Тематика городского фольклора
1. Записать произведения городского фольклора: легенды, предания, городские романсы.
2. Городская свадьба: описание обряда, приметы, памятники, мосты и другие сакральные места, которые обязаны посетить молодожены. Кто ведет свадьбу? Сценарий обряда. Плакаты, пожелания молодым.
3. Похоронный обряд.
4. Рождение ребенка, приметы, традиции, связанные с рождением детей.
5. Семейные праздники, традиции застолья, гостевания, традиции поздравительные (самодельные открытки, шуточные дипломы и другие материалы к юбилеям и т.п.), календарные праздники, рассказы о важных семейных событиях, семейные предания и легенды.
6. Выявить значимые локусы: памятники, кладбища, здания, постройки, районы (центральные и окраинные). Неофициальные названия таких мест, топонимические предания.
7. Выявить традиции отдельных городских контактных групп (туристы, студенты, участники ролевых игр, пожарные, врачи, военные, водители, болельщики и пр.). Как проходят ритуалы посвящения? Какие есть традиции розыгрыша новичков, профессиональные традиции публичного осмеяния? Песни, тосты, шутки, былички, приметы, анекдоты, профессиональный календарь. Как отмечают праздники?
8. Сделать копии рукописных сборников, бытующих в городской среде (армейские альбомы и тетради, альбомы и тетради заключенных, малолетних преступников, девичьи альбомы). Записать поздравления, пожелания, анкеты, календари, тосты, шутки, афоризмы, альбомные игры, альбомные диалоги, самодеятельные стихи, гадания.
9. Записать детский городской фольклор (школа, дворовые товарищества, группы по интересам): игры подвижные, любовные, ролевые, интеллектуальные, дразнилки, былички, традиции приема новичков в группу, розыгрыши, анекдоты, научные рассуждения, “посвятительные” ритуалы, игровое право и меновые игры, переделки литературных произведений. Сравнить детский фольклор старшего поколения, свой репертуар и произведения современных детей.
Требования к оформлению. 1. Тексты обязательно записывать в черновые тетради, одновременно с записью на диктофон. Спрашивать значение непонятных или неизвестных слов. Спрашивать о жанре произведения, например, свадебная, величальная, долгая песня, частушка и т.д. Когда пели, летом, зимой? Кто исполнял песню? Все сведения вносить в тетради. 2. Обязательно внести в тетради подробные данные об информантах: фамилия, имя, отчество, возраст, место рождения, если приехал, то когда и откуда, сколько лет живет в этой местности, 3. Перед тем как записывать произведения на диктофон, необходимо назвать место и дату записи, все сведения об информантах, назвать тех, кто записывал (фамилия, имя, группа).4. Обязательно составить опись материалов на кассете или аудиофайле. Названия произведений – по первой строчке.Пример: 1. Не было ветру - свадебная 2. А мы просо сеяли - игровая 3.Частушки – 50. 4 Лет семнадцати мальчишка – лирическая песня. 5. Все материалы должны быть расшифрованы и перенесены на любой электронный носитель. При расшифровке необходимо обязательно фиксировать все повторы, все дополнительные слоги, например:
Ох, вечер – поздно, поздно вечерком
Да э – э – эх…
Он тут стоял, да детина молодой
Э – э – эх, ой
Ой, неженатый парень, холостой
Ой, неженатый парень, холостой
Э – э – эх, ой…
6. Записи с цифрового диктофона перенести на диск или другой носитель информации. При переписывании обязательно соблюдать правила оформления в соответствии с образцами.
7. Подготовить отчет о практике для выступления на заключительной конференции.
Образец оформления:
Пермский край, Юрлинский район,
д. Шестино, информант Шестина
Нина Ивановна, 53 г., местная.
Записали: Батицкая А.Вялых Я, 211 гр.
29 июня 2006.
Ох, не на острове ли я родилась,
Не в деревеньке ли я возросла.
Я не верила своей подружке,
Что на свете есть с миленьким, да любовь.
Нажила себе милого,
Унимала его ночку ночевать:
«Ох, ты ночуй-ка, ночуй, мой друг любезный,
Ночуй ноченьку со мной».