Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Предполагается, что в рамках курса «Римское право» студент, помимо конспектирования лекций, читаемых преподавателем, обязан вести самостоятельную учебную и научную работу, т.е., готовиться к семинарам, писать рефераты и, — по желанию, — выполнять курсовые проекты по данной дисциплине. Данные методические указания призваны облегчить студенту названную самостоятельную деятельность, повысить ее эффективность и производительность.
При подготовке к семинарским занятиям студент, в первую очередь, должен прочитать план занятия и соответствующий раздел программы курса, внимательно изучить составляющие каждый вопрос плана дидактические единицы программы и затем, в соответствии с ними, строить схему своего ответа на каждый вопрос. Например, для правильного и полного ответа на вопрос «Кодификация Юстиниана» необходимо раскрыть содержание следующих дидактических единиц программы курса: «Предпосылки кодификации. Деятельность комиссии Трибониана. Интерполяции. Institutiones. Codex. Digesta. Novellae Constitutiones».
Прежде всего, студент должен уделять внимание источникам и лишь после полной проработки материала, предоставляемого оригинальными текстами римского права, приступать к работе с учебной и научной литературой по разбираемому вопросу. Работа с источниками римского права, в свою очередь, имеет несколько особенностей: незаменимыми помощниками студента в ней станут, во-первых, его рабочая тетрадь, а во-вторых, необходимая справочная литература, то есть, основные словари и энциклопедии, перечисленные в списке литературы (раздел «Справочная литература»).
Студенту рекомендуется иметь две рабочих тетради: одну, в которой он выполняет домашние задания преподавателя (как то: конспекты источников и литературы, анализ казусов римского права и т.д.), и которую он сдает ему на проверку и вторую, в которой должны составляться выписки и индексы, необходимые студенту для работы на семинарах и подготовки самостоятельных письменных работ. Тетради следует вести аккуратным, легко читаемым почерком, тщательно следить за четкостью оформления записей в них, поскольку в данном случае корректность формы является залогом адекватности содержания.
Конспекты источников и литературы[3], записываемые студентом в рабочую тетрадь, надлежит оформлять следующим образом: на тетрадной странице с помощью линейки отделяются верхний колонтитул и широкое левое поле. В основной части разграфленной подобным образом страницы записываются необходимые студенту цитаты из источников или литературы. Поле колонтитула служит для записи полного библиографического описания книги или статьи[4], из которой делается выписка. Левое (или правое, по выбору студента) поле служит для указания на нем номеров страниц, с которых выписывается цитата или фрагмент источника, а также для фиксации собственных мыслей студента относительно процитированного текста. В том случае, если студент делает выписку из источника, а не из литературы, в левом (или правом) поле проставляется не номер страницы в книге, а собственный индекс цитируемого фрагмента.
Согласно принятой в отечественной и зарубежной правовой науке традиции, названия основных памятников римского права сокращаются при цитировании следующим образом.
– «Законы двенадцати таблиц» сокращаются прописной латинской буквой «L», за которой через точку указывается номер таблицы и номер фрагмента (например: L.VIII.1 означает «первый фрагмент восьмой таблицы из «Законов 12 таблиц»).
– «Дигесты» Юстиниана сокращаются прописной латинской буквой «D», за которой через точку указывается номер книги, титула, фрагмента и, если нужно, – параграфа. После данного индекса указывается имя юриста и название произведения, фрагмент из которого попал в «Дигесты» (например: «D.47.10.5.1. Ульпиан в 56 книге «Комментариев к эдикту» означает, что далее цитируется первый параграф из «Комментария к эдикту» Домиция Ульпиана, включенный в 5-й фрагмент 10-го титула 47-й книги «Дигест» Юстиниана).
– «Институции» Юстиниана сокращаются прописной латинской буквой «I», после которой через точку указывается номер книги, титула и фрагмента (например: I.3.10.1 означает 1-й фрагмент 10-го титула 3-й книги «Институций» Юстиниана). Точно также цитируются и «Институции» Гая, с той лишь разницей, что они сокращаются прописной латинской буквой «G».
Ключевые понятия цитируемого им текста студенту рекомендуется сопровождать краткими комментариями из основных доступных ему словарей и энциклопедий. В тетради данные выписки должны выделяться из остальных каким-либо образом (например, с помощью маркера), с тем, чтобы студент, с одной стороны, не путал цитаты из источника или научной литературы с фрагментами справочного характера, а с другой, — всегда мог легко найти нужный ему фрагмент из словаря или энциклопедии.
В настоящее время невозможно представить себе работу квалифицированного юриста, особенно, — юриста, занимающегося проблемами римского права, — без использования Интернета, различных электронных баз данных (ЭБД) и справочно-правовых систем (СПС). И если использование ЭБД в рамках проведения исследования по римскому праву характерно только для высокопрофессиональных специалистов в области правовой науки, то Интернетом и СПС могут и должны уметь пользоваться также и студенты. Среди наиболее распространенных СПС, использование которых является, по нашему мнению, обязательным при проведении студенческих научных исследований, следует назвать «Консультант + Высшая Школа» и «Гарант». В банк текстов названных СПС помимо обширных архивов нормативных актов и материалов правоприменительной практики входят также основные учебные пособия и наиболее известные монографии по основным отраслям правового знания, в том числе, и по римскому праву.
Применительно к Интернету, студенту рекомендуется тщательнейшим образом осуществлять подбор сайтов, информацией с которых он будет пользоваться при подготовке своей работы. В число сайтов, использование которых может быть рекомендовано студенту, входят сайты основных библиотек РФ (в частности, Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М. Рудомино (ВГБИЛ) www.libfl.ru; Российской государственной бибилиотеки (РГБ) www.rsl.ru; юридической библиотеки издательства «Спарк» www.lawlibrary.ru и т.д.), основные правовые порталы в Интернет (прежде всего, http://law.edu.ru/), профессиональные сайты, посвященные римской истории и римскому праву (например, www.ancientrome.ru, www.justinien.net и др.). Однако материалы с каких бы сайтов не привлекал студент для своего исследования, цитируя их, он всегда должен указывать необходимый минимум информации, в который входят: адрес страницы, название сайта, автор и название цитируемого материала. Отсутствие названных данных в тексте работы может и должно повлечь отказ преподавателя принимать во внимание и, следовательно, оценивать представленную студентом работу.
Сильным и заинтересованным студентам настоятельно рекомендуется не ограничиваться списком основной и дополнительной литературы к отдельным темам семинарских занятий, а активно использовать в своей научно-исследовательской работе издания из обширного библиографического перечня, представленного в разделе «Литература» (с. 71 УМК). Большинство из указанных там трудов имеется в фондах библиотеки Российской академии правосудия.