Как привить любовь к аудиосказкам?

Как приучить ребенка слушать аудиокниги?

У моего старшего сына – отличная память, огромный словарный запас, живая и непринужденная речь.

Его любимые разговоры – пересказ понравившихся книг, мультфильмов и фильмов. Признаться, порой, после часового непрерывного повествования слушать Витины истории становится уже почти утомительно, но всегда очень интересно: словно какой-то спектакль слушаешь. Это звучит примерно так: «… и тут раздался ужасающий шум! И Ёжик вздрогнул от неожиданности. На стене показалась огромная приближающаяся тень… На Ёжика наступала стремительно Железная Няня…» и примерно в таком духе.

Огромная заслуга в таком Витином таланте рассказчика – это любовь к аудиокнигам-сказкам, которую нам удалось привить детям. Я хочу поделиться нашим опытом, как это получилось.

Зачем нужны аудиосказки?

Действительно, хороший вопрос. В наше прогрессивное время, эпоху «клипового сознания» можно ли ограничиваться всего лишь одним каналом восприятия — слуховым? Я скажу, что даже порой нужно! Смотреть телевизор, даже мультфильмы – это значит — потреблять готовую легкоусваемую информацию. Думать особо тут не надо – все покажут и расскажут. Сиди и развлекайся.

Слушая аудиосказки, надо себе все представить: тогда в уме ребенка возникают образы. Вот и развивается фантазия с воображением. А как выглядит Золушка? Голос, слова, пение помогают нарисовать в уме свой собственный портрет героини.

Ребенок учится слушать – тренируется его слуховое восприятие. Он волей-неволей сначала начинает прислушиваться к сказке, потом, со временем, слушает уже осознанно. Таким образом малыш учится концентрировать свое внимание. Еще бы — отвлекся на мгновение – и ты уже потерял нить повествования. Умение сосредоточенно слушать – полезный навык, который пригодится в школе и не только.

Помню завороженное лицо двухлетнего Вити… Он слушает эпизод из «Бременских музыкантов», когда Трубадур и компания обнаружили избушку лесных разбойников: «Они осторожно приблизились к окну и заглянули внутрь…».

Или Сеня в том же возрасте, услышав начало из той же сказки: «Однажды утром по дороге, ведущей в королевский замок…», тычет пальчиком на игрушечный замок, стоящий у нас на полке: «Вот замок! Вот замок!».

И несмотря на , аудиосказки не приковывают ребенка к экрану. Слушая аудиосказки, можно рисовать, лепить, строить башню из кубиков, собирать пазлы, вышивать, танцевать и прыгать на одной ножке – в зависимости от развития сюжета.

Я заметила, что после прослушивания аудиосказок мои дети более спокойные, умиротворенные. Если же досуг был занят мультфильмами, то мальчишки становятся какими-то дерганными, возбужденными. И это при том, что в нашем репертуаре – только добрые мультики.

Все равно завершение просмотра чаще всего сопровождается скандалом на тему «Ну включи еще один!!!». После таких истерик хочется вообще убрать мультфильмы с детских глаз долой.

Аудиосказки развивают речь. Это настоящее спасение для родителей, воспитывающих своих детей зарубежом! Мы живем изолировано. Вся русская речь, которую слышат наши дети – от нас, из книг, мультфильмов и аудиосказок.

Как бы разнообразно ни говорили бы родители, все равно у каждого свой стиль речи, свой набор лексики. Аудиосказки расширяют эти границы.

Полюбившиеся истории ребенок слушает не раз, со временем он хочет повторить весь текст: слово в слово, подражая даже интонации героя. Хорошие аудиосказки озвучены профессиональными актерами, поэтому такие примеры для подражания даже полезны.

Я до сих пор читаю «Дядю Степу» почти как сам Сергей Михалков, потому что в детстве это была моя любимая пластинка – именно в исполнении автора. Ну, и, конечно, я до сих пор помню наизусть процентов 99 всей поэмы.

Развитие памяти – следующий плюс от прослушивания сказок.

Как правило, если ребенок полюбил какую-то аудиосказку, то единственным прослушиванием он не обойдется! ))) Будет слушать и второй раз, и третий, и десятый. Тут уж кто угодно всю сказку наизусть выучит: даже мама, которая слушает запись урывками между шинкованием капусты на кухне и вытиранием пыли в гостинной.

Ну и наконец, аудиосказки – это источник знаний!

Витя очень полюбил аудиоэнциклопедии про Чевостика. Этот забавный человечек стал любимым героем и у Витиных друзей. Всего в серии 46 выпусков на различные темы: о животных, науке, культуре, истории! Чевостик живет на книжной полке у Дяди Кузи – умного и образованного ученого. Они вместе путешествуют, наблюдают за животными, звездами, природными явлениями. Их рассказы так захватывают, что, признаться, я сама порой «зависаю» над каким-нибудь эпизодом. А сколько всего интересного мы узнали оттуда!

Как привить любовь к аудиосказкам?

Часто можно услышать от родителей: «Мой ребенок не аудиал – не воспринимает он информацию на слух!».

Я думаю, что приучить слушать сказки все-таки можно. Навык этот нужно тренировать, вводить в привычку.

Итак, как же приучить малыша к аудиосказкам?

Для детей до 2х лет метод прост: надо почаще включать детские песни, потешки, стихи и сказки для маленьких.

Для деток постарше можно попробовать следующее:

Совет 1.

Выключите мультфильмы и телевизор вообще. Это самый главный и основной совет. Это 90% успеха!

Вспомним наше счастливое детство, когда телевизоры были не в каждой семье. А если и были, то программа передач оставляла желать лучшего.

Мы выдумывали игры из ничего! Многие рассказывают, как часами слушали пластинки со сказками и мюзиклами.

Без мультфильмов у ребенка не останется никакого выбора, аудиосказки вскоре станут таким же развлечением. Только это развлечение гораздо полезнее и безопаснее.

Совет 2.

Начните с известных ребенку сказок.

А вот тут мультфильмы нам пригодятся! Витя сначала полюбил мультфильм «Бременские музыканты», а потом я стала включать аудиоверсию этого произведения. Достаточно пару раз показать мультфильм, а потом уже переходить к записям.

Кстати, как раз «Бременские музыканты» отлично подходят для этого трюка. Единственный недостаток – мультфильм длинный.

Кроме «Бременских музыкантов» и «В погоне за бременскими музыкантами» аудиоверсий известных мультфильмов много:

«Голубой щенок»,

«Винни-Пух»,

«Карлсон, который живет на крыше»,

«Волк и семеро козлят на новый лад»,

«38 попугаев»,

«В порту»,

«Айболит»,

«Остров сокровищ»,

«Приключение Капитана Врангеля»,

«Паровозик из Ромашково»,

«Дед Мороз и лето»,

«Двенадцать месяцев»,

«Кошкин дом»,

«Умка»,

«Невероятные приключения Буратино» — аудиоверсия известного фильма.

Есть даже аудиосказки «Смешарики»!

Наверняка список еще можно продолжить. Попробуйте поискать аудиоверсию любимого мультфильма вашего малыша. Если это советский мультик, то наверняка есть его аудио-братец.

После аудиоверсий мультфильмов можно переходить к аудиоверсиям любимых книжек. Читаете Агнию Барто? В свободное от чтения время можно включить стихи и песенки из серии «Игрушки» — там тоже про Таню, которая плачет, только с песнями и плясками.

Главное – поймать эту волну: когда ребенок очень любит читать какое-нибудь произведение. Услышав из динамиков знакомые строчки, он безусловно узнает любимые стихи, прислушается, улыбнется.

Именно поэтому стихи подходят лучше, чем проза – ведь прозу можно пересказать близко к тексту, адаптировать к радиопостановке, а стихи актеры уж точно будут читать без изменений текста. Какие стихи можно поискать в записи? Кроме Барто, много стихов Чуковского, Михалкова, Заходера, Хармса, Маршака, Берестова…

Совет 3.

Включайте аудиосказки фоном.

Не обязательно объявлять ребенку: «А теперь слушай сказку!». Достаточно включить запись просто так. Пусть в это время вы будете заняты приготовлением обеда, ребенок сидит с вами рядом и рисует. А фоном играет сказка.

Конечно, тогда вам самим придется тоже чуть-чуть полюбить слушать сказки. Иногда мои дети протестуют, когда я хочу послушать Аллу Пугачеву. Витя тут же требует включить ему аудиоэнциклопедию «Чевостик», а Сеня – сказку «Колобок»… Хорошо, что в доме есть еще плеер. Но даже без плеера я готова порой променять и Пугачеву, и Мадонну на серию Чевостика «Занимательная химия» с «Колобком» впридачу. После совместного прослушивания можно обсудить историю с детьми.

Совет 4.

Предоставьте ребенку выбор.

Сегодня в интернете можно найти сказки на любой вкус: записи с советских пластинок и с современных дисков, инсценировки или аудиокниги. Сказки можно слушать в режиме онлайн или сохранить себе на диск. Аудиосказок должно быть много: никто никогда не предугадает, что может понравиться вашему малышу. Витя в трехлетнем возрасте неожиданно полюбил «Буратино». Но не известную музыкальную инсценировку с песнями из фильма, а книгу, рассказанную одной актрисой нудным (!) голосом.

Последнее неожиданное предпочтение – рассказы Виталия Бианки о природе, тоже прочитанные одним диктором. Сеня из всех сказок очень полюбил одну версию «Колобка», именно с песнями.

Словом, никогда не знаешь, что вдруг «зацепит» ребенка. Его пристрастия непредсказуемы!

Совет 5.

Включайте аудиосказки в машине.

Поездка в машине – идеальная ситуация для аудиосказки. Хочешь-не хочешь, а слушаешь). Интересный сюжет, мелодичные песни, приятные голоса – в следующий раз малыш сам попросит «ту самую сказку». Ну а родителям придется пожертвовать своими интересами: отключить на время любимую радиостанцию…

Совет 6.

Включайте аудиосказки в наушниках в нестандартных ситуациях: во время поездки в общественном транспорте, в очереди.

Нам часто приходится пользоваться общественным транспортом – трамваем, автобусом, электричкой. Арсений – очень активный ребенок. Путешествия с ним превращаются для родителей в целый аттракцион, что-то вроде «Удержи меня, если сможешь!». За все время, как мы стали невольными участниками этой игры, выработалось несколько способов успокоить раздухаренного Сеню:

  1. Вкусная еда.
  2. Интересная книжка.
  3. Увлекательная сказка или музыка на плеере.

Однако здесь надо быть очень осторожными! Мнение врачей единогласно – наушники так или иначе оказывают влияние на слух человека. Природой заложено так, что человеческое ухо воспринимает звуки определнной частоты. Сильный шум убивает сенсорные волосковые клетки, которые находятся во внутреннем ухе. Эти клетки не восстанавливаются, так же, как и любые другие нервные клетки. Именно поэтому детские ушки следует беречь от громких звуков – так что пускай уровень громкости в наушниках будет на минимуме.

Особенно опасны наушники, которые вставляются в ушной канал — звук, идущий из наушника прямиком в ушной канал уже искажает естественный процесс восприятия звука. Структуры наружнего или среднего уха перестают правильно передавать звуковой сигнал во внутреннее ухо. В результате снижается слух.

Пускай этот совет будет применяться на начальном этапе, когда вы действительно хотите приучить ребенка слушать аудиосказки. В дальнейшем без острой необходимости наушниками пользоваться, все же, не стоит…

Совет 7.

Включайте иногда аудиосказки во время засыпания.

Конечно, это должны быть спокойные сказки, подходящие к роли «колыбельных». Засыпание – отличная обстановка, располагающая к слушанию.

Наши рекомендации