Развитие диалогической речи
Предложенные в этом разделе стихотворные тексты помогают развивать диалогическую речь ребенка. Эту задачу можно решить путем драматизации их содержания. Особое внимание необходимо уделять интонационной выразительности, помогающей создать образ героя, который восклицает, огорчается, удивляется, радуется, обижается, сердится, упрямится и т.п. Использование шапочек, масок, элементов костюмов сделает процесс заучивания более интересным.
Глупая ворона
Ворона каркает:
- Кар! Кар!
Спасайтесь все!
Пожар! Пожар!
В ответ ей хором воробьи
Такую речь произнесли:
- Ворона!
Как же ты глупа!
Восходит солнце к облакам.
Заря пылает, как пожар.
Не от огня весь этот жар.
Старый пень
Вздыхает горестно пенек:
- Как я несчастен, одинок!
Никто меня не пожалеет,
Холодным утром не согреет.
Ему в ответ росток зеленый:
- В тебя я, дедушка, влюбленный!
Ты сильным был,
Ты много знаешь
И все на свете понимаешь!
С тобою рядом я всегда.
Тебя не брошу никогда!
Заяц и ежик
Обиделся заяц в лесу на ежа:
- Иголки твои, еж, острее ножа!
Колючий ты больно, как я погляжу.
Обиделся я и с тобой не дружу!
Библиотека Логопеда
Колючки свои ежик вмиг опустил,
Сказал виновато:
- Ты, заяц, прости!
Колючки нужны мне для лютых врагов.
От них защищать и тебя я готов.
С друзьями я мягкий и добрый всегда
И их не обижу нигде, никогда!
Весной
Птицы весело щебечут:
- К нам опять пришла весна!
Звери радостно им вторят:
- Нам весною не до сна!
Ручеек в горах ликует:
- Я теперь могу бежать!
Вся природа торжествует.
Ликованья не унять!
Трусливый барсучок
Ночь. В лесу все звери спят,
Малыши вовсю храпят.
Только барсучок не спит,
Очень жалобно скулит:
- Шорохов в ночи боюсь,
До утра я не ложусь.
Вдруг сова за мной придет,
В свою норку унесет!
Мама-барсучиха встала,
Ласково сынку сказала:
- Спи, не бойся, мой сынок.
Ляг удобно на бочок.
Песню я тебе спою -
Баю-баюшки-баю.
Упрямый ослик
Упрямится ослик:
- Идти не хочу!
И груз на себе я везти не могу!
Тащите вы сами на гору мешки,
А после спускайтесь с такой высоты!
Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет
Хозяин с упрямством справляется разом –
Приносит упрямцу морковки он тазик.
- Ешь, ослик, морковку.
Тебя я люблю.
За труд твой тяжелый тебя я хвалю.
А после работы мы ляжем в тени
И я для тебя почитаю стихи.
Капризная корова
Капризная корова
Мычала на лугу:
- Жевать траву с цветами
Я больше не могу.
Бока все отлежала,
И солнце напекло.
А молока так много,
Что вымя затекло.
Коза совет дала ей:
- А ты пойди в лесок.
В тенечке там прохладно,
Да и трава как шелк.
И в лес ушла корова,
А там жил серый волк.
Капризную корову
К себе он уволок.
Лесной бал
В лесу объявлен летний бал!
Он вместе всех зверей собрал.
Зайчишка шустрый прискакал:
- Привет! — всем весело сказал.
Пришла красавица-лиса:
- Всем добрый день! - произнесла.
Еж прикатился, словно шар:
- Я так скучал по всем! — сказал.
Спустилась белка с дуба вниз:
- Я приготовила сюрприз!
Из норки вылез хомячок, промямлил:
- Отлежал бочок.
Оркестр громко зазвучал,
На танец всех зверей позвал.
Библиотека Логопеда
Непослушный Мишутка
Мама-Медведица сына ругала:
- Как от тебя я, сыночек, устала!
Всех задираешь ты,
Взрослым грубишь,
Зубы не чистишь,
А только шалишь!
Папа добавил:
- Ты нас огорчаешь!
Правил культуры
Совсем ты не знаешь.
Строго накажем
Мы с мамой тебя.
Да и на праздник
Собрался ты зря!
Плачет Мишутка –
Обидно ему.
Видно, сидеть взаперти одному.
Просит прощенья: - Простите меня!
Больше не буду печалить вас я.
Стану хорошим, не буду грубить
И перестану, конечно, шалить.
Правила для всех!
Едет по дороге с грузом грузовик.
Уступать дорогу всем он не привык.
И гудит:
- В сторонку! Это еду я!
Я — большой.
Дорога только для меня! Возразил автобус:
- Как же это так?!
Во мне люди едут. Это не пустяк!
Прогудела «скорая»:
- А меня все ждут!
Если не приеду, многие умрут!
Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет
От сирен пожарных
Все оглохли сразу:
Мы не опоздали на пожар ни разу!
Уступать дорогу нам должны всегда,
Чтобы не случилась страшная беда!
Правила дорожные
Знать мы все должны.
Все мы очень важные,
Людям все нужны!
Разговор кукол
Куклы ночью оживают
И тихонечко болтают.
Говорит одна:
- Хозяйка не выводит нас гулять!
Как сурки, должны в кроватках
Целый день мы только спать!
Вторит ей другая:
- Сестры! Это вовсе не беда.
Нас не мыли целый месяц!
Грязь кругом. Вот это да!
Третья жалобно пропела:
- Платье новое хочу!
Лишь одно всего имею.
Тихо плачу и молчу.
Жаль, что только ночью куклы
Могут что-то рассказать.
Спит их девочка-хозяйка,
Ей об этом не узнать.
Хвастливый Колобок
Пел хвастливый Колобок:
- У меня румяный бок!
Укатился я от всех!
Ты, лисица, просто смех!
А хитрющая лиса
Посмотрела в небеса,
Притворилася глухой
И сказала:
- Что? Пропой
Песню дивную свою.
Библиотека Логопеда
Я с тобой ееспою.
Проглотила Колобка,
Облизнулась и ушла.
Сытая кошка
Мышка кошку увидала
И со страху пропищала:
- Госпожа! Не ешь меня!
Посмотри, как я тоща.
Не насытишься ты мной.
Можно я уйду домой?
Кошка ей в ответ:
- Молчи!
И над ухом не пищи.
Напилась я молока –
Была кружка велика.
Так что можешь не дрожать,
В свою норку убежать.
Заготовки на зиму
Сушит белочка грибы,
Мимо семенят ежи.
Белка громко прокричала:
- Я вас даже не узнала!
Сверху яблоки идут,
Тихо песенку поют.
Снизу ей в ответ ежи:
- Ты на нас с земли гляди.
Запасаем мы еду,
Чтобы не терпеть нужду.
Яблоки-снегири
Увидала снегирей девочка Наташа,
Удивилась:
- Яблоки на рябине нашей!
Что за чудо зимнее?
Может, это снится?
Лишь вчера клевали
Ягоды синицы!
Вдруг взлетели яблоки.
- На, мол, посмотри!
Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет
Грудкой красовались
Чудо-снегири.
Приходи, весна!
Прочирикал воробей:
- Чик-чи-рик! Весна, скорей
За зимою приходи
И тепло нам приноси!
Галки дружно затрещали:
- Мы от холода устали.
Пусть растают все снега,
И не злится так пурга!
Прокричали тут грачи
С крыши старой каланчи:
- Не горюйте! Пусть снега,
Но уже пришла весна.
Первый ручеек запел,
И звенит вовсю капель!
Пальчиковые игры
по лексической теме «Весна»
Вся работа учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы строится с учетом лексических тем. На данный момент издано немало методических пособий, в которых предлагаются пальчиковые игры и упражнения. Однако связь их с лексическими темами или не прослеживается совсем, или достаточно узкая. Вашему вниманию предлагаются игры, содержание которых основывается на сезонных изменениях в природе весной, наблюдений натуралистов. Эти игры можно использовать и как физкультминутки на логопедических и других видах занятий. В стихотворных текстах много перечислений, поэтому движения пальцев можно варьировать от самых простых (загибание и разгибание) до более сложных, в зависимости от возможностей детей.
В лесу весной
В лесу проснулись ежик Дети, перечисляя животных, по
И заспанный медведь. очереди отгибают пальцы, сжа-
Сурокпроснулся в норке тые в кулак, начиная с мизинца.
Библиотека Логопеда
И начал быстро есть. При повторе — начиная с
Хомяк, открывши глазки, большого пальца.
Стал щеки набивать.
Весна всех пробудила.
Не надо больше спать! Резко разжимают, сжимают
и разжимают все пальцы.
Птицы прилетели
С юга прилетели Дети соединяют попарно
Черные грачи, пальцы обеих рук, начиная с
Жаворонки, гуси, мизинца.
Чайки и скворцы,
Зяблики и утки, Разъединяют парные пальцы,
Лебеди, дрозды, начиная с большого.
Ласточки-касатки. Скрещивают пальцы обеих
Ждали все весны! рук.
Пока скворец не прилетел
Занял воробей скворечник, Дети образуют из ладоней
шалашик.
Стал скворечник убирать. Трут ладонь о ладонь.
Клювом выбросил подстилку, Соединяют и разъединяют
сомкнутые пальцы руки и противопоставленный им большой палец (пальцы смотрят вперед).
Начал перья собирать, Выполняют щипковое движе-
Вымел крылышком шерстинки ние пальцев одной руки по
другой.
И соломинки убрал, Водят расслабленной кистью
вверх-вниз по руке.
Ну а пыль, как пылесосом, Проглаживают одной рукой
поочередно пальцы другой руки от основания к концу.
Ветром быстро разогнал. Шевелят пальцами обеих рук.