Место дисциплины в структуре ОП магистра
Дисциплина входит в факультативную составляющую ОП магистратуры.
Дисциплина адресована студентам 2 курса, направление подготовки «История», программа «Историко-культурное наследие и развитие современной музеологии» и читается в 3 семестре 2 года обучения.
Общая трудоемкость дисциплины «Научно-исследовательский семинар» составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
Изучению курса предшествуют следующие дисциплины: «Междисциплинарные подходы в современной исторической науке», «История музейного дела в России и за рубежом», «Музей как информационный ресурс для историка» – профессиональный блок базовой части, вариативной части, дисциплины по выбору.
Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:
Общекультурные компетенции:
способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу (ОК-1);
Общепрофессиональные компетенции:
готовность к коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке РФ и иностранном языке для решения профессиональной деятельности (ОПК–1).
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар» 46.04.01.06 Историко-культурное наследие и развитие современной музеологии
В научно-исследовательской деятельности:
ПК1 – способность к подготовке и проведению научно-исследовательских работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры.
ПК5 – способностью к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций.
в культурно-просветительской деятельности:
ПК 13 – способностью к осуществлению историко-культурных и историко-краеведческих функций в деятельности организаций и учреждений (архивы, музеи).
В результате освоения дисциплины«Научно-исследовательский семинар», обучающийся должен:
Знать: основы знания о научном исследовании;
- состояние и основные современные тенденции исторической науки;
Уметь: свободно ориентироваться в литературе по теме своего научного исследования;
- применить полученные знания в области музейного дела в своей дальнейшей деятельности;
- написать научную статью.
Владеть: понятийным аппаратом исторической науки,
- навыками анализа специальной литературы;
-навыками ораторского искусства;
- навыками научной дискуссии и презентации своих исследовательских результатов.
Успешное освоение дисциплины позволяет написать и защитить магистерскую диссертацию.
Программа научно-исследовательского семинара построена в виде двух взаимосвязанных, самостоятельных модулей.
Модуль 1. Теория выполнения научной работы | Модуль 2. Практика выполнения научных работ |
В первом модуле у магистрантов формируются теоретические представления, знания магистранта о научном исследовании.
Задачей работы студента в течение второго модуля является работа над магистерской диссертацией, основную часть которой составляют аналитический обзор, сбор данных и написание содержательной части работы. Студенты завершают работу над магистерской работой и готовят презентацию для ее предзащиты. Предзащита диссертации проводится на семинаре с участием преподавателей кафедры, приглашенных ведущих музейных научных работников из Национального музея УР им. К. Герда (г. Ижевск).
Содержание дисциплины
Темы и их аннотации
Тематический план занятий (9 часов)
Занятие 1 (2 часа).Вводное. Цель и задачи научно-исследовательского семинара. Магистерская диссертация (объем, основные части и требования к тексту). Структура и этапы научно-исследовательской работы.
Виды научных публикаций.Цель, задачи, объект, предмет и методологическая база научного исследования. Выступление магистранта с презентацией своей темы (5 минут).
Технология написания статьи по результатам исследования.
Основные разделы научной статьи. Аннотация. Введение и постановка проблемы исследования. Обоснование логики статьи. Выводы.
Занятие 2 (2 часа). Справочно-библиографический аппарат. Виды ссылок и сносок.Составление и презентация библиографического списка литературы по теме своего исследования. Требования и правила ГОСТ 7.1-2003.
Технология публичного выступления (на конференции, научном семинаре). Обязательные части речи, хронометраж выступления.Этические нормы ученого.
Занятие 3 (2 часа). Введение как часть магистерской диссертацией, его составные части (актуальность темы, цель и задачи исследования, источники, структура, методы исследования, объект и предмет исследования).
Основная часть исследования. Логика, взаимосвязь, структура текста.
Занятие 4 (2 часа).Заключение. Итоги научно-исследовательской работы, выводы.
Приложение к магистерской диссертации (виды и формы). Тексты, таблицы, графика, диаграммы, фотографии: техника, методические приемы.
Реферат к магистерской диссертации. Структура, объем, требования, основные части. Оформление реферата.
Занятие 5 (1 час).Аннотации к научным статьям на иностранном языке. Основные требования.Презентация и обсуждение итогов исследования магистранта.