Тема: Русское языкознание в I половине XX века
Планы семинарских занятий
Тема: Русские лингвистические школы XIX века
Семинар 1
План
I. Харьковская лингвистическая школа
1. Своеобразие взглядов А.А. Потебни в психологическом истолковании явлений языка.
2. Проблема соотношения языка, мышления и духовной деятельности народа. Вопрос о происхождении языка.
3. Учение о слове.
4. Проблемы сравнительно-исторического языкознания в трудах А.А. Потебни:
1) история становления и развития частей речи, грамматических категорий, отдельных грамматических форм;
2) синтаксическая теория;
3) вопросы исторической фонетики;
4) диалектологические исследования.
5. Труды А.А. Потебни по филологии и эстетике слова.
6. Значение идей А.А. Потебни в русском и мировом языкознании.
II. Московская лингвистическая школа
1. Проблема соотношения языка и мышления. Особенности языка и речи с точки зрения Ф. Ф. Фортунатова.
2. Внимание Ф.Ф. Фортунатова к формальной стороне языка, отказ от логистических схем:
1) учение о слове;
2) учение о словосочетании.
3. Проблемы сравнительно-исторического и типологического языкознания в трудах Ф.Ф. Фортунатова:
1) понятие о праязыке;
2) исследования в области фонетики, акцентологии, морфологии;
3) уточнение морфологической классификации языков.
4. Развитие идей Ф.Ф. Фортунатова в трудах А.А. Шахматова, М.Н. Петерсона, Н.Н. Дурново, М.М. Покровского.
5. Отличительные особенности теоретических взглядов представителей Московской школы. Значение Московской школы.
Семинар 2
План
III. Казанская лингвистическая школа
1. Особенности теоретических взглядов представителей Казанской школы.
2. Понятие о речевой деятельности, языке и речи в трудах И.А. Бодуэна де Куртенэ. Различные аспекты понятия «язык».
3. Аспекты изучения языка. Понятие системности и знаковости языка в трудах ученых Казанской школы.
4. Проблемы происхождения и развития языка в работах И.А. Бодуэна де Куртенэ. Три аспекта функционирования языка, выделяемых ученым.
5. Учение И.А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме, его значение в русском и мировом языкознании.
6. Требование к объективному анализу языковых явлений и к исследованию их во взаимосвязи. Внимание И.А. Бодуэна де Куртенэ к социальной дифференциации языка.
7. Значение трудов И.А. Бодуэна де Куртенэ, Н.В. Крушевского, В.А. Богородицкого в развитии русского языкознания. Традиции Казанской школы в современном языкознании.
Основная литература
Звегинцев В.А. История языкознания XIX – XX в очерках и извлечениях. Ч. 1. – М., 1964.
Смирнов С.В. Отечественные филологи-слависты середины XVIII – начала XX вв. – М., 2001.
Хрестоматия по истории русского языкознания / Под ред. Ф.П. Филина. – М., 1973.
Дополнительная литература
Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. – Т. 1, 2. – М., 1963.
Будагов Р.А. Портреты языковедов XIX – XX вв. Из истории лингвистических учений. – М., 1988.
Виноградов В.В. История русских лингвистических учений. – М., 1978.
Потебня А.А. Мысль и язык // Потебня А.А. Эстетика и поэтика. – М., 1976.
Фортунатов Ф.Ф. Избранные труды. – Т.1. – М., 1965.
Франчук В. Ю. А. А. Потебня и славянское языкознание // Вопросы языкознания. – 1992. – № 4.
Широков О.С. И.А. Бодуэн де Куртенэ и московская функциональная школа // Вестник Москов. ун-та, серия 9, филология. – 1995. – № 6.
Щерба Л.В. Ф.Ф. Фортунатов в истории науки о языке // Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1974.
Тема: Русское языкознание в I половине XX века
Семинар 3
План
1. Традиции русских лингвистических школ XIX века в трудах ученых начала XX века.
2. Проблемы теории языка и речи в работах Л.В. Щербы, А.И. Смирницкого.
3. Сравнительно-исторические и типологические исследования А.М. Селищева, Е.Д. Поливанова, В.В. Виноградова, С.П. Обнорского, А.И. Соболевского, А.А. Шахматова, И.И. Мещанинова и др.
4. Социологическая проблематика в работах А.М. Селищева, Б.А. Ларина, Е.Д. Поливанова, В.М. Жирмунского, Л.П. Якубинского, Ф.П. Филина и др.
5. Вопросы языкового строительства в истории Советского государства. Труды Д.В. Бубриха, Е.Д. Поливанова, Н.Ф. Яковлева и др.:
1) реформа русского алфавита и правописания, результаты работы орфографической комиссии под руководством Ф.Ф. Фортунатова;
2) создание алфавитов для бесписьменных народов;
3) проблемы образования новых литературных языков.
6. «Новое учение» о языке Н.Я. Марра – кризисная ситуация в языкознании.
Семинар 4
План
1. Психологический подход к изучению языка и речи и теория значения в трудах Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубенштейна.
2. Проблемы нормативной и описательной грамматики в трудах Л.В. Щербы, А.М. Пешковского, Г.О. Винокура. Создание словарей. Деятельность Д.Н. Ушакова.
3. Развитие фонологии в русском языкознании. Традиции И.А. Бодуэна де Куртенэ в трудах МФШ, ЛФШ (СПбФШ), Н.С. Трубецкого по фонологии.
9. Исследования в области стилистики и поэтики. Труды Е.Д. Поливанова, В.М. Жирмунского, А.М. Пешковского, Г.О. Винокура, В.В. Виноградова, Б.Л. Ларина, представителей ОПОЯЗа.
Основная литература
Алпатов В.М. История лингвистических учений. – М., 1998.
Звегинцев В.А. История языкознания XIX – XX в очерках и извлечениях. Ч. 2. – М., 1964.
История советского языкознания. Хрестоматия /Сост. Ф.М. Березин. – М., 1988.
Смирнов С.В. Отечественные филологи-слависты середины XVIII – начала XX вв. – М., 2001.
Дополнительная литература
Будагов Р.А. Портреты языковедов XIX – XX вв. Из истории лингвистических учений. – М., 1988.
История русских лингвистических учений: Методические и хрестоматийные материалы./ Ерофеева Т.И. – Пермь, 1998.
Ларин Б.А. Значение работ академика Л.В. Щербы в русском языкознании // Ларин Б. А. История русского языка и общее языкознание. – М., 1977.
Поливанов Е.Д. Статьи по общему языкознанию. – М., 1968.
Отечественные лексикографы XVIII – XX века. – М., 2000.