Памяти ученика Карла Линнея 3 страница
— Может, тебе тоже начать сочинять музыку? — с довольным видом спросил отец, но Давид покачал головой.
— Ни за что! — ответил он так, будто отец предложил ему что-то невозможное.
— А как же ты придумал эту мелодию?
— Это не я придумал…
Папа внимательно посмотрел на него — он не совсем понял, что Давид имел в виду.
— Конечно, эта музыка была почти готова, — сказал он, — и я много раз играл ее, но припев… как тебе это удалось?
— Я не знаю… Он просто звучал у меня в голове, вот и все.
Давид стоял с рассеянным видом. Так было всегда, когда он не хотел продолжать разговор.
Отец нашел нотную бумагу и начал записывать. Давид все не уходил. Отец с нежностью и благодарностью посмотрел на него, и Давид ответил таким же, полным любви, взглядом. Ему очень хотелось рассказать, откуда взялась эта мелодия, но все было слишком непонятно и странно. Настолько странно, что он и сам боялся об этом думать. Ведь песню напевал женский голос в его сне. Возможно, Давид и не вспомнил бы эту мелодию. Но когда услышал, сразу узнал ее. Это же просто невероятно! Ни с того ни с сего папа заиграл мелодию из его сна! А что, если, папе приснился тот же самый сон? И он тоже не решается о нем рассказать?
Отец писал, склонившись над нотами. Нет, этого не может быть. Так не бывает. Давид отмел эту мысль и вернулся к себе в комнату.
Но тут зазвонил телефон, и отец рассвирепел.
— Кто включил телефон? Эти звонки меня с ума сведут! Давид, возьми трубку! Скажи, что меня нет дома! Говори, что хочешь! Мне надо работать!
Но звонили Давиду, на этот раз Анника. Разговаривать было невозможно — Давид слышал, как папа вздыхает и охает у себя в комнате. А Анника, как назло, хотела поговорить. Она боялась, что Давид обиделся на нее за то, что она не отнеслась всерьез к шепоту на пленке.
— Да нет, я ни капельки не обиделся.
— Точно?
— Да, да…
Папа засопел еще громче, и Давид даже вспотел от напряжения.
Анника рассказала, что они с Юнасом только что были в Селандерском поместье. Фру Йорансон уехала. Они ходили поливать цветы и заметили что-то неладное.
— Что? — Давид старался говорить как можно короче.
— Цветок, — ответила Анника. — Ну, тот, который тебе приснился. С ним что-то не так. Он завял. Боюсь, он может погибнуть.
Давид тут же забыл об отце.
— Этого нельзя допустить! — взволнованно воскликнул он.
— Сейчас же повесь трубку! — застонал отец за его спиной.
— Слушай, Анника, я зайду к вам за ключом. Я должен немедленно сходить туда. Вам с Юнасом необязательно идти со мной.
Но Анника сказала, что непременно пойдет с ним. И Юнас наверняка тоже захочет.
— Великий репортер Юнас Берглунд, — засмеялась она. — А что ты думал? Неужели он упустит случай записать репортаж?
СЕЛАНДЕРСКОЕ ПОМЕСТЬЕ
— Добрый день! Говорит Юнас Берглунд! Мы находимся в святая святых Селандерского поместья, а именно в гостиной. Это очень красивая комната. На потолке висит старинная хрустальная люстра. Еще тут есть диван, кресла, бюро с мраморной столешницей — очень изысканная старинная вещь. Ах да, надо, наверное, сказать, что мои коллеги, Давид и Анника, в данную минуту изучают какое-то растение на окне. Не знаю, что это за вид, но цветок кажется немного запущенным, и мои коллеги как раз обсуждают… минуточку!
Юнас прервался и подошел к Давиду и Аннике. Давид проверял землю в горшке.
— Вы его поливали? — спросил он.
Выяснилось, что нет. Но земля была влажная — видно, цветок больше не мог впитывать влагу. И действительно выглядел неважно. Большие сердцевидные листья бессильно поникли.
К окну подошел Юнас.
— Ну, как обстоят дела? — спросил он в микрофон. — Больной поправится?
Юнас поднес микрофон Давиду.
— Отстань, Юнас! — прошипела Анника. — Мы пока не знаем, что с ним делать.
— Да, непонятно, — озабоченно проговорил Давид.
— Может, на нем завелась тля? — продолжал
Юнас свое интервью.
— Нет, не похоже. Тут что-то другое, — сказал Давид.
— Да, дорогие слушатели, — Юнас вернулся к своему репортажу, — как вы слышали, будущее цветка туманно. Правда, говорят, что цветы здесь, в Селандерском поместье, очень старые, а цветы, как известно, не могут жить вечно. Я бы посоветовал, пока не поздно, взять у этого цветка отросток. Но вернемся к описанию комнаты: рядом с бюро стоит большой книжный шкаф, забитый старыми книгами с выгоревшими кожаными корешками, а справа мы видим лестницу, ведущую на второй этаж. Это старинная лестница с красивыми резными перилами и большой колонной внизу…
Тут Юнас наклонился и понюхал колонну.
— Мне почудился запах краски — я проверил и убедился, что столб, то есть колонна, покрашена в зеленый цвет, краска еще не совсем высохла, следовательно, красили совсем недавно…
Вдруг послышалось какое-то дребезжание, и Юнас замолчал. Неожиданно зазвенело в нескольких местах одновременно. Задрожали окна, дверцы на изразцовой печке, подвески на люстре, а на мраморной столешнице бюро затряслись в своих блюдцах две декоративные чашки. Комната как будто содрогнулась — казалось, каждый предмет издает какой-то звук.
— Что случилось? — испуганно спросила Анника. Юнас был вне себя от счастья. Он носился по комнате и записывал весь этот дребезг, грохот, звон и стук. А потом возбужденно комментировал:
— Прием, прием… звуки, которые вы только что слышали, пока что представляются необъяснимыми. Что это — начало землетрясения или что-то еще? Пока мы этого не знаем, но весь дом дрожит, а земля под ногами качается. Тем не менее, я продолжаю свой репортаж и буду держаться до последнего…
Где-то вдалеке послышался гудок поезда.
— Поезд! Это всего лишь поезд! — облегченно засмеялся Давид.
А Юнас докладывал:
— Итак, феномен, как оказалось, имеет простое объяснение. Колебания вызваны скорым поездом, следующим в южном направлении. Железная дорога проходит совсем рядом, а дом, судя по всему, стоит на очень мягкой почве…
Последние слова Юнасу пришлось прокричать, так как поезд прогрохотал мимо, заглушая все остальные звуки.
Когда поезд прошел, снова послышались звон и дребезг, но постепенно, один за другим, предметы в комнате замолкли, и стало совсем тихо.
Но вдруг в тишине раздался какой-то новый звук. Он исходил из угла рядом с окном. Все трое обернулись.
Неожиданно начали тикать старые напольные часы. Они пошли! Дети слышали ровное, спокойное тиканье часов, которые, по словам фру Йорансон, никогда не ходили!
Ребята переглянулись. Даже Юнас онемел. Он запихнул в рот «салмиак», подошел к часам с микрофоном в руке и записал тиканье.
— Это, наверное, поезд… растряс их, вот они и пошли, — предположила Анника.
— Возможно, — ответил Давид.
Юнас с сочувствием посмотрел на обоих.
— Странно только, что их не растрясло раньше, — сказал он, — если учесть, сколько здесь проходит поездов. Нет уж, вы меня не переубедите! В этом доме что-то творится, и мы непременно узнаем, в чем дело!
Он двинулся к кухне. В дверях он повернулся и сказал Давиду:
— Помнишь, что говорил Натте? Кажется, он предостерегал тебя?
— Ну, он сказал, что на Селандерском поместье лежит проклятие, его мама…
— Натте был пьян! — оборвала его Анника.
Но Юнас считал, что Натте не такой уж дурачок, каким его считают в деревне. Юнас слышал, что он умел находить в земле воду с помощью прутика ивы, а однажды даже вылечил больную свинью, просто прикоснувшись к ней рукой.
— Возможно, Натте знает больше, чем вы думаете, — сказал Юнас и исчез на кухне. Там он сразу же включил магнитофон:
— Прием, прием! Это снова Юнас Берглунд! Сегодня 29 июня, шведское время 21. 37. Место — кухня в Селандерском поместье, очень большая, со старинным убранством. Здесь есть, правда, некоторые современные удобства, например холодильник. Я собираюсь провести разведку местности, чтобы обнаружить возможные улики, и потому открываю дверцу холодильника, но он пуст. Здесь есть еще одна дверь, в кладовку, на полу винные бутылки… одна, две, четыре, восемь штук, все пустые. Марка «Кастелло». Не так уж много, если учесть, что в доме был пансион. Кроме того, здесь стоит буфет, а в нем — обычные продукты питания: мука, сахар, рис и тому подобное. Ничего подозрительного. Никаких неестественных запахов. Под раковиной шкафчик… какое безобразие, хозяева забыли выбросить мусор! Минуточку! Я сейчас!
Юнас выключил магнитофон, перевернул мешок с мусором и высыпал его содержимое на стол, покрытый клеенкой. Внимательно рассмотрев все, что там было, он снова вернулся к своему репортажу:
— Вы слушаете продолжение репортажа из Селандерского поместья. В забытом мусорном мешке было найдено следующее: большое количество яичной скорлупы, спитая заварка, кофейная гуща, банка из-под сардин — одна штука, пустая, банки из-под горошка — две штуки, тоже пустые, наждачная бумага, стружки, пустая бутылка из-под водки марки «Очищенная», запах еще не вполне выветрился… на стенках бутылки отпечатки пальцев, зеленые, очень отчетливые, в особенности отпечаток большого пальца. Банка из-под краски зеленого цвета, оттенка «антик», так… еще банка шпаклевки… Следовательно, здесь делали ремонт, и пили водку. А это еще что такое? Цветок, помятый, в разбитом горшке. Очень любопытно, если учесть, как трепетно здесь относятся к цветам. Так, похоже, все. Нет, вот еще большой жук, мертвый, брюшко вымазано зеленой краской. Интересно! Я сейчас!
Юнас выключил магнитофон и понес жука в гостиную.
— Что это за насекомое, Давид?
Давид стоял у книжного шкафа и рассматривал книги.
— Навозный жук, — ответил он. — А где ты его нашел?
— В мусорном мешке на кухне. — Юнас перевернул жука. — Он испачкался в зеленой краске, наверное, на этой колонне на лестнице, — сказал он, осматривая колонну.
Было несложно найти место, где прилип жук. Он пытался вырваться, и одна ножка пристала к колонне. Следы были очень четкие.
Вдруг из кухни послышался голос Анники:
— Боже мой, что здесь творится! Юнас! Что ты тут устроил? Немедленно убирай! Думаешь, я сделаю это за тебя?
— Только попробуй! Ничего не трогай! — Обеспокоенный, Юнас помчался в кухню к своим находкам.
Анника вернулась к Давиду в гостиную. Где-то зазвонил телефон.
— Слышишь? — спросила она.
— Это телефон, — ответил Давид.
Юнас влетел в комнату с вытаращенными глазами.
— Телефон! — закричал он. — Я подойду! — Но Анника остановила его.
— Фру Йорансон просила не подходить. Иди-ка лучше убери свой мусор.
Телефон стоял в комнате рядом с гостиной. Дверь туда была закрыта. Юнас поплелся обратно в кухню. А телефон все звонил и звонил.
— Мне надоело, — не выдержал Давид. — Я отвечу. Может, это нас. Мой папа, например, знает, что я здесь.
Он вошел в телефонную комнату. Анника за ним.
Давид взял трубку. На другом конце раздался скрипучий старушечий голос.
— Алло, с кем я говорю?
— Это Давид.
Голос потеплел, словно узнал собеседника.
— Надо же, неужели это ты? Здравствуй. Так значит, ты сейчас там?
Давид ничего не понимал — голос был ему совершенно незнаком, но старушка говорила так, как будто знала Давида.
— Здравствуйте, — ответил он. — Извините, но с кем я?..
— А, это я, правда, ты, конечно, не можешь знать, кто я такая.
Тут снова возник Юнас.
— Кто это? Кто это? — зашептал он. В трубке раздался хриплый смешок.
— Кажется, кто-то спрашивает, кто я такая?.. Скажи, что это Юлия Анделиус.
— Хорошо, скажу, — ответил Давид, но Юнас и сам разобрал ответ.
— И кто она такая? — спросил он.
В трубке снова послышался смешок.
— Скажи, что это хозяйка дома.
— А-а, — протянул Давид, — сейчас…
— А, хозяйка! — опередил его Юнас.
— Я слышала, что это вы ухаживаете за цветами, — сказал голос. — Как они там?
— Все в порядке, — ответил Давид.
— Ну и замечательно. А селандриан? Как он?
— Селандриан?..
— Большой цветок с сердцевидными листьями.
— А, этот! Я просто не знал, как он называется. На самом деле это единственный цветок, который чувствует себя не очень хорошо. Он увядает.
— А он на своем месте? Он должен быть на окне, выходящем на аллею. Рядом с напольными часами.
— Да, точно.
— В таком случае никуда его не переставляйте! И если будете обращаться с ним уважительно, он наверняка поправится.
— Я немного за него волновался, — сказал Давид.
— Не беспокойся, Давид, но ухаживай за ним как следует, и только сам. Дело в том, что этот цветок выбирает себе одного человека и привязывается к нему…
— Правда?
— Да, — в трубке замолчали, потом послышался легкий вздох. — Я не могу быть с ним. Я сейчас в столице и не могу приехать.
— Понятно, — ответил Давид, — мы постараемся.
— Спасибо, Давид. Тогда до свидания! Я еще позвоню.
Раздался небольшой щелчок, трубку повесили.
— Чего же она все-таки хотела? — спросила Анника.
Давид все еще держал трубку в руке; медленно повесив ее, он пошел к двери, Анника и Юнас за ним.
— Почему ты не отвечаешь, Давид?
Но Давид молча уставился перед собой. Они посмотрели в ту же сторону и увидели вот что: цветок на окне уже не казался поникшим. Листья поднялись и продолжали медленно подниматься все выше и выше. Они расправлялись, будто раскрывали свои объятья. Точно как во сне Давида.
Но самое странное, что все листья, все до одного, были повернуты так, словно указывали внутрь комнаты, в одну точку.
— Почему они не повернулись к свету? — спросила Анника. — Ведь обычно цветы тянутся к свету.
— Только не этот, — сказал Юнас.
— Он указывает на лестницу! — сообщил Давид. И не успели Давид и Анника опомниться, как Юнас помчался вверх по лестнице, задев по дороге медную банку, которая с грохотом покатилась вниз.
— Юнас, нам туда нельзя! — в отчаянии воскликнула Анника.
Она подбежала и подняла банку. Только бы не помялась! Анника внимательно ее осмотрела. К счастью, с банкой ничего не случилось. Но в ней что-то гремело. Анника сняла крышку. Внутри был ключ, а к нему привязана старая пожелтевшая бумажка с надписью, от какой двери ключ.
Анника прочла и побледнела.
— Покажи! — сказал Давид.
— Да, покажи! — попросил Юнас.
Анника молча протянула им ключ и заметила, что они тоже побледнели.
Большими красивыми буквами на клочке бумаги было выведено:
ЛЕТНЯЯ КОМНАТА.
ЛЕТНЯЯ КОМНАТА
Давид беспокойно расхаживал взад-вперед. В руках он держал раскрытую книгу и читал:
«Кажется, обнаружены некоторые доказательства в пользу поэтического и философского взгляда на цветы как живые существа, которые обладают не только душой и индивидуальностью, но и способностью общаться с другими живыми существами».
Книга называлась «Тайная жизнь цветов», Давид взял ее в библиотеке. Цветок в Селандерском поместье, который приснился Давиду еще до того, как он его увидел, никак не давал ему покоя. Давид хотел понять, почему цветок так странно себя ведет и почему ему все время кажется, будто цветок что-то от него хочет.
Селандриан может привязаться только к одному человеку, как сказала по телефону пожилая дама, Юлия Анделиус.
Но почему он выбрал именно Давида?
Другое обстоятельство, мучившее его — это ключ в медной банке. Ключ от летней комнаты.
Давид жалел, что поддался уговорам Анники не искать эту комнату. Ведь Юнас тоже хотел немедленно найти ее, но Анника была непреклонна. Это их не касалось. Возможно, она и права — кто знает, во что они ввязались бы…
Но одно Давид знал точно — если ему и казалось раньше, что голос на пленке говорит пустые, ничего не значащие слова, то теперь он так не думал. И неважно, существует ли этот голос на самом деле, но то, что Давид разобрал слова «летняя комната», — точно не случайность. Доказательство тому — ключ. И Давид знает, где он лежит. Ну как можно было обещать Аннике?..
На втором этаже, над магазином, Юнас Берглунд нетерпеливо расхаживал по своей комнате, жуя «салмиак». Он то и дело включал магнитофон и снова слушал голос на пленке.
Никаких сомнений. Давид прав. Девушка шептала: «летняя комната».
И ключ от этой комнаты был у него в руке! Наверняка Юнас задел медную банку не случайно. Ключ обязательно должен был выпасть! Тут нет никаких сомнений!
Но как он мог обещать Аннике не пытаться разыскать эту комнату? Какая непростительная глупость…
Так ли важно держать данное слово? А что если ты пообещал глупость, но понял это только потом? Может, уговорить Аннику освободить его от этого обещания?
Нет, это бесполезно. Она никогда не согласится. Анника от страха готова, как страус, зарыться головой в песок. Говорить с ней просто невозможно. Ведь она отказывалась даже признать существование голоса на пленке.
Но тогда почему она так испугалась летней комнаты? В ее рассуждениях нет никакой логики.
А ключ лежит себе в медной банке! И ждет…
Думать об этом было невыносимо.
Анника сидела на складе за магазином и наклеивала ценники на новые консервы. Она привыкла к этой работе, и обычно все шло как по маслу, но сегодня что-то было не так. Анника постоянно путалась, сбивалась и никак не могла войти в нужный ритм. По рассеянности на несколько банок она наклеила по второму ценнику. Выходит, она уже не может отличить, где банки с ценниками, а где нет.
Анника все больше раздражалась.
Зачем она пообещала, что будет этим летом помогать в магазине?
И поливать цветы в Селандерском поместье? Последнее обещание было еще большей глупостью!
А согласилась она из-за Давида — как всегда!
Потому что Давиду наверняка хотелось попасть в Селандерский дом.
Потому что Анника хотела сделать ему приятное.
Потому что хотела совершить полезное дело. И сделать приятное себе самой.
Она всегда так рассуждала. Только кому было до этого дело? Давиду и в голову не приходило, что именно благодаря ей он смог увидеть цветок, который ему приснился. Да и Юнас не вспоминал, как она сражалась за его магнитофон.
Но все, с нее хватит!
С ключом она никому не уступит!
Только бы Юнас перестал слоняться как неприкаянный и так осуждающе на нее смотреть.
А Давид едва кивнул ей, когда она встретила его этим утром по пути в библиотеку. И даже не слез с велосипеда. Но ей все равно, она не собирается…
Но — но — но…
Имеет ли она право вынуждать кого бы то ни было давать такие обещания?
Правильно ли она делает, что постоянно одергивает Юнаса?
А что если она — настоящая грымза и деспот?
Ну разве хорошо, что она мешает Давиду разыскать летнюю комнату? Между прочим, именно он первым услышал голос на кассете! И именно он растолковал шепот!
А вдруг это что-то важное! Вдруг в Селандерском поместье что-то происходит! А она только вставляет всем палки в колеса!
Ну вот! Опять она по второму разу прилепила ценники.
Ерунда какая-то… Со злости Анника швырнула несколько банок так, что они покатились по столу.
Потом встала и пошла звонить Давиду.
Первое, что они увидели, войдя в Селандерский дом, был цветок. Сегодня он выглядел куда лучше.
Но, хотя день был в самом разгаре и за окном светило солнце, а цветы, как известно, всегда поворачивают свои листья к свету, этот цветок упрямо поворачивался внутрь комнаты — к лестнице.
— Действительно странно, — сказал Давид. — Когда я вчера уходил, я повернул его к свету.
— Может, здесь кто-то был и… — Анника запнулась: то, что она собиралась сказать, показалось ей глупым.
Но Юнас продолжил ее мысль. Не исключено, что кто-то мог проникнуть в дом. Поэтому надо предусмотреть все до мельчайших деталей. Рисковать нельзя ни в коем случае. Чтобы проверить, не приходил ли кто в их отсутствие, Юнас посыпал хвоей все дверные ручки. Если хвоя так и лежит на ручках, значит, никто не приходил. А если нет, то, следовательно… И тогда придется принимать меры! К тому же будет понятно, какие двери открывали, а какие нет.
— Ну и ну! — восхитился Давид.
— И как хвоя? — улыбнувшись, спросила Анника. — Сдвинулась с места?
— Нет, пока все без изменений, — ответил Юнас. — То есть к банке с ключом никто не прикасался. Цветок повернулся сам. Он хочет, чтобы мы поднялись по лестнице!
— Да, похоже на то… — немного подавленно произнесла Анника.
— Ну все, давайте достанем ключ и разыщем, наконец, эту летнюю комнату! — сказал Давид.
— Наверное, ничего другого не остается, — ответила Анника.
Они поднялись по лестнице, и Давид достал ключ из медной банки. Он огляделся. Куда ведет этот коридор? Здесь было несколько дверей, и все заперты, кроме одной, которая вела на чердак. Рядом на крючке висел ключ.
Комната, где жили только летом, вполне могла находиться на чердаке. Дети открыли чердачную дверь и оказались перед высокой деревянной лестницей. Ступеньки предательски заскрипели, и Юнас сразу же включил магнитофон:
— Прием! Прием! Говорит Юнас Берглунд!
— Какой мерзкий старый чердак, — сказала Анника.
— Выглядит действительно не очень гостеприимно, — отозвался Давид. У него с собой был фонарик.
Юнас докладывал:
— Итак, дорогие слушатели, мы находимся на чердаке Селандерского поместья. Как только что заметила одна из моих коллег, это довольно-таки неприятное место. Дневной свет скупо проникает через небольшие оконца, затянутые старой паутиной. В полутьме можно различить груды хлама. В нос бьет затхлый воздух. Я то и дело натыкаюсь на паутину, которая серыми клочьями свисает с потолочных балок. Вокруг нас проносятся летучие мыши…
— Юнас, прошу тебя, не надо так ужасно преувеличивать! Мне и без того плохо! — послышался голос Анники.
Юнас раздраженно выключил магнитофон.
— Хочешь испортить мне репортаж, да? И как раз, когда ко мне пришло вдохновение!
— Извини, пожалуйста, я не хотела… — виновато проговорила Анника.
Давид с фонариком ушел вперед. Они увидели, что он остановился у какой-то голубой двери. Давид вставил в замок ключ и повернул. Замок заскрипел, и Юнас продолжил:
— Мы стоим, затаив дыхание, перед старой голубой дверью. Куда она ведет, неизвестно. На двери следы человеческих рук. Замок тугой. Слышно, как он скрипит. Он совсем ржавый и никак не поддается. Ключ не поворачивается. Стоя перед этой запертой дверью, мы спрашиваем себя: кто последним входил в эту дверь? Кто ее запирал? Что за ней скрывается? И только на этот последний вопрос мы сможем получить ответ. Потому что замок начинает поддаваться! Дверь медленно открывается! Ключ подошел! Мы нашли летнюю комнату!
Юнас говорил тихим, очень таинственным голосом. Но сейчас он выключил магнитофон. Ребята стояли на пороге комнаты. Изнутри исходило мощное жужжание.
— Сколько мух! — Анника вошла в комнату и направилась прямо к окну, чтобы их выпустить. Но окно не открывалось, и Давиду пришлось помочь ей расшатать створки.
— Ого, как красиво, отсюда видна даже церковь! Они выгнали мух и огляделись. Сквозь зеленые кроны лип в комнату чудесно струился небесный и солнечный свет. Старые деревья цвели, наполняя комнату приятным ароматом.
Но в самой комнате, строго обставленной, было холодно и сухо. Напротив друг друга, вдоль стен, стояли старый сундук и простая кровать. У окна — маленький стол и стул. Больше в комнате ничего не было.
— Интересно, кто в последний раз сидел у этого окна? — спросил Давид и сел на стул.
Анника увидела на стене небольшое зеркало с матовым зеленоватым стеклом.
— Интересно, кто в последний раз смотрелся в это зеркало?
— И читал этот странный текст?
Юнас стоял рядом с Анникой. Около зеркала, в раме такого же размера и похожей формы, висел какой-то текст. На пожелтевшей бумаге изящными буквами было написано:
Неудивительно, что я не вижу Бога, раз я не могу разглядеть даже то существо, которое живет во мне.
Карл Линней
Юнас как раз собирался прочитать текст вслух, чтобы записать его на пленку, когда Анника вдруг яростно замахала руками.
— Что случилось? — спросил Давид.
— Какое-то большое черное насекомое влетело в окно и врезалось в меня! Вот сюда, прямо в лоб! Больно, между прочим!
Насекомое металось по комнате. Потом подлетело к Давиду, стукнулось о его лоб тоже и упало на пол. Лежа на спине, насекомое дрыгало ножками. Давид нагнулся и поднял его.
— Не трогай! — закричала Анника.
— Это навозный жук. Надо всегда помогать навозным жукам, которые лежат на спине. Сами перевернуться они не могут.
Давид показал Аннике навозного жука, который полз по его ладони, и хотел выпустить его в окно. Юнас подставил жуку палочку, но так неловко, что он снова упал на пол и провалился между половицами.
— Как мы теперь его достанем? — расстроился Давид.
Конечно, это всего лишь старое суеверие, но говорят, если причинить вред навозному жуку, это принесет несчастье. Ребята попытались просунуть палочку между половицами, но жука там не было.
Вдруг Юнас заметил, что доска, под которой исчез жук, расшатана. Она не была прибита. Ребята приподняли ее с обеих сторон. Хотя доска оказалась необыкновенно широкой и тяжелой, поднять ее было несложно.
В эту минуту внизу зазвонил телефон. Сейчас они никак не могли подойти. Давид посветил в щелку, но ничего не увидел. Жук, наверное, уполз. Давид просунул руку между досками, но ничего не нашел.
А телефон внизу все звонил и звонил…
Юнас лежал, распластавшись на полу, и смотрел вниз. Ничего, кроме пыли и мусора — ни опилок, никакой другой изоляции.
Посветив фонариком, Юнас пошарил рукой…
Телефон внизу все звонил.
— Этот телефон сведет меня с ума! — сказала Анника.
Юнас продолжал шарить рукой. Давид лежал рядом.
— Ну что, никак? — Давид был взволнован. Жука во что бы то ни стало нужно достать. Иначе он погибнет.
— Успокойся!
Юнас посветил снова. Вроде что-то шевелится — вон там, в пыли? Юнас просунул руку как можно глубже, но ничего не почувствовал. Он посветил еще. Точно, шевелится! Но ему туда не дотянуться.
— Давид, у тебя руки длиннее. Давай ты! Давид протянул руку и пошарил. На лице у него отразилось удивление.
— Что такое? — спросил Юнас.
Давид отдернул руку. Жука там не оказалось, зато было что-то другое.
— Посвети еще, Юнас! Чуть дальше! Правее! — Внутри что-то было! Что-то, похожее на шкатулку.
— Дотянешься? — спросил Юнас.
Да, конечно, Давид легко мог дотянуться. Он снова вытянул руку, схватил шкатулку и подтащил поближе. Теперь она стояла в промежутке между половицами. Юнас достал носовой платок и стер сверху пыль. Это была старинная деревянная шкатулка, обитая медью.
Давид вытащил шкатулку и поставил на пол.
— Смотрите! Жук! — прошептала Анника.
На ключе, вставленном в замок, совершенно неподвижно сидел навозный жук. Он не сопротивлялся, когда Давид взял его и выпустил в окно.
— Как вы думаете, что в шкатулке? Давайте посмотрим! — нетерпеливо сказал Юнас.
— Шкатулка не наша, — возразила Анника.
Конечно, но если бы не они, то шкатулку бы никто никогда не нашел, считал Юнас. Давид молчал.
— Вы думаете, это ее шкатулка? Юлии? — спросила Анника.
— Тогда бы она тут не стояла. Думаю, Юлия о ней вообще не догадывается! — ответил Юнас.
— И все-таки дом принадлежит Юлии, а значит, шкатулка ее! — решительно сказала Анника.
— Нельзя иметь то, о чем ты даже не знаешь! — Юнас был настроен не менее решительно.
— Нет, можно! Правда, Давид?
Давид очнулся от своих размышлений. Само собой, шкатулка очень старая и пролежала здесь очень долго.
— Думаю, ее хозяина давно нет в живых, — произнес он.
— А я что говорил! — теперь Юнас не сомневался в своей победе, ведь Давид был на его стороне. — Именно это я и имел в виду! Чего же мы ждем?
Он потянулся к шкатулке. И тут снова зазвонил телефон.
— Подожди, Юнас! — сказал Давид. — Мне надо немного подумать!
— Да чего тут думать!
— Нет, подожди.
— Может, кто-нибудь подойдет к телефону? — спросила Анника. Она начинала нервничать.
— Сама и подходи! — огрызнулся Юнас. — У нас тут есть дела поважнее!
Давид задумчиво уставился на шкатулку, озадаченно потирая подбородок.
— Если бы жук не провалился в эту щель, мы бы никогда не нашли эту шкатулку, — сказал он. — Выходит, навозный жук указал нам путь. Странно!
— Вот и я о том же! — Юнас от нетерпения переминался с ноги на ногу. — Мы должны были найти эту шкатулку! Не понимаю только, чего мы ждем?
Да, конечно, все это не случайно. Давид кивнул.
— Именно поэтому торопиться нельзя, — серьезно сказал он. — Чтобы не наделать глупостей, я должен все хорошенько обдумать.
Ведь они все равно придут сюда вечером поливать цветы. А раз так, то можно немного подождать и открыть шкатулку чуть позже.
— Подождать?.. — Юнас просто сгорал от нетерпения, но Анника согласилась с Давидом, и шкатулку поставили обратно, закрыв доской.
Телефон упрямо звонил, и Давид побежал вниз. Но подойти не успел — как только он снял трубку, раздался щелчок. Трубку на другом конце уже повесили.
Был полдень. Они покидали Селандерское поместье.