыл он мимо острова Капри, и печальны были его огни, медленно скрывавшиеся в темном море, для того, кто смотрел на них с острова. Но там, на корабле, в светлых, сияющих люстрами залах, был, как обычно, людный бал в эту ночь.
Был он и на другую, и на третью ночь - опять среди бешеной вьюги, проносившейся над гудевшим, как погребальная месса, и ходившим траурными от серебряной пены горами океаном. Бесчисленные огненные глаза корабля были за снегом едва видны Дьяволу, следившему со скал Гибралтара, с каменистых ворот двух миров, за уходившим в ночь и вьюгу кораблем. Дьявол был громаден, как утес, но громаден был и корабль, многоярусный, многотрубный, созданный гордыней Нового Человека со старым сердцем.
2) К полудню усердие Вощева давало все меньше и меньше земли, он начал уже раздражаться от рытья и отстал от артели; лишь один худой мастеровой работал тише его. Этот задний был угрюм, ничтожен всем телом, пот слабости капал в глину с его мутного
однообразного лица, обросшего по окружности редкими волосами; при подъеме земли на урез котлована он кашлял и вынуждал из себя мокроту, а потом, успокоившись, закрывал глаза, словно желая сна.
-- Козлов!-- крикнул ему Сафронов.-- Тебе опять неможется?
-- Опять,-- ответил Козлов своим бледным голосом ребенка.
-- Наслаждаешься много,-- произнес Сафронов.-- Будем тебя класть спать теперь на столе под лампой, чтоб ты лежал и стыдился.
3)Какое произведение предваряют данные эпиграфы? Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями.Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновениетемное небо смешалось с снежным морем. Всеисчезло.- Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!"Капитанская дочка" И судимы были мертвые по написанному в книгахсообразно с делами своими...4) Название позднего цикла рассказов Бунина, посвященных теме любви.
5) Назовите имена главных героинь романа «Тихий Дон».
2). Текущий контроль:
Таблица 4
№ п\п | Наименование раздела дисциплины | Средства текущего контроля |
1. | Русская литература в эпоху религиозно-эстетического возрождения; переход от классического к модернистскому типу художественного творчества(1890-1910) | Подготовка рефератов по изучаемому периоду |
2. | Русская литература в эпоху революционного творчества жизни. Формирование и литературно-эстетический феномен «советской литературы» (1920-1980) | Контрольная работа, доклады |
3. | Литература русского зарубежья | Коллоквиум, обсуждение полярных оценок истории ХХ века в текстах писателей метрополии и зарубежья в форме «круглого стола». |
4. | Русская литература на рубеже XX-XXI веков: состояние и пути эстетической идентификации. | Контрольный опрос, презентация проектов |
Тематика рефератов
1. Неомифологизм в художественном сознании русских символистов.
2. Комическое и трагическое в творчестве писателей - «сатириконцев».
3. Абсурдизм и экспрессионистская образность в драматургии Л. Андреева.
4. Литературные объединения и салоны первого десятилетия ХХ века.
5. Концепция «новой красоты» в творчестве символистов.
6. Новое понимание проблемы гуманизма художественным сознанием начала ХХ века.
7. «Поток сознания» в русской литературе начала ХХ века.
8. Литературная сказка 20-х годов ХХ века.
9. «Литературные гнезда» русского зарубежья.
10. «Парижская нота» и ее роль в поэзии русского литературного зарубежья.
11. Жизнетворческая утопия и антиутопия в русской литературе первой трети ХХ века.
12. Романтизм Александра Грина.
13. Тема творчества в «русских» романах Вл. Набокова.
14. Тема мировой культуры в поэмном творчестве А. Ахматовой («У самого моря», «Путем всея земли», «Поэма без героя»).
15. Типология конфликта в романе о революции («Города и годы» К. Федина, «Белая гвардия» М. Булгакова, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Сивцев Вражек» М. Осоргина).
16. Традиции Л. Толстого в романе о гражданской войне.
17. Литературный феномен сборников «Как мы пишем».
18. Эстетика «орнаментальной» прозы.
19. Пушкинская тема в творчестве русских писателей начала ХХ века.
20. Тип повествования в прозе В.Розанова.
21. «Социалистический реализм» в теории и художественной практике.
22. «Теория бесконфликтности» в советской литературе: истоки и формы художественного выражения.
23. Эстетический феномен «деревенской прозы».
24. Этическая проблематика прозы Ю.Трифонова.
25. Жанр притчи в советской повести 1970-х годов.
26. Художественное своеобразие поэзии советских бардов.
27. Дискуссии о постмодернизме в критике 1990-х годов ХХ века.
28. Эстетические новации в постмодернистской поэзии.
29. Основные признаки русского постмодернистского романа.
3) Промежуточная аттестация: экзамен
Образцы контрольных вопросов
- Жанровая динамика и проблема героя в литературе первых послеоктябрьских лет.
- «Мир искусства» и его роль в развитии художественной культуры начала ХХ века.
- Жанровое своеобразие поэзии В.Маяковского в советскую эпоху.
- «Музыка революции» в поэме А.Блока «Двенадцать».
- Музыкальный принцип организации повествования в романе А.Белого «Пертербург».
- Миф о «сеятеле» в поэзии Вл. Ходасевича.
- Мотивная символика в романе Б.Пильняка «Голый год».
- «Роман о романе» в Мастере и Маргарите М.Булгакова.
- Тема язычества в русской литературе рубежа XIX и ХХ веков.
- Художественная деталь в лирике А.Ахматовой.
Образцы вопросов для подготовки к экзаменам
- ОБЪЯСНИТЕ НЕОБХОДИМОСТЬ «МИСТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ» В «НОВОМ» ИСКУССТВЕ РА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ.
- РАСКРОЙТЕ СМЫСЛ МИСТИКО-ФАНТАСТИЧЕСКОЙ СУДЬБЫ ХУДОЖНИКА В РОМАНЕ В.ПЕЛЕВИНА «Т»
- ФОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОЙ ЖИЗНИ В РУССКОМ ЗАРУБЕЖЬЕ.
- ФУНКЦИЯ МИФА О ХУДОЖНИКЕ В ПОЭМЕ М.ЦВЕТАЕВОЙ «КРЫСОЛОВ».
- “ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА” И ЕЕ РОЛЬ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОЙ НАУКЕ 20-Х ГОДОВ.
- ОБРАЗ “НОВОГО ЧЕЛОВЕКА” И ЗЕРКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ В РОМАНЕ Ю.ОЛЕШИ “ЗАВИСТЬ”.
- “СКАЗОВЫЙ” ТИП ПОВЕСТВОВАНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ 20-Х ГОДОВ.
- РОЛЬ ЭПИГРАФОВ И ОБРАЗ ИСТОРИЧЕСКОГО РЕМЕНИ В РОМАНЕ М.БУЛГАКОВА “БЕЛАЯ ГРВАРДИЯ”.
- ЭПИЧЕСКЕ И ЛИРИЧЕСКОЕ В ПОЭЗИИ ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ.
- СТИХИЙНО-РОМАНТИЧЕСКОЕ И АПОКАЛИПТИЧЕСКОЕ МИРОВОСПРИЯТИЕ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПОСЛЕОКТЯБРЬСКОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ.
- ТРАГИЧЕСКОЕ В РОМАНЕ М. ШОЛОХОВА “ТИХИЙ ДОН”.
- ОБРАЗ МЕТЕЛИ В РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ И МОДЕРНИСТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
- ЛИРИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ И ФОРМЫ ЕГО ВЫРАЖЕНИЯ В «АНТОНОВСКИХ ЯБЛОКАХ» И.БУНИНА.
Образец экзаменационного задания: