Народы и древнейшие государства

НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ

Современная наука пришла к выводу, что все многообразие ны­нешних космических объектов образовалось около 20 млрд. лет на­зад. Солнце — одна из множества звезд нашей галактики — возникло 10 млрд. лет назад. Наша Земля — рядовая планета Солнечной систе­мы— имеет возраст 4,6 млрд. лет. Сейчас принято считать, что че­ловек начал выделяться из животного мира около 3 млн. лет назад.

Периодизация истории человечества на стадии первобытно-общин­ного строя довольно сложна. Известно несколько ее вариантов. Чаще всего пользуются археологической схемой. В соответствии с нею ис­тория человечества делится на три больших этапа в зависимости от материала, из которого изготовлялись используемые человеком орудия труда (каменный век: 3 млн. лет назад — конец 3-го тысячелетия до н. э.; бронзовый век: конец 3-го тысячелетия до н. э.— 1-е тысячеле­тие до н. э.; железный век — с 1-го тысячелетия до н. э.).

КАМЕННЫЙ ВЕК

У разных народов в разных районах Земли появление тех или иных орудий труда и форм общественной жизни происходило неод­новременно. Шел процесс формирования человека (антропогенез, от греч. «антропос» — человек, «генезис» — происхождение) и человече­ского общества (социогенез, от лат. «социетас» — общество и греч. «генезис» — происхождение).

Древнейшие предки современного человека походили на челове­кообразных обезьян, которые в отличие от животных умели произво­дить орудия труда. В научной литературе этот тип человека-обезья­ны получил название homo habilis — человек умелый. Дальнейшая эволюция хабилисов привела к появлению 1,5—1,6 млн. лет назад так называемых питекантропов (от греч. «питекос» — обезьяна, «ан­тропос» — человек), или архантропов (от греч. «ахайос» — древний). Архантропы были уже людьми. 200—300 тыс. лет назад архантропы сменились более развитым типом человека — палеоантропами, или неандертальцами (по месту их первой находки в местности Неандер-таль в Германии).

В период раннего каменного века — палеолита1 (примерно 700 тыс. лет назад) человек проник на территорию Восточной Европы. Заселе-

Палеолит — древний каменный век (от греч. «палайос» — древний, «литое» — ка­мень). Соответственно «мезос» — средний, «неос» — новый; отсюда — мезолит, неолит.

ние шло с юга. Археологи находят следы пребывания древнейших лю­дей в Крыму (пещеры Киик-Коба), в Абхазии (недалеко от Суху­ми— Яштух), в Армении (холм Сатани-Дар неподалеку от Еревана), а также в Средней Азии (юг Казахстана, район Ташкента). В районе Жи­томира и на Днестре найдены следы пребывания здесь людей 300—500 тыс. лет назад.

Великий ледник.Примерно 100 тыс. лет назад значительную часть территории Европы занимал огромный ледник толщиной до двух километров (с тех пор образовались снежные вершины Альп и Скандинавских гор). Возникновение ледника сказалось на развитии человечества. Суровый климат заставил человека использовать при­родный огонь, а затем и добывать его. Это помогло человеку вы­жить в условиях резкого похолодания. Люди научились делать из камня и кости колющие и режущие предметы (каменные ножи, нако­нечники для копий, скребки, иглы и т. п.). Очевидно, к этому време­ни относится зарождение членораздельной речи и родовой организа­ции общества. Стали возникать первые, еще крайне смутные религи­озные представления, о чем свидетельствует появление искусствен­ных захоронений.

Трудности борьбы за существование, страх перед силами приро­ды и неумение их объяснить явились причинами возникновения язы­ческой религии. Язычество представляло собой обожествление сил природы, животных, растений, добрых и злых духов. Этот огромный комплекс первобытных верований, обычаев, обрядов предшествовал распространению мировых религий (христианства, мусульманства, буддизма и др.).

В период позднего палеолита (10—35 тысячелетий назад) закон­чилось таяние ледника и установился климат, похожий на современ­ный. Использование огня для приготовления пищи, дальнейшее раз­витие орудий труда, а также первые попытки упорядочения отноше­ний между полами существенно изменили физический тип человека. Именно к этому времени относится превращение человека умелого (homo habilis) в человека разумного (homo sapiens). По месту первой находки его называют кроманьонцем (местность Кроманьон во Фран­ции). Тогда же, очевидно, в результате приспособления к среде в ус­ловиях существования резких отличий в климате между разными ре­гионами земного шара сформировались и существующие сейчас расы (европеоидная, негроидная и монголоидная).

Дальнейшее развитие получила обработка камня и особенно кос­ти и рога. Ученые иногда называют поздний палеолит «костяным ве­ком». К находкам этого времени относят кинжалы, наконечники ко­пий, гарпуны, иглы с ушком, шилья и т. п. Обнаружены следы пер­вых долговременных поселений. Жилищем служили уже не только пещеры, но и шалаши и землянки, построенные человеком. Найдены остатки украшений, которые позволяют воспроизвести одежду того времени.

В период позднего палеолита на смену первобытному стаду при­ходит более высокая форма организации общества — родовая община. Родовая община — это объединение людей одного рода, имеющих коллективную собственность и ведущих хозяйство на основе возраст­ного и полового разделения труда при отсутствии эксплуатации.

До появления парного брака родство устанавливалось по мате­ринской линии. Женщина в это время играла ведущую роль в хозяй­стве, что определило первую ступень родового строя — матриархат, продолжавшийся до времени распространения металла.

До нас дошли многие произведения искусства, созданные в эпоху позднего палеолита. Живописные красочные наскальные изображения животных (мамонты, бизоны, медведи, олени, лошади и др.), на ко­торых охотились люди того времени, а также статуэтки, изображаю­щие женское божество, обнаружены в пещерах и на стоянках во Франции, Италии, на Южном Урале (знаменитая Капова пещера).

В мезолите, или среднекаменном веке (8—10 тыс. лет назад), но­вые успехи были сделаны в обработке камня. Наконечники и лезвия ножей, копий, гарпунов делались тогда уже как своеобразные вкла­дыши из тонких кремневых пластинок. Для обработки дерева стали использовать каменный топор. Одним из важнейших достижений явилось изобретение лука — оружия дальнего боя, позволившего бо­лее успешно охотиться на зверей и птиц. Люди научились делать силки и охотничьи ловушки.

К охоте и собирательству добавилось рыболовство. Отмечены по­пытки людей плавать на бревнах. Началось одомашнивание живот­ных: была приручена собака, вслед за ней — свинья. Окончательно была заселена Евразия: человек дошел до берегов Балтики и Тихого океана. Тогда же, как полагают многие исследователи, из Сибири че­рез Чукотский полуостров люди попали на территорию Америки.

Неолитическая революция.Неолит — последний период камен­ного века (5—7 тыс. лет назад) характеризуется появлением шлифо­вания и сверления орудий из камня (топоры, тесла, мотыги). К пред­метам прикреплялись рукоятки. С этого времени известна глиняная посуда. Люди стали строить лодки, научились плести сети для ловли рыбы, ткать.

Значительные изменения в технике и формах производства в это время иногда называют «неолитической революцией». Самым важ­ным^ ее итогом был переход от собирательства, от присваивающего хозяйства к производящему. Человек уже не боялся оторваться от оожитьгх мест, мог более свободно расселяться в поисках лучших условий жизни, осваивая новые земли.

о зависимости от природно-климатических условий на территории

сточной Европы и Сибири сложились различные типы хозяйствен-

и Деятельности. В степной полосе от среднего Днепра до Алтая

ли скотоводческие племена. На территориях современной Украины,

вказья, Средней Азии, юга Сибири расселились земледельцы.

Охотничье-рыболовческое хозяйство было характерно для северных лесных районов европейской части и Сибири. Историческое развитие отдельных регионов шло неравномерно. Более быстро развивались скотоводческие и земледельческие племена. Земледелие постепенно проникало в степные районы.

Из числа стоянок земледельцев на территории Восточной Европы и Средней Азии можно выделить неолитические поселения в Турк­мении (вблизи Ашхабада), в Армении (близ Еревана) и др. В Сред­ней Азии в 4-м тысячелетии до н. э. были созданы первые искусст­венные оросительные системы. На Восточно-Европейской равнине древнейшей земледельческой культурой была Трипольская, названная по селу Триполье близ Киева. Поселения трипольцев открыты архео­логами на территории от Днепра до Карпат. Они представляли собой большие селения земледельцев и скотоводов, жилища которых рас­полагались по кругу. При раскопках этих поселков обнаружены зер­на пшеницы, ячменя, проса. Найдены деревянные серпы с кремневы­ми вкладышами, каменные зернотерки и другие предметы. Триполь­ская культура относится к медно-каменному веку — энеолиту (3— 1-е тысячелетие до н. э.).

БРОНЗОВЫЙ ВЕК

Новый толчок в историческом развитии человечество получило, освоив производство металла. На территории нашей страны ускори­лось развитие тех племен, которые жили вблизи залежей меди и олова. На территории Евразии такие племена обитали в районах Се­верного Кавказа, Средней Азии, Урала и Сибири.

Переход к металлическим орудиям труда привел к выделению скотоводческих и земледельческих племен. Возросла роль мужчи­ны— пастуха и земледельца — в производстве. На смену матриарха­ту пришел патриархат. Занятие скотоводством повлекло за собой еще более интенсивное перемещение родов в поисках пастбищ. Про­исходило объединение и укрупнение отдельных родов в значитель­ные по численности племена.

Начали складываться большие культурные общности. Ученые по­лагают, что эти общности соответствовали языковым семьям, из ко­торых вышли народы, населяющие в настоящее время нашу страну. Наиболее крупная языковая семья — индоевропейская. Она складыва­лась на территории современного Ирана и Малой Азии, распростра­нялась на Южную и Восточную Европу, Малую и Центральную Азию, в район Индостанского полуострова. Впоследствии индоевро­пейская языковая семья раскололась на несколько ветвей: на юге и юго-востоке — иранцы, индийцы, таджики, армяне и др.; на запа­де — нынешние германцы, французы, англичане и др.; на восто­ке— балты и далекие предки славян.

Другая большая языковая семья—угро-финская (нынешние фин­ны, эстонцы, карелы, ханты, мордва и др.) издавна занимала терри­торию от Прикамья до Зауралья, откуда ее племена расселялись на европейский Север, в Поволжье и Западную Сибирь. Предки тюрк­ских народов жили в Центральной Азии, откуда они начали свое продвижение в Восточную Европу и далее на запад. В горных ущельях Северного Кавказа со времен бронзового века до наших дней живут народы иберийско-кавказской языковой семьи. На терри­тории Восточной Сибири и Северо-Восточной Азии расселились ко­ряки, алеуты, эскимосы и другие народы, которые дожили здесь вплоть до наших дней. Происхождение народов (этногенез) — один из сложных вопросов науки; это длительный процесс, занимающий несколько тысячелетий.

К середине 2-го тысячелетия до н. э. археологи относят выделе­ние из индоевропейских племен праславян. Это была группа родст­венных племен; принадлежащие им памятники прослеживаются от Одера на западе до Карпат на востоке Европы.

Процесс разложения первобытно-общинного строя в разных ре­гионах Евразии проходил не одновременно. В южных районах разло­жение первобытно-общинного строя произошло раньше, что привело к возникновению рабовладельческих государств в Средней Азии и Закавказье, в Поволжье.

Древнейшие государства на территории нашей страны.Пер­вые рабовладельческие цивилизации на земном шаре возникли еще в эпоху бронзового века в полосе с благоприятным климатом, протя­нувшейся от Средиземноморья до Китая: деспотии Древнего Восто­ка, Греция, Рим, Индия и Китай. Рабовладение просуществовало как господствующая во всемирно-историческом масштабе форма органи­зации жизни до III—V вв. н. э.

Закавказье, Средняя Азия, Причерноморье являлись окраинными землями рабовладельческого мира. Историю этих регионов следует рассматривать в связи с крупнейшими государственными образова­ниями древности. На территории Закавказья, Средней Азии и При­черноморья складьтались крупные государства, оказывавшие влияние на ход мировой истории.

Рабовладельческие государства Северного Причерноморья. Скифы.К северу от цветущих рабовладельческих цивилизаций древности на территории Северного Причерноморья жили много­численные кочевые племена, переживавшие стадию разложения первобытно-общинного строя. Наиболее быстро этот процесс шел у ираноязычных скифов, где складывалось классовое общество. Отец истории Геродот (V в. до н. э.) называл скифами все население, живущее к северу от Черного и Азовского морей. Возможно, что в число скифов включали и часть славян, обитавших в Среднем Приднестровье (скифы-пахари, или борисфеняне, от древнего назва­ния Днепра — Борисфен). В нашем языке с тех времен сохранились

слова, заимствованные из иранского,— бог, топор, собака и др. Для скифов было характерно развитие патриархального (домашнего) рабства, связанного с первобытно-общинными отношениями. Иму­щественное расслоение у скифов достигло значительных размеров, о чем свидетельствуют сокровища, найденные в курганах — захоро­нениях скифских царей.

В VI—IV вв. до н. э. скифы объединились в мощный племенной союз. В III в. до н. э. на его базе сложилось сильное Скифское госу­дарство со столицей в Неаполе Скифском (район Симферополя). При раскопках Неаполя Скифского археологи обнаружили значительные запасы зерна. Скифы-земледельцы выращивали «лучшую в мире пшеницу» (Геродот). Зерно из Скифии вывозилось в Грецию.

Греческие города-колонии.Посредниками в торговле хлебом были греческие города — рабовладельческие государства на побере­жье Черного моря. Наиболее известными из них были Ольвия (неда­леко от Николаева), Херсонес (на территории нынешнего Севастопо­ля), Пантикапей (Керчь), Питиус (Пицунда), Горгиппия (Анапа), Дио-скурада (Сухуми), Фасис (Поти), Танаис (близ Ростова-на-Дону), Керкинитида (Евпатория) и др.

Города Северного Причерноморья во многом копировали уст­ройство и образ жизни греческого мира. Античное рабство в отли­чие от рабства в восточных деспотиях и патриархального рабства народов, находившихся на стадии разложения первобытно-общин­ного строя, основывалось на высоком уровне развития товарного производства. Активная морская торговля стимулировала специа­лизацию производства. Сложились крупные земельные латифун­дии, производившие • зерно, вино, масло. Значительное развитие получило ремесло. В результате войн умножилось число рабов, которыми имели право владеть все свободные граждане.

Почти все города-государства Причерноморья были рабовла­дельческими республиками. Свободные граждане играли большую роль в управлении страной в античных государствах. За крепостной стеной возвышались величественные храмы, жилые и общественные здания. Через удобные гавани греческие корабли увозили в сосу­дах-амфорах из Причерноморья зерно, вино, масло, произведенные трудом рабов или купленные у соседних племен. Вывозились также рабы. Половина хлеба, которым питались афиняне, привозилась из Пантикапея (Керчи). В V в. до н. э. Пантикапей стал центром крупной рабовладельческой державы — Боспорского царства (V в. до н. э.— IV в. н. э.).

Боспорское царство вело непрерывные войны с соседними коче­выми народами. В 107 г. до н. э. в Боспоре произошло восстание ремесленников, крестьян, а также рабов под предводительством Сав-мака. Савмак был провозглашен царем Боспора. С помощью войск Митридата, царя Понта (государство в Малой Азии), восстание было

подавлено, а Савмак казнен. Восстание Савмака — первое известное крупное выступление народных масс на территории нашей страны.

В первых веках нашей эры рабовладельческие города-государства Причерноморья попали в зависимость от Рима. К III в. н. э. отчетливо проявился кризис рабовладельческого строя, а в IV—V вв. н. э. рабо­владельческие державы пали под натиском племен готов и гуннов.

Рабский труд в условиях перехода к железным орудиям стано­вился невыгодным. Нашествие варварских племен довершило паде­ние рабовладельческой цивилизации.

ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК

В то время как в наиболее благоприятном климатическом поясе Земли еще в период бронзового века получили развитие рабовла­дельческие цивилизации Месопотамии, Египта, Средиземноморья, Передней и Средней Азии, Индии, Китая, к северу и югу от них жили народы, находившиеся еще на стадии первобытно-общинного строя. Переходу этих народов к классовому обществу способствовало начало изготовления орудий труда из железа (рубеж 1-го тысячеле­тия н. э.). Широкое распространение месторождений железа в виде болотных руд, его дешевизна по сравнению с бронзой, более высо­кая производительность орудий из железа привели к вытеснению бронзовых и каменных изделий. Применение железа дало огромный толчок развитию производительных сил. Стала возможной более ин­тенсивная расчистка лесных массивов для земледелия, улучшилась обработка земли. Использование более совершенных железных ору­дий ремесленниками повлекло отделение ремесла от земледелия. Ре­месленники стали изготовлять изделия не только на заказ, но и для обмена, что означало появление простого товарного производства.

Использование железа вызвало преобразование общественных от­ношений как у народов, живших в условиях рабовладения, так и у тех племен, которые находились на стадии первобытно-общинного строя. Развитие производительных сил у первобытных племен спо­собствовало росту производства и появлению определенных излиш­ков, что приводило к появлению частной собственности и разложе­нию первобытно-общинных отношений. Как и в бронзовый век, вой­ны и грабежи значительно ускорили процесс имущественной дифференциации.

Широкое распространение железа на территории нашей страны относится к 1-му тысячелетию до н. э. Продвижение земледелия на север от зоны теплого климата привело к тому, что на землях, где жили наши далекие предки — славяне, также стали появляться пред­посылки для возникновения частной собственности; зарождалось классовое общество, требовавшее организации социальных отноше­ний, и, как естественный результат, складывалось государство.

Глава 2.

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ. ОБРАЗОВАНИЕ

ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Первые свидетельства о славянах.Славяне, как считает боль­шинство историков, обособились из индоевропейской общности в се­редине П тысячелетия до н. э. Прародиной ранних славян (прасла-вян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев — от реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считает, что праславянский язык начал склады­ваться позднее, в середине I тысячелетия до н. э.

Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия н. э. О славянах сообщают греческие, римские, араб­ские, византийские источники. Античные авторы упоминают славян под именем венедов (римский писатель Плиний Старший, историк Тацит, I в. н. э.; географ Птолемей Клавдий, II в. н. э.).

В эпоху Великого переселения народов (III—VI вв. н. э.), совпав­шего с кризисом рабовладельческой цивилизации, славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепной зонах, где в результате распростране­ния орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земле­дельческое хозяйство. Заселив Балканы, славяне сыграли значитель­ную роль в разрушении дунайской границы Византии.

Первые сведения о политической истории славян относятся к IV в. н. э. С Балтийского побережья германские племена готов проби­лись в Северное Причерноморье. Готский вождь Германарих был разбит славянами. Его преемник Винитар обманом заманил к себе 70 славянских старейшин во главе с Божем (Бусом) и распял их. Спус­тя восемь столетий неизвестный нам автор «Слова о полку Игореве» упомянул «время Бусово».

Особое место в жизни славянского мира занимали отношения с кочевыми народами степи. По этому степному океану, протянувше­муся от Причерноморья до Центральной Азии, волна за волной кс-ie-вые племена вторгались в Восточную Европу. В конце IV в. готский племенной союз был разбит тюркоязычными племенами гуннов, при­шедшими из Центральной Азии. В 375 г. орды гуннов заняли свои­ми кочевьями территорию между Волгой и Дунаем, а затем продви­нулись дальше в Европу до границ Франции. В своем продвижении на запад гунны увлекли часть славян. После смерти предводителя гуннов Атиллы (453 г.) гуннская держава распалась, и они были от­брошены на восток.

В VI в. тюркоязычные авары (русская летопись называла их об­рами) создали в южнорусских степях свое государство, объединив кочевавшие там племена. Аварский каганат был разбит Византией в

625 г. «Умом гордые» и телом великие авары-обры исчезли бесслед­но. «Погибли как обры» — эти слова с легкой руки русского лето­писца стали афоризмом.

Крупнейшими политическими образованиями VII—VIII вв. в юж­норусских степях были Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая — Тюркский каганат. Государства кочевников были не­прочными конгломератами степняков, промышлявших военной добы­чей. В результате распада Болгарского царства часть болгар под пред­водительством хана Аспаруха откочевала на Дунай, где была ассими­лирована жившими там южными славянами, взявшими себе имя воинов Аспаруха, т. е. болгар. Другая часть болгар-тюрок с ханом Батбаем пришла на среднее течение Волги, где возникла новая держа­ва— Волжская Болгария (Булгария). Ее соседом, занимавшим с сере­дины VII в. территорию Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крым, был Хазарский каганат, который взимал дань с приднепровских славян вплоть до конца IX в.

Восточные славяне в VI—IX вв.В VI в. славяне неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени — Византии. От этого времени до нас дошел ряд сочинений византийских авторов, содержащих своеобразные военные наставле­ния по борьбе со славянами. Так, например, византиец Прокопий из Кесарии в книге «Война с готами» писал: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в наро­доправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим... Они считают, что только Бог, тво­рец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды... У тех и других один и тот же язык... И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же».

Византийские авторы сравнивали образ жизни славян с жизнью своей страны, подчеркивая отсталость славян. Походы на Византию могли предприниматься только крупными племенными союзами сла­вян. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки славян, что ускоряло распад первобытно-общинного строя.

На образование крупных племенных объединений славян указы­вает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в Среднем Поднепровье. По имени старшего брата Кия якобы был на­зван основанный братьями Киев. Летописец отмечал, что такие же княжения были и у других племен. Историки считают, что эти собы­тия произошли в конце V—VI вв. н. э.

Территория восточных славян (VI—IX вв.)-Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере До Среднего Поднепровья на юге. Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными

15

финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ас­симиляции (смешивания) народов. В VI—IX вв. славяне объединя­лись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территори­ально-политический характер. Племенные союзы — этап на пути складывания государственности восточных славян.

В летописном рассказе о расселении славянских племен названо полтора десятка объединений восточных славян. Термин «племена» в отношении этих объединений был предложен историками. Вернее было бы назвать эти объединения племенными союзами. Эти союзы включали 120—150 отдельных племен, имена которых были уже ут­рачены. Каждое отдельное племя, в свою очередь, состояло из боль­шого количества родов и занимало значительную территорию (40—60 км в поперечнике).

Рассказ летописи о расселении славян был блестяще подтвержден археологическими раскопками в XIX в. Археологи отметили совпаде­ние данных раскопок (обряды погребения, женские украшения — ви­сочные кольца и т. п.), характерных для каждого племенного союза, с летописным указанием на место его расселения.

Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра (Киев). К северу от них, между устьями рек Десны и Роси, жили северяне (Чернигов). К западу от полян, на правобережье Днепра, «седеша в лесах» древляне. К северу от древлян, между реками Припятью и Западной Двиной, расселились дреговичи (от слова «дрягва» — боло­то), которые по Западной Двине соседствовали с полочанами (от реки Полота — притока Западной Двины). К югу от реки Буг распо­лагались бужане и волыняне, как считают некоторые историки,— по­томки дулебов. Междуречье Прута и Днепра населяли уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. По рекам Оке и Москве располагались вятичи; на запад от них жили кривичи; по реке Сожь и ее притокам — радимичи. Северную часть западных склонов Кар­пат занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильмен­ские словене (Новгород).

Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных пле­менных объединений восточного славянства. В центре их повество­вания— земля полян. Земля полян, как указывали летописцы, носила также название «русь». Историки полагают, что так звали одно из племен, жившее по реке Роси и давшее имя племенному союзу, ис­торию которого наследовали поляне. Это лишь одно из возможных объяснений термина «русь». Вопрос о происхождении этого названия до конца не выяснен.

Соседями восточных славян были на северо-западе балтийские летто-литовские (жмудь, литва, пруссы, латгалы, земгалы, курши) и финно-угорские (чудь-эсты, ливы) племена. Финно-угры соседствовали с восточными славянами и с севера, и на северо-востоке (водь, ижора, карелы, саами, весь, пермь). В верховьях Вычегды, Печоры и Камы жили югры, меря, черемисы-мары, мурома, мещера, мордва, буртасы.

На востоке, от впадения реки Белой в Каму до Средней Волги, распо­лагалась Волжско-Камская Булгария, ее население составляли тюрки. Их соседями были башкиры. Южнорусские степи в VIII—IX вв. зани­мали мадьяры (венгры) — финно-угорские скотоводы, которых после их переселения в район озера Балатон сменили в IX в. печенеги. На Нижней Волге и степных просторах между Каспийским и Азовским морями господствовал Хазарский каганат. В районе Черного моря до­минировали Дунайская Болгария и Византийская империя.

Путь «из варяг в греки».Великий водный путь «из варяг в гре­ки» был своеобразной «столбовой дорогой», связывавшей Северную и Южную Европу. Он возник в конце IX в. Из Балтийского (Варяжско­го) моря по реке Нева караваны купцов попадали в Ладожское озеро (Нево), оттуда по реке Волхов — в озеро Ильмень и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили «волоковыми путями». Запад­ным берегом Черного моря доходили до Константинополя (Царьгра-да). Наиболее развитые земли славянского мира — Новгород и Киев — контролировали северный и южный участки Великого торго­вого пути. Это обстоятельство дало основание ряду историков вслед за В. О. Ключевским утверждать, что торговля мехом, воском и ме­дом была главным занятием восточных славян, так как путь «из варяг в греки» был «главным стержнем экономической, политической, а по­том и культурной жизни восточного славянства».

Хозяйство славян.Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обна­ружившими семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огород­ных культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок и др.). Человек в те времена отождествлял жизнь с .пашней и хлебом, отсю­да и название зерновых культур «жито», сохранившееся до наших дней. О земледельческих традициях этого региона говорит заимство­вание славянами римской хлебной нормы — квадрантала (26,26 л), называвшегося на Руси четвериком и просуществовавшего в нашей системе мер и весов до 1924 г.

С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян. На севере, в районе таеж­ных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господ­ствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями труда были топор, а также мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами.

В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. Там плодородных земель было много и участки земли засевали в те­чение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили (пе­рекладывались) на новые участки. В качестве основных орудий тру­да здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным ле­мехом, т. е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.

С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе — лоша­дей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел), имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля).

Община.Низкий уровень производительных сил при ведении хо­зяйства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы, кото­рые надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог вы­полнить только большой коллектив; в его задачу входило также сле­дить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община — мир, вервь (от слова «веревка», которой измеряли землю при разделах).

К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь прежде всего не родство, а общ­ность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община вла­дела определенной территорией, на которой жили несколько семей. В общине было две формы собственности — личная и общественная. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собст­венность каждого общинника. В общем пользовании находились па­хотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.

Общинные традиции и порядки определяли уклад и характерные черты жизни русского крестьянства на протяжении многих и многих столетий.

В результате передачи князьями права на владение землей феода­лам часть общин попала под их власть. (Феод — наследственное вла­дение, пожалованное князем-сеньором своему вассалу, обязанному за это нести придворную, военную службу. Феодал — владелец феода, земельный собственник, эксплуатировавший зависимых от него кре­стьян.) Другим путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Но чаще всего в бояр-вотчин­ников превращалась старая родо-племенная знать, подчинявшая себе общинников.

Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были пла­тить подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.

Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер. И те и другие стремились обеспечить себя за счет внут­ренних ресурсов и еще не работали на рынок. Однако полностью без рынка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ре­месленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти фео­далов и обороны от внешних врагов.

Город.Город, как правило, строился на холме, на месте слияния двух рек, так как это обеспечивало надежную оборону от нападения врагов. Центральная часть города, защищенная валом, вокруг кото­рой возводилась крепостная стена, носила название кремля, крома или детинца. Там находились дворцы князей, дворы крупнейших феодалов, храмы, позднее и монастыри. С двух сторон кремль защи­щала естественная водная преграда. Со стороны основания кремлев­ского треугольника выкапывали ров, наполняемый водой. За рвом под защитой крепостных стен располагался торг. К кремлю примы­кали поселения ремесленников. Ремесленная часть города называлась посадом, а отдельные ее районы, населенные, как правило, ремеслен­никами определенной специальности,— слободами.

В большинстве случаев города строились на торговых путях, та­ких, как путь «из варяг в греки», или Волжский торговый путь, свя­зывавший Русь со странами Востока. Связь с Западной Европой под­держивалась также по сухопутным дорогам.

Точные даты основания древних городов неизвестны, но многие из них существовали ко времени первого упоминания в летописи, например Киев (легендарное летописное свидетельство о его основа­нии восходит к концу V—VI в.), Новгород, Чернигов, Переяславль Южный, Смоленск, Суздаль, Муром и др. По подсчетам историков, в IX в. на Руси было не менее 24 крупных городов, имевших крепо­стные укрепления.

Общественный строй.Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая вер­хушка— «нарочитые люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях — вечевых сходах.

Существовало ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сот­ни»). Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организа­цией была дружина. По археологическим данным и византийским ис­точникам, восточно-славянские дружины появились уже в VI—VII вв. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княже­ские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы за сбором дани назывались полюдьем. Сбор дани обычно проходил в ноябре—ап­реле и продолжался до весеннего вскрытия рек, когда князья возвраща­лись в Киев. Единицей обложения данью были дым (крестьянский

двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг).

Славянское язычество.Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетво­рял разнообразные силы природы или отражал социальные и обще­ственные отношения того времени. Важнейшими богами славян были Перун — бог грома, молнии, войны; Сварог — бог огня; Белее — по­кровитель скотоводства; Мокошь — богиня, оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл — бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос, что говорит об отсутствии еще устойчиво­го славянского межплеменного единства.

Образование Древнерусского государства.Племенные княжения славян имел

Наши рекомендации