Возвышение Москвы XIV-XV вв. XV век - золотой век русской культуры

XIV век - у истоков Московской Руси

1380 - Куликовская битва. Дмитрий Донской.

· Недалеко от Москвы, откуда князь вел свои войска, ему явилась икона Николая Угодника. Здесь велел основать Николо-Угрешский монастырь.

· Получил благословение на битву от Сергия Радонежского. В миру его имя было Варфоломей. Картина Нестерова «Явление отроку Варфоломею».

· Сергий был духовным отцом и наставником Дмитрия Донского.

· Сергий дал Дмитрию монахов Пересвета и Ослябю.

· Сергий основал Троице-Сергиеву лавру в Радонеже, в советское время переименован в Загорск, сейчас - Сергиев Посад.

· Здесь жил и работал Андрей Рублев, который написал «Троицу» по заказу отца Сергия.

1147 - первое упоминание в летописи о Москве.

Основатель Московского княжества - сын Александра Невского Даниил Александрович (1281-1325) - стал родоначальником династии московских князей. Первый погребен в Архангельском соборе. Иван Калита - его сын.

К XV веку Москва занимает особое место в православном мире.

· 1453 год - падение Константинополя от турецких захватчиков

· Москва - преемница Византии в православном мире. Концепция «Москва - III Рим и IV не бывать».

· герб от Византии - двуглавый орел со сложенными крыльями.

· титул государя и самодержца всея Руси первый стал употреблять Иван III.

· покровитель Москвы Георгий Победоносец, изображен на гербе Москвы.

Грамотность. Развитие устного народного творчества. Былины о борьбе с татарами. Появляются новые легенды - «Сказание о невидимом граде Китеже». В XIX веке Римский-Корсаков пишет оперу с таким же названием.

Летописный центр в Москве:

· сер. XVв. - «Сказание о Мамаевом побоище»

· «Задонщина», которая по своему значению равна «Слову о полку Игореве». Содержится призыв к объединению. Автор Софоний Рязанец.

· первый русский хронограф, составленный Петром Лагофетом

· 1417-1418 - «Житие Сергия Радонежского» - автор Епифаний Премудрый.

· Новые литературные жанры - «Хождения» или путешествия.

· 1472 - Афанасий Никитин «Хождение за три моря» (путешествие в Индию).

Строительство ансамбля Московского Кремля

Этапы строительства: I - Иван Калита, II - Дмитрий Донской (белокаменные стены), III - Иван III.

Стены и башни Кремля. 18-20 башен. Главная - Спасская с часами. Имеют названия: Арсенальная, Боровицкая, Водовзводная и др. Зубцы башен (мерлон) в форме ласточкина хвоста появились из Италии, где считались знаком принадлежности к партии гибеллинов, которые боролись против власти папы Римского. Считается, что такая форма зубцов изображает взмах крыльев орла, бывшего императорским гербом.

XV век - в центре находится Соборная площадь. Ее окружают:

Дата Название Архитектор Назначение
1475-1479 Успенский собор Аристотель Фиораванти государственное значение, русские цари венчались на царство. Образец - владимирский собора, имеет пять глав.
1484-1489 Благовещенский собор псковские мастера домовая церковь русских царей.
1505-1509 Архангельский собор Алевиз Новый усыпальница московских князей, начиная с Даниила Александровича до Петра I, который основал новую столицу и похоронен в Петербурге.
1484—1485 Церковь Ризположения псковские мастера церковь для митрополита
1487-1493 Грановитая палата Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари Название происходит от граней, украшавших наружные стены. Знаменитый тронный зал - 500 кв.м, в центре находится один столб, на котором держатся своды.
1505-1508 Колокольня Ивана Великого Бон Фрязин, достраивали Петрок Малый, Федор Конь высота 81 м, самая высокая постройка в Кремле.
Вторая половина XV в рельефы св. Георгия в Успенском соборе и над воротами Спасской башни. В. Д. Ермолин  
XVI век Белый город Федор Конь  

Расцвет иконописи

· Иконы пишут на досках темперой (смесь яичного желтка с красителем).

· С XIV века иконы в церквях помещают на иконостасе - перегородка, отделяющая алтарь от основной части храма.

· Иконостас - русское явление, в Византии не было.

· Иконы располагают рядами (чин). Деисусный чин - ряд иконостаса, где изображена сцена моления Богоматери перед Христом.

Андрей Рублев

· 1408 - с Даниилом Черным расписывали Успенский собор во Владимире

· Деисусный чин из Звенигорода

· Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре

· икона «Троица»

· 1405 - с Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца расписывают Благовещенский собор. Иконостас.

· предположительно, похоронен в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве. Сейчас там музей древнерусской живописи им. А. Рублева.

Было ли Возрождение на Руси?

В той форме, как в Италии, конечно, нет. Россия развивалась в русле средневековой художественной культуры:

· Церковь занимала ведущее положение в жизни

· искусство носило культовый характер

· отсутствовали светские жанры живописи

· каноничность

· коллективность творчества

· анонимность

· искусство не было профессиональным

· своеобразие культуры - традиционность и замкнутость.

Но в искусстве появляется интерес к внутреннему миру, оно обращается к человеку и его чувствам, к его эмоциональной сфере. Академик Д. С. Лихачев называет этот период Предвозрождением, которое не перешло в Возрождение, а замолчало на несколько веков (до нач. XVIII века).

Итоги развития культуры

После противостояния на р. Угре Русь получает независимость и выбирает собственный путь развития, связанный с укреплением русской государственности.

Наши рекомендации