Зарождение культуры виноделия в Крыму
Виноделие – это целый пласт культуры в жизни человечества. Начиная с древних времен, оно заняло прочное и почетное место в быту разных народов нашей планеты. Крымское виноделие насчитывает более чем 2500-летнюю историю. Профессиональные знания о нем представляют собой не праздный интерес, а значительный элемент культуры человека. Сегодня, как и ранее, человеку интересно, какие существуют вина? Как готовить вино? „Виноград это это ягоды жизни”. Эта фраза ялтинского доктора В. Н. Дмитриева как нельзя лучше характеризует предназначение южного растения. Уже на ранних ступенях развития человеческого общества люди заметили, что сок плодов, ягод, оставленных про запас, быстро изменяется и приобретает особое свойство придавать бодрость, веселить человека, дает приятные ощущения. В ягодах есть сахар, а содержащиеся в воздухе дикие дрожжи способны перерабатывать его в спирт. Когда появился человек разумный, он сразу же стал использовать этот дар природы. По сведениям археологов, еще в каменном веке наши предки готовили опьяняющие напитки из сока малины и ежевики, а в бронзовом веке использовался сок кизила. Со временем люди обратили внимание на то, что наилучший по своим вкусовым свойствам и хорошо опьяняющий напиток получается из сока винограда. Человек и перешел к разведению виноградной лозы путем отбора, селекции и культивирования, при этом все более и более улучшал ее качество в целях получения наилучшего виноградного напитка. Приготовление опьяняющих напитков из сока винограда было довольно широко распространено почти у всех древних народов. В Египте виноградарство существовало за десять тысяч лет до новой эры. В Грузии уже в VIII в. до н.э. готовились хорошие вина. В Армении сведения о виноделии появляются с VII в. до н.э. Позже стали возделывать виноград и изготовлять вино в районе Узбекистана, Туркмении, Киргизии. В восточной части Балканского полуострова виноделие сложилось в V–VII вв. до н.э.
Вино как ценный продукт питания дошло до нас с античных времен.Древнегреческое и древнеримское виноделие, виноторговля, своеобразный культ вина и связанные с ним верования и обряды, сложившиеся традиции возделывания винограда и производства вина очень своеобразны и до сих пор вызывают любопытство и восхищение. В одной из многочисленных греческих легенд рассказывается, было время, когда греки утоляли жажду ключевой водой и молоком домашних животных и ничего не знали о золотящихся на солнце гроздьях винограда; придя на каменистый Балканский полуостров с Востока, виноградная лоза завоевала его обитателей, как ранее египтян и финикийцев. Распространение виноградарства и виноделия греки связывали с богом Дионисом (Вакхом), от матери Семелы (фиванской царевны, возлюбленной Зевса) ее имя фригийского происхождения и означает „земля”, оно имеет сходство с русскими словами „земля”, „земельный”) унаследовавшего любовь ко всему, рожденному землей. Бродя по холмам, он отыскал виноградную лозу и, выжав сок спелых гроздьев, превратил его в вино. Решил тогда Дионис просветить людей, научив их изготовлять этот возбуждающий желания и приносящий забвение напиток. Со своими буйными спутниками – селенами, сатирами, Паном, менадами–вакханками он побывал во многих землях, дойдя до Индии, и везде обучал людей своему искусству. Празднества в честь Диониса – Дионисии – сопровождались у греков выкриками: „Иакх I Эвоэ I”. От первого из них возникло имя Вакх, под которым Дионис почитался у древних римлян. Эллины разумно пользовались даром Диониса, разбавляя вино водой наполовину, а то и на три четверти. Скифы, галлы и другие варварские народы пили цельное вино. Обитатели Крымского полуострова начали культивировать виноград, очевидно, уже в период перехода от кочевнической жизни к оседлости Они использовали произрастающий на полуострове дикий виноград. Археологические раскопки свидетельствуют, что тавры занимались виноградарством и виноделием уже вначале I тыс. до н.э. На территории нынешней южной Украины эта отрасль получила распространение со времени Великой греческой колонизации. Наиболее развитыми очагами культуры виноградарства и виноделия стали древнегреческие государства: Ольвия, Боспор, Херсонес. Колонисты завозили из Эллады виноградные лозы и технологии организации и возделывания виноградников, способы переработки янтарных ягод. Скифы употребляли вино, изготовлявшееся греками, жившими как по соседству, так и в далекой Элладе. Поначалу отвергавшие винопитие и осуждавшие за сей „грех” греков, они довольно скоро сами приобщились к данному «злодеянию», более того, пили вино неразбавленным (и правильно делали: зачем портить продукт?). Не случайно появилось слово „наскифился” означавшее почти тоже, что и напился. Греки, а вслед за ними и другие народы, обитавшие в Крыму уже в эпоху средневековья, хранили и перевозили вино в глиняной таре а вслед за ними и другие народы, обитавшие в Крыму уже в эпоху средневековья, хранили и перевозили вино в глиняной таре – бочках–пифосах, амфорах, а также в кожаных мехах. Археологами обнаружено огромное число обломков керамики и цельных сосудов на городищах, поселениях, могильниках. Приведем для примера находки в крепости Алустон. „До Х–ХII вв. это были в основном красноглиняные кувшины, миски, амфоры и пифосы, изготовленные с помощью ножного гончарного круга, – рассказывает крымский археолог О.А. Махнева. Кувшины и миски использовались в быту как столовая посуда, амфоры – для хранения и перевозки жидкостей и сыпучих продуктов. Огромные пифосы предназначались для хранения жидкостей (главным образом воды и вина)”. Считается, что в Киевской Руси виноградное вино повилось при князе Олеге. Возвращаясь из Константинопольского похода, он привез вместе с золотом и драгоценными каменьями также и этот хмельной напиток. Можно вспомнить и русские народные былины – в них не единожды упоминается „зелено вино”, чары которого „в полтора ведра” наливали богатырям. К слову, большая часть ученых относит формирование былин как народного повествовательного жанра к X – XI вв. н.э. Основные массивы виноделия в Киевской Руси принадлежали монастырям. В XIV в. во время сражения с генуэзцами последним оплотом византийской царицы Феодоро стала гора Кастель близ Алушты. О том, что уже тогда здесь выращивали виноград и производили вино, свидетельствуют археологические исследования конца XIX в. В „Универсальном описании Крыма” (1875 г.) В.Х. Кондараки рассказывает о своем посещении Кастели – горы, служившей для греков, по его мнению, „акрополем или замком на случай нашествия врагов”: вдоль всего северо–западного склона находились остатки второй оборонительной стены, а затем, ближе к вершине, „беспрестанно встречались груды камней от небольших построек, местами заросшие одичавшим виноградом”. Вот как описывал землю татов – „местность на юге Крыма за Чатырдагом, лежащую на побережье моря в эйалетекаффенском”,– турецкий путешественник XVII в. Э. Челеби, называвший виноград, произраставший здесь, одной из „особых” ягод: „В этой стране нет морозов и климат весьма приятен. Земли эти, которые, по воле Аллаха, над берегом морским расположились, половину всего Крыма составляют. Власть ханскую осуществляет в земле татов ага, называемый ага татов. В пору созревания плодов этот ага привозит хану калга, нурэддину и другим султанам разнообразные сочные фрукты, от которых человек не в силах оторваться. Так сочны, удивительны на вкус и достойны похвалы эти несравненные фрукты. Особую хвалу должно воздать тамошним фигам, айве, винограду.
”
РАЗДЕЛ 2
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ СЕРИИ ОТКРЫТОК НА ТЕМУ „ВИНОДЕЛИЕ КРЫМА”