Место дисциплины в структуре ОП магистра

Дисциплина входит в факультативную составляющую ОП магистратуры.

Дисциплина адресована студентам 2 курса, направление подготовки «История», программа «Историко-культурное наследие и развитие современной музеологии» и читается в 3 семестре 2 года обучения.

Общая трудоемкость дисциплины «Научно-исследовательский семинар» составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

Изучению курса предшествуют следующие дисциплины: «Междисциплинарные подходы в современной исторической науке», «История музейного дела в России и за рубежом», «Музей как информационный ресурс для историка» – профессиональный блок базовой части, вариативной части, дисциплины по выбору.

Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:

Общекультурные компетенции:

способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу (ОК-1);

Общепрофессиональные компетенции:

готовность к коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке РФ и иностранном языке для решения профессиональной деятельности (ОПК–1).

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар» 46.04.01.06 Историко-культурное наследие и развитие современной музеологии

В научно-исследовательской деятельности:

ПК1 – способность к подготовке и проведению научно-исследовательских работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры.

ПК5 – способностью к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций.

в культурно-просветительской деятельности:

ПК 13 – способностью к осуществлению историко-культурных и историко-краеведческих функций в деятельности организаций и учреждений (архивы, музеи).

В результате освоения дисциплины«Научно-исследовательский семинар», обучающийся должен:

Знать: основы знания о научном исследовании;

- состояние и основные современные тенденции исторической науки;

Уметь: свободно ориентироваться в литературе по теме своего научного исследования;

- применить полученные знания в области музейного дела в своей дальнейшей деятельности;

- написать научную статью.

Владеть: понятийным аппаратом исторической науки,

- навыками анализа специальной литературы;

-навыками ораторского искусства;

- навыками научной дискуссии и презентации своих исследовательских результатов.

Успешное освоение дисциплины позволяет написать и защитить магистерскую диссертацию.

Программа научно-исследовательского семинара построена в виде двух взаимосвязанных, самостоятельных модулей.

Место дисциплины в структуре ОП магистра - student2.ru Модуль 1. Теория выполнения научной работы   Модуль 2. Практика выполнения научных работ

В первом модуле у магистрантов формируются теоретические представления, знания магистранта о научном исследовании.

Задачей работы студента в течение второго модуля является работа над магистерской диссертацией, основную часть которой составляют аналитический обзор, сбор данных и написание содержательной части работы. Студенты завершают работу над магистерской работой и готовят презентацию для ее предзащиты. Предзащита диссертации проводится на семинаре с участием преподавателей кафедры, приглашенных ведущих музейных научных работников из Национального музея УР им. К. Герда (г. Ижевск).

Содержание дисциплины

Темы и их аннотации

Тематический план занятий (9 часов)

Занятие 1 (2 часа).Вводное. Цель и задачи научно-исследовательского семинара. Магистерская диссертация (объем, основные части и требования к тексту). Структура и этапы научно-исследовательской работы.

Виды научных публикаций.Цель, задачи, объект, предмет и методологическая база научного исследования. Выступление магистранта с презентацией своей темы (5 минут).

Технология написания статьи по результатам исследования.

Основные разделы научной статьи. Аннотация. Введение и постановка проблемы исследования. Обоснование логики статьи. Выводы.

Занятие 2 (2 часа). Справочно-библиографический аппарат. Виды ссылок и сносок.Составление и презентация библиографического списка литературы по теме своего исследования. Требования и правила ГОСТ 7.1-2003.

Технология публичного выступления (на конференции, научном семинаре). Обязательные части речи, хронометраж выступления.Этические нормы ученого.

Занятие 3 (2 часа). Введение как часть магистерской диссертацией, его составные части (актуальность темы, цель и задачи исследования, источники, структура, методы исследования, объект и предмет исследования).

Основная часть исследования. Логика, взаимосвязь, структура текста.

Занятие 4 (2 часа).Заключение. Итоги научно-исследовательской работы, выводы.

Приложение к магистерской диссертации (виды и формы). Тексты, таблицы, графика, диаграммы, фотографии: техника, методические приемы.

Реферат к магистерской диссертации. Структура, объем, требования, основные части. Оформление реферата.

Занятие 5 (1 час).Аннотации к научным статьям на иностранном языке. Основные требования.Презентация и обсуждение итогов исследования магистранта.

Наши рекомендации