Возвышение Москвы XIV-XV вв. XV век - золотой век русской культуры
XIV век - у истоков Московской Руси
1380 - Куликовская битва. Дмитрий Донской.
· Недалеко от Москвы, откуда князь вел свои войска, ему явилась икона Николая Угодника. Здесь велел основать Николо-Угрешский монастырь.
· Получил благословение на битву от Сергия Радонежского. В миру его имя было Варфоломей. Картина Нестерова «Явление отроку Варфоломею».
· Сергий был духовным отцом и наставником Дмитрия Донского.
· Сергий дал Дмитрию монахов Пересвета и Ослябю.
· Сергий основал Троице-Сергиеву лавру в Радонеже, в советское время переименован в Загорск, сейчас - Сергиев Посад.
· Здесь жил и работал Андрей Рублев, который написал «Троицу» по заказу отца Сергия.
1147 - первое упоминание в летописи о Москве.
Основатель Московского княжества - сын Александра Невского Даниил Александрович (1281-1325) - стал родоначальником династии московских князей. Первый погребен в Архангельском соборе. Иван Калита - его сын.
К XV веку Москва занимает особое место в православном мире.
· 1453 год - падение Константинополя от турецких захватчиков
· Москва - преемница Византии в православном мире. Концепция «Москва - III Рим и IV не бывать».
· герб от Византии - двуглавый орел со сложенными крыльями.
· титул государя и самодержца всея Руси первый стал употреблять Иван III.
· покровитель Москвы Георгий Победоносец, изображен на гербе Москвы.
Грамотность. Развитие устного народного творчества. Былины о борьбе с татарами. Появляются новые легенды - «Сказание о невидимом граде Китеже». В XIX веке Римский-Корсаков пишет оперу с таким же названием.
Летописный центр в Москве:
· сер. XVв. - «Сказание о Мамаевом побоище»
· «Задонщина», которая по своему значению равна «Слову о полку Игореве». Содержится призыв к объединению. Автор Софоний Рязанец.
· первый русский хронограф, составленный Петром Лагофетом
· 1417-1418 - «Житие Сергия Радонежского» - автор Епифаний Премудрый.
· Новые литературные жанры - «Хождения» или путешествия.
· 1472 - Афанасий Никитин «Хождение за три моря» (путешествие в Индию).
Строительство ансамбля Московского Кремля
Этапы строительства: I - Иван Калита, II - Дмитрий Донской (белокаменные стены), III - Иван III.
Стены и башни Кремля. 18-20 башен. Главная - Спасская с часами. Имеют названия: Арсенальная, Боровицкая, Водовзводная и др. Зубцы башен (мерлон) в форме ласточкина хвоста появились из Италии, где считались знаком принадлежности к партии гибеллинов, которые боролись против власти папы Римского. Считается, что такая форма зубцов изображает взмах крыльев орла, бывшего императорским гербом.
XV век - в центре находится Соборная площадь. Ее окружают:
Дата | Название | Архитектор | Назначение |
1475-1479 | Успенский собор | Аристотель Фиораванти | государственное значение, русские цари венчались на царство. Образец - владимирский собора, имеет пять глав. |
1484-1489 | Благовещенский собор | псковские мастера | домовая церковь русских царей. |
1505-1509 | Архангельский собор | Алевиз Новый | усыпальница московских князей, начиная с Даниила Александровича до Петра I, который основал новую столицу и похоронен в Петербурге. |
1484—1485 | Церковь Ризположения | псковские мастера | церковь для митрополита |
1487-1493 | Грановитая палата | Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари | Название происходит от граней, украшавших наружные стены. Знаменитый тронный зал - 500 кв.м, в центре находится один столб, на котором держатся своды. |
1505-1508 | Колокольня Ивана Великого | Бон Фрязин, достраивали Петрок Малый, Федор Конь | высота 81 м, самая высокая постройка в Кремле. |
Вторая половина XV в | рельефы св. Георгия в Успенском соборе и над воротами Спасской башни. | В. Д. Ермолин | |
XVI век | Белый город | Федор Конь |
Расцвет иконописи
· Иконы пишут на досках темперой (смесь яичного желтка с красителем).
· С XIV века иконы в церквях помещают на иконостасе - перегородка, отделяющая алтарь от основной части храма.
· Иконостас - русское явление, в Византии не было.
· Иконы располагают рядами (чин). Деисусный чин - ряд иконостаса, где изображена сцена моления Богоматери перед Христом.
Андрей Рублев
· 1408 - с Даниилом Черным расписывали Успенский собор во Владимире
· Деисусный чин из Звенигорода
· Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре
· икона «Троица»
· 1405 - с Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца расписывают Благовещенский собор. Иконостас.
· предположительно, похоронен в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве. Сейчас там музей древнерусской живописи им. А. Рублева.
Было ли Возрождение на Руси?
В той форме, как в Италии, конечно, нет. Россия развивалась в русле средневековой художественной культуры:
· Церковь занимала ведущее положение в жизни
· искусство носило культовый характер
· отсутствовали светские жанры живописи
· каноничность
· коллективность творчества
· анонимность
· искусство не было профессиональным
· своеобразие культуры - традиционность и замкнутость.
Но в искусстве появляется интерес к внутреннему миру, оно обращается к человеку и его чувствам, к его эмоциональной сфере. Академик Д. С. Лихачев называет этот период Предвозрождением, которое не перешло в Возрождение, а замолчало на несколько веков (до нач. XVIII века).
Итоги развития культуры
После противостояния на р. Угре Русь получает независимость и выбирает собственный путь развития, связанный с укреплением русской государственности.