Образовательные технологии. Информационная лекция

  • Информационная лекция.
  • Лекция-визуализация.
  • Проблемная лекция
  • Творческий проект (рецензии).
  • Семинар-дискуссия.
  • Практическое занятие в форме практикума.
  • Практическое занятие в форме презентации.

Самостоятельная работа студентов.

№п/п Наименование раздела дисциплины Вид самостоятельной работы Труд-сть (в академ. часах)
1. Русская литература в эпоху религиозно-эстетического возрождения; переход от классического к модернистскому типу художественного творчества(1890-1910) Чтение источников, конспектирование, подготовка рефератов
2. Русская литература в эпоху революционного творчества жизни. Формирование и литературно-эстетический феномен «советской литературы» (1920-1980) Чтение источников, конспектирование, подготовка материалов для докладов
3. Литература русского зарубежья Чтение источников, конспектирование, подготовка к коллоквиуму и тестированию
4. Эпоха русского литературного «воссоединения» и его последствия; русская литература на рубеже XX-XXI веков: состояние и пути эстетической идентификации. Чтение источников, конспектирование, подготовка к контрольному опросу, подготовка индивидуальных проектов
     

Тематика самостоятельных работ

  1. Сравнительный анализ поэтической и литературно-критической деятельности французских и русских символистов.
  2. «Художественный идеализм» в теории и практике «старших символистов».
  3. «Новое религиозное сознание» в творчестве Д.Мережковского и В.Розанова.
  4. Тема «жизнетворчества» в литературно-теоретическом творчестве А.Белого.
  5. Игровое начало в прозе Л.Андреева.
  6. Романтизм в творчестве русских поэтов и писателей на рубеже XIX и XX веков: сходства и различия.
  7. Основные тенденции в литературной критике 20-х годов ХХ века.
  8. Литературно-художественные журналы 900-х годов ХХ века.
  9. Мифы в русской литературе конца XIX- начала ХХ века.
  10. Мифотворчество в русской литературе советской эпохи.
  11. Тема художника в литературе 20-х годов XIX и ХХ века.
  12. Поэтический театр В.Маяковского и Е.Шварца.
  13. «Абсурдистские» тенденции в драматургии А.Чехова и обэриутов.
  14. «Брат Чичиков» в драматургии М.Булгакова и Н.Садур.
  15. «Бесконфликтность» и категория трагического в советской литературе.
  16. Типологический анализ основных черт литературно-художественного сознания на рубеже XIX - XX и ХХ-XXI веков.

Компетентностно - ориентированные оценочные средства

Средства оценивания:

Диагностирующий контроль

Тест на знание авторов и текстов изучаемых произведений

Пример тестового задания:

Назовите автора и произведение и ответьте на вопросы.

1) Тело же мертвого старика из Сан-Франциско возвращалось домой, в могилу, на берега Нового Света. Испытав много унижений, много человеческого невнимания, с неделю пространствовав из одного портового сарая в другой, оно снова попало наконец на тот же самый знаменитый корабль, на котором так еще недавно, с таким почетом везли его в Старый Свет. Но теперь уже скрывали его от живых - глубоко спустили в просмоленном гробе в черный трюм. И опять, опять пошел корабль в свой далекий морской путь. Ночью плыл он мимо острова Капри, и печальны были его огни, медленно скрывавшиеся в темном море, для того, кто смотрел на них с острова. Но там, на корабле, в светлых, сияющих люстрами залах, был, как обычно, людный бал в эту ночь.

Был он и на другую, и на третью ночь - опять среди бешеной вьюги, проносившейся над гудевшим, как погребальная месса, и ходившим траурными от серебряной пены горами океаном. Бесчисленные огненные глаза корабля были за снегом едва видны Дьяволу, следившему со скал Гибралтара, с каменистых ворот двух миров, за уходившим в ночь и вьюгу кораблем. Дьявол был громаден, как утес, но громаден был и корабль, многоярусный, многотрубный, созданный гордыней Нового Человека со старым сердцем.

2) К полудню усердие Вощева давало все меньше и меньше земли, он начал уже раздражаться от рытья и отстал от артели; лишь один худой мастеровой работал тише его. Этот задний был угрюм, ничтожен всем телом, пот слабости капал в глину с его мутного

однообразного лица, обросшего по окружности редкими волосами; при подъеме земли на урез котлована он кашлял и вынуждал из себя мокроту, а потом, успокоившись, закрывал глаза, словно желая сна.

-- Козлов!-- крикнул ему Сафронов.-- Тебе опять неможется?

-- Опять,-- ответил Козлов своим бледным голосом ребенка.

-- Наслаждаешься много,-- произнес Сафронов.-- Будем тебя класть спать теперь на столе под лампой, чтоб ты лежал и стыдился.

3)Какое произведение предваряют данные эпиграфы? Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями.Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновениетемное небо смешалось с снежным морем. Всеисчезло.- Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!"Капитанская дочка" И судимы были мертвые по написанному в книгахсообразно с делами своими...

4) Название позднего цикла рассказов Бунина, посвященных теме любви.

5) Назовите имена главных героинь романа «Тихий Дон».

2). Текущий контроль:

Таблица 4

№ п\п Наименование раздела дисциплины Средства текущего контроля
1. Русская литература в эпоху религиозно-эстетического возрождения; переход от классического к модернистскому типу художественного творчества(1890-1910) Подготовка рефератов по изучаемому периоду
2. Русская литература в эпоху революционного творчества жизни. Формирование и литературно-эстетический феномен «советской литературы» (1920-1980) Контрольная работа, доклады
3. Литература русского зарубежья   Коллоквиум, обсуждение полярных оценок истории ХХ века в текстах писателей метрополии и зарубежья в форме «круглого стола».
4. Русская литература на рубеже XX-XXI веков: состояние и пути эстетической идентификации. Контрольный опрос, презентация проектов

Тематика рефератов

1. Неомифологизм в художественном сознании русских символистов.

2. Комическое и трагическое в творчестве писателей - «сатириконцев».

3. Абсурдизм и экспрессионистская образность в драматургии Л. Андреева.

4. Литературные объединения и салоны первого десятилетия ХХ века.

5. Концепция «новой красоты» в творчестве символистов.

6. Новое понимание проблемы гуманизма художественным сознанием начала ХХ века.

7. «Поток сознания» в русской литературе начала ХХ века.

8. Литературная сказка 20-х годов ХХ века.

9. «Литературные гнезда» русского зарубежья.

10. «Парижская нота» и ее роль в поэзии русского литературного зарубежья.

11. Жизнетворческая утопия и антиутопия в русской литературе первой трети ХХ века.

12. Романтизм Александра Грина.

13. Тема творчества в «русских» романах Вл. Набокова.

14. Тема мировой культуры в поэмном творчестве А. Ахматовой («У самого моря», «Путем всея земли», «Поэма без героя»).

15. Типология конфликта в романе о революции («Города и годы» К. Федина, «Белая гвардия» М. Булгакова, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Сивцев Вражек» М. Осоргина).

16. Традиции Л. Толстого в романе о гражданской войне.

17. Литературный феномен сборников «Как мы пишем».

18. Эстетика «орнаментальной» прозы.

19. Пушкинская тема в творчестве русских писателей начала ХХ века.

20. Тип повествования в прозе В.Розанова.

21. «Социалистический реализм» в теории и художественной практике.

22. «Теория бесконфликтности» в советской литературе: истоки и формы художественного выражения.

23. Эстетический феномен «деревенской прозы».

24. Этическая проблематика прозы Ю.Трифонова.

25. Жанр притчи в советской повести 1970-х годов.

26. Художественное своеобразие поэзии советских бардов.

27. Дискуссии о постмодернизме в критике 1990-х годов ХХ века.

28. Эстетические новации в постмодернистской поэзии.

29. Основные признаки русского постмодернистского романа.

3) Промежуточная аттестация: экзамен

Образцы контрольных вопросов

  1. Жанровая динамика и проблема героя в литературе первых послеоктябрьских лет.
  2. «Мир искусства» и его роль в развитии художественной культуры начала ХХ века.
  3. Жанровое своеобразие поэзии В.Маяковского в советскую эпоху.
  4. «Музыка революции» в поэме А.Блока «Двенадцать».
  5. Музыкальный принцип организации повествования в романе А.Белого «Пертербург».
  6. Миф о «сеятеле» в поэзии Вл. Ходасевича.
  7. Мотивная символика в романе Б.Пильняка «Голый год».
  8. «Роман о романе» в Мастере и Маргарите М.Булгакова.
  9. Тема язычества в русской литературе рубежа XIX и ХХ веков.
  10. Художественная деталь в лирике А.Ахматовой.

Образцы вопросов для подготовки к экзаменам

  1. ОБЪЯСНИТЕ НЕОБХОДИМОСТЬ «МИСТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ» В «НОВОМ» ИСКУССТВЕ РА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ.
  2. РАСКРОЙТЕ СМЫСЛ МИСТИКО-ФАНТАСТИЧЕСКОЙ СУДЬБЫ ХУДОЖНИКА В РОМАНЕ В.ПЕЛЕВИНА «Т»
  3. ФОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОЙ ЖИЗНИ В РУССКОМ ЗАРУБЕЖЬЕ.
  4. ФУНКЦИЯ МИФА О ХУДОЖНИКЕ В ПОЭМЕ М.ЦВЕТАЕВОЙ «КРЫСОЛОВ».
  5. “ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА” И ЕЕ РОЛЬ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОЙ НАУКЕ 20-Х ГОДОВ.
  6. ОБРАЗ “НОВОГО ЧЕЛОВЕКА” И ЗЕРКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ В РОМАНЕ Ю.ОЛЕШИ “ЗАВИСТЬ”.
  7. “СКАЗОВЫЙ” ТИП ПОВЕСТВОВАНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ 20-Х ГОДОВ.
  8. РОЛЬ ЭПИГРАФОВ И ОБРАЗ ИСТОРИЧЕСКОГО РЕМЕНИ В РОМАНЕ М.БУЛГАКОВА “БЕЛАЯ ГРВАРДИЯ”.
  9. ЭПИЧЕСКЕ И ЛИРИЧЕСКОЕ В ПОЭЗИИ ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ.
  10. СТИХИЙНО-РОМАНТИЧЕСКОЕ И АПОКАЛИПТИЧЕСКОЕ МИРОВОСПРИЯТИЕ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПОСЛЕОКТЯБРЬСКОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ.
  11. ТРАГИЧЕСКОЕ В РОМАНЕ М. ШОЛОХОВА “ТИХИЙ ДОН”.
  12. ОБРАЗ МЕТЕЛИ В РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ И МОДЕРНИСТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
  13. ЛИРИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ И ФОРМЫ ЕГО ВЫРАЖЕНИЯ В «АНТОНОВСКИХ ЯБЛОКАХ» И.БУНИНА.

Образец экзаменационного задания:

Наши рекомендации