Т. о. на 1 рубежном контроле можно набрать до 25 баллов
(соответственно на 3 – 75) и 25 баллов на итоговом экзамене
(всего 100 баллов)
Пример решения практического задания (задачи):
Летом 209 г. до н.э. римский гражданин Авидий Сальвиан оказал помощь войскам вторгшегося в Италию карфагенского полководца Ганнибала, указав расположение виллы сенатора Марка Бибула, которого он ненавидел по личным мотивам. В результате, солдаты Ганнибала, испытывавшие продовольственные затруднения, смогли найти на вилле большие запасы продуктов, а самого сенатора Марка Бибула захватили в плен. Авидий Сальвиан был вознаграждён Ганнибалом за услугу, выплатой крупной суммы денег, а сверх того ещё и взятой, в числе прочей добычи на вилле, драгоценной золотой чашей египетской работы. В 202 г. до н.э., после отступления Ганнибала в Африку, по доносу одного из рабов, обиженных Авидием Сальвианом, было проведено расследование и в ходе обыска в доме Авидия Сальвиана была найдена спрятанная им золотая чаша.
Авидий Сальвиан был обвинён Гаем Бибулом – племянником сенатора не только в измене государству, но и в предательстве врагам его дяди, казнённого карфагенянами, а также в краже.
На основании каких правовых норм будет судим Авидий Сальвиан? Какое наказание его ожидает?
Правильный ответ:
Авидий Сальвиан будет судим на основании законов XII таблиц: п. 5 таблицы IX и п. 14 Таблицы VIII (незаконное присвоение чужого имущества приравнивалось в то время к краже), однако преступник не будет выдан родственникам потерпевшего, а будет приговорён к смертной казни на основании п. 5. Таблицы IX.
Тестовые задания для рубежного контроля представлены вопросами с четырьмя вариантами ответов, из которых выбирается один правильный. Например, (знаком + обозначены правильные ответы):
1) Какой термин не обозначает принадлежность к одному из сословий римского общества?
а) нобиль
б) плебей
в) эдил +
г) всадник
2) Начало становления демократического режима в Афинах положили реформы, проведенные:
а) Солоном
б) Клисфеном +
в) Эфиальтом
г) Периклом
3) Бонитарная собственность - это собственность, основанная на:
а) цивильном праве
б) преторском праве +
в) праве народов
г) естественном праве
4) Правомочия собственника в римском праве (укажите ошибочный ответ):
а) фактическое обладание, соединённое с отношением к вещи как к своей, извлечение плодов, определение юридической судьбы вещи, истребование из чужого незаконного владения
б) фактическое обладание, соединённое с отношением к вещи как к чужой, извлечение плодов, определение юридической судьбы вещи, истребование из чужого незаконного владения +
в) фактическое обладание, соединённое с отношением к вещи как к своей, пользование, определение юридической судьбы вещи, истребование из чужого незаконного владения
г) фактическое обладание, соединённое с отношением к вещи как к своей, извлечение плодов, распоряжение вещью, истребование из чужого незаконного владения
5) Ординарные магистраты Римской республики (укажите ошибку):
а) Консул, претор, цензор, эдил
б) Консул, диктатор, эдил, цензор +
в) Консул, квестор, претор, цензор
г) Консул, претор, цензор
Экзамены:
К экзамену допускается студент, имеющий по итогу текущего и рубежного контроля 40 баллов. На экзамене он может получить 15-20-25 баллов. Если его ответ на экзамене оценивается менее 15 баллов, студенту выставляется оценка «0» баллов по дисциплине.
Без сдачи экзамена проставление итоговой оценки (итогового рейтинга) как правило, не допускается.Но если студент по итогам трех рейтинг-контролей набрал максимальное количество баллов (75), преподаватель может выставить ему экзаменационную оценку в 25 баллов автоматически и оценку за семестр (итоговый рейтинг) - 100 баллов. В ином случае автоматическое выставление оценки не допускается.
Основой для определения оценки на экзамене служит объем и глубина усвоения положительного историко-юридического знания с одной стороны, и снятых в них знаний, навыков и умений приобретать и применять научное юридическое знание - с другой.
Критерии оценки:Каждая оценка имеет своим основанием строго определенное качество ответов на основные и дополнительные вопросы.
Показателем качества служит мера их соответствия государственному образовательному стандарту по истории государства и права зарубежных стран.
В отличномответе видно обстоятельное и достоверное знание истории государства и права зарубежных стран по источникам и литературе. Столь же существенное значение имеют навыки и умения воспроизвести обсуждаемые события в тех понятиях, в которых их осознавали непосредственные участники и позднейшие исследователи, точно привязать событийный ряд в историческом времени и пространстве и объяснить сначала в предметных историко-юридических, а затем - в более сложных и тонких категориях теории государства и права.
Хороший ответ уступает отличному в обстоятельности воспроизведения и тонком историко-юридическом и теоретическом объяснении поставленных на обсуждение сторон былой государственности и права зарубежных стран. Хороший ответ предполагает добротное, основательное воспроизведение и объяснение лиц, событий и состояний государства и права той или иной страны по источникам и научной литературе. Ему недостает лишь тех подробностей, в которых воплощена предельно возможная на первом году обучения степень усвоения положительного историко-юридического знания с одной стороны, и знаний, навыков и умений деятельности юриста - с другой.
Не слишком подробный удовлетворительный ответ состоит в связном, последовательном пересказе одного, реже двух или трех учебников. Удовлетворительный ответ выявляет приобщение к положительному историко-юридическому знанию хотя бы в наименьшей степени и в готовом виде, без приобщения к знаниям, навыкам и умениям собственными силами убедительно воссоздавать и объяснять действительную и писаную государства и права зарубежных стран.
Неудовлетворительный ответ отличает сообщение иногда подробных, иногда - скудных, но неизменно отрывочных и разрозненных сведений из вторых или третьих рук вместо логически и содержательно последовательного описания и объяснения былой действительности государства и права зарубежных стран сначала в ее собственных понятиях, а затем - в понятиях современной историко-юридической науки и науки теории государства и права. Дополнительные основание для оценки ответа низшим академическим баллом «неудовлетворительно» дает путаница в понятиях, грубые ошибки в привязке событий в историческом времени и пространстве величиной в три-четыре столетия или в добрую тысячу километров и тому подобные нелепицы, не сводимые к обычным, вполне естественным оговоркам и мелким погрешностям устной речи.
Оценка «неудовлетворительно» обязывает сдать экзамен заново. Непременное условие успешной повторной сдачи экзамена составляет более или менее длительная повторная подготовка.
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
(заочная форма обучения)
№ | Тема | Количество часов | ||
Лекции | Семинары | Сам.работа | ||
1. | Особенности возникновения и развития древневосточных государств. Право Древнего Востока. | |||
2. | Государственность и право франков (общественное и государственное устройство периода раннефеодальной монархии, Салический закон) | |||
3. | Возникновение и развитие буржуазной государственности в Северной Америке в XVIII-XIX вв. | |||
Всего: |
Планы семинарских занятий (заочное обучение)
Тема 1. Законы Хаммурапи - царя Вавилона(4 часа)
1. Общая характеристика Законов (Судебника) Хаммурапи:
а) основные источники Судебника;
б) официальная цель создания Законов (Преамбула и заключение в Законах Хаммурапи);
в) связь права и религии в Судебнике;
г) форма изложения правовых норм в Судебнике и причины выбора законодателем именно такой формы;
д) группировка правовых норм в Судебнике и наличие логической связи (систематизация) между отдельными частями Судебниками.
2. Социальная структура общества Вавилонии в Законах Хаммурапи:
а) три сословия вавилонского общества и их правовой статус;
б) социальное неравенство внутри сословия «авилумов»;
в) противоречивое отношение к рабам как признак неразвитости рабовладельческих отношений:
-рабы - как вещи (§ 15-20, 118);
-рабы - как люди (§ 146, 171, 175, 176, 282);
-особенности статуса рабов - должников (§ 115-117).
3. Правовое регулирование имущественных отношений в Законах Хаммурапи:
а) особенности поземельных отношений (§ 26-32,36-41);
б) арендные отношения в Вавилонии (§ 42-52, 60-65);
в) ответственность в гражданском праве Вавилонии (§ 53-59);
г) регулирование права собственности на движимые вещи в Законах Хаммурапи (§ 6-13);
д) нормы обязательственного права в Судебнике (см. § 23, 53, 55, 71, 78, 102, 104, 122-125, 251-249, 268-278).
4. Регулирование брачно-семейных отношений в Законах Хаммурапи:
а) заключение брака (§128,159-161);
б) имущественные права жены в семье (§ 148-152, 172, 177-182);
в) личные права жены в семье ( § 137-146);
г) статус детей в семье (§ 162, 165, 167-169, 185-195);
д) межсословные браки и их юридические последствия (§ 170, 171, 175, 176).
5. Уголовно-правовые нормы в Законах Хаммурапи:
а) понятие «преступление» в Судебнике;
б) основные составы преступлений, фиксируемые Судебником;
в) цели наказания и основные принципы уголовной ответственности, реализованные в Законах Хаммурапи (§196-214,218-220,229-233);
г) закрепление социального неравенства населения в уголовно-правовых нормах Судебника.
6. Процессуальные нормы в Законах Хаммурапи (§ 1-5, 7, 9-13,18, 22, 122, 123, 129, 130):
а) возбуждение дела в суде, элементы предварительного следствия в Судебнике;
б) виды доказательств, принимаемых судом;
в) характер судебного процесса и вынесение решения по делу;
г) борьба с должностными преступлениями.
Литература
Нормативные акты:
Законы Хаммурапи: http://law.edu.ru/script/cntsource.asp?cntID=100007472
Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Под ред. К. И. Батыра, Е. В. Поликарповой. М., Юристь, 1996.Т.1.
Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В. 2 т. Отв. ред. Н. А. Крашенинникова. Т. 1. Древний мир и Средние века. М.: Издательство НОРМА, 2003.
Учебная литература:
Основная
Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: учебник в 2-х томах. Т.1- М.: Эксмо, 2007.
Дополнительная
А.И. Косарев. История государства и права зарубежных стран. М., Норма, 2002. С.35-41
Всеобщая история государства и права» учебник для вузов в 2-х томах. Т.1 - Древний мир и Средние века. Под ред. В. А. Томсинова. М. Зерцало- М, 2002. С. 7-90.
Графский В.Г. Всеобщая история государства и права. М., Норма - ИНФРА, М., 2000.
История государства и права зарубежных стран (рабовладельческое и феодальное государство и право). Под ред. П. Н. Галанзы, Б. С. Громакова, М., 1980.
История государства и права зарубежных стран Ч.1. Учебник для вузов. Под ред. Крашенинниковой Н.А., Жидкова О.А. - М. Издательская группа Инфра-М. Норма, 1997.
Дополнительная литература:
История Востока. В 6 т. Т.1. Восток в древности. М. Издательство Восточная литература РАН, 1999.
История Древнего Востока. Под ред. В. И. Авдиева. Любое издание.
История Древнего Востока. Под ред. В.И. Кузищина. Любое издание.
Маркс К. Британское владычество в Индии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.9 С. 130-136